Дама придворная в платье парадном / “Русский ковчег” (2002)
selyanka1 — 08.04.2022Легендарный фильм Александра Сокурова “Русский ковчег” (2002) известен в первую очередь тем, что снят одним дублем без остановки камеры и без последующего монтажа.
Сюжет... За чуть менее чем полтора часа маркиз де Кюстин (Сергей Дрейден) проходит 3 века русской истории, встречает известных правителей в камерной и парадной обстановке и попутно любуется картинами в Эрмитаже. Художники по костюмам ― Лидия Крюкова, Тамара Сеферян, Мария Гришанова ― проделали большую работу для фильма и получили за нее премию “Ника”
В картине было занято около тысячи исполнителей. И как это это почти всегда бывает, только часть костюмов, около 360, была пошита специально для фильма. Остальное — “из подбора”. Например, для первого бала использовались наряды “Звезды пленительного счастья” (1975) и других картин "Ленфильма". Еще 20 костюмов отобрано в Мариинском театре.
Этот пост будет посвящен только использованию в фильме русских придворных платьев XIX века
Один из эпизодов ― аудиенция персидских послов у Николая I. В августе 1829 года 16-летний персидский принц Хозрев-Мирза в Зимнем дворце вручил Николаю I шахскую грамоту — "извинительное письмо" за убийство русской дипмиссии и А.С.Грибоедова.
Слева: Придворные дамские наряды, альбом 1834 года. Фрейлины императрицы в красном “сарафане” с белой юбкой, золотым шитьём и резным золотым кокошником. Справа: Гербовый зал Зимнего дворца (фрагмент). А. Ладюрнер (1834)
Слева Соколов П.Ф. Мария Петровна Кикина-Волконская изображена в русском придворном платье фрейлины, 1839 г. Справа Княжна Ольга Николаевна Репнина-Волконская, в замужестве герц. Лейхтенбергская (1872—1953). 1890-е годы
Слева парадное платье императрицы Александры Федоровны. Мастерская О. Бульбенковой, конец XIX—нач. ХХ вв, Эрмитаж. Справа Пимен Орлов. Портрет неизвестной в придворном русском платье. Около 1835, Эрмитаж.
Русские парадные платья с выставки в Историческом музее, Москва
В центре платье придворное парадное фрейлины императрицы. Санкт-Петербург, мастерская Ольги Николаевны Бульбенковой. Конец XIX — начало XX века. Бархат, атлас, золоченая нить, бить, фасонные плашки; ручная и машинная работа, золочение, золотое шитье.
Справа придворное парадное платье императрицы Марии Федоровны. Санкт-Петербург, ателье "Изамбар Шансо", вышивка — мастерская "А.Ламан", 1880-ые гг. Бархат, шелк, золоченая нить, бить, канитель, металл; ручная и машинная работа, золочение, золотое шитье.
Русские парадные платья с выставки в Историческом музее, Москва
В фильме два придворных бала с разницей в чуть меньше столетия: эпохи Николая I и Николая II (1904 года), и придворные платья использованы на обoих.
Отсюда
А вы смотрели "Русский ковчег"?