рейтинг блогов

Дама придворная в платье парадном / “Русский ковчег” (2002)

топ 100 блогов selyanka108.04.2022 Дама придворная в платье парадном / “Русский ковчег” (2002)

Легендарный  фильм Александра Сокурова “Русский ковчег” (2002) известен в первую очередь тем, что снят  одним дублем без остановки камеры и без последующего монтажа.

Как и многие другие фильмы Сокурова снят был “Русский ковчег” специально для Каннского кинофестиваля (где остался без призов), в России вышел всего на 2 экранах и до сих пор мало известен отечественной публике, но в американском прокате стал хитом, после чего был объявлен шедевром

Сюжет... За чуть менее чем полтора часа маркиз де Кюстин (Сергей Дрейден) проходит 3 века русской истории, встречает известных правителей в камерной и парадной обстановке и попутно любуется картинами в Эрмитаже. Художники по костюмам ― Лидия Крюкова, Тамара Сеферян, Мария Гришанова ― проделали большую работу для фильма и получили за нее премию “Ника”

В картине было занято около тысячи исполнителей. И как это это почти всегда бывает, только часть костюмов, около 360, была пошита специально для фильма. Остальное — “из подбора”. Например, для первого бала использовались наряды “Звезды пленительного счастья” (1975) и других картин "Ленфильма". Еще 20 костюмов отобрано в Мариинском театре.

Этот пост будет посвящен только использованию в фильме русских придворных платьев XIX века

Один из эпизодов ― аудиенция персидских послов у Николая I. В августе 1829 года 16-летний персидский принц Хозрев-Мирза в Зимнем дворце вручил Николаю I шахскую грамоту — "извинительное письмо" за убийство русской дипмиссии и А.С.Грибоедова.

Дама придворная в платье парадном / “Русский ковчег” (2002) 1 Russian-Ark-2002-1.jpg

Дама придворная в платье парадном / “Русский ковчег” (2002) 4 Russian-Ark-2001.jpg
   
При этом, как мы видим, в фильме множество придворных дам на аудиенции одеты в так называемое “русское придворное / парадное платье”. Художники по костюмам здесь пошли на анахронизм.  Николай I  регламентировал парадную одежду придворных дам только в 1834 году, через 5 лет после аудиенции.
Дама придворная в платье парадном / “Русский ковчег” (2002) 2 Russian-Ark-2002-720p1.jpg
   
Фасон парадного придворного платья был одинаковый. Это бархатное распашное верхнее платье с удлиненными разрезными рукавами и белая юбка. Отличались только цвета и шитье. Так, штатс-дамы и камер-фрейлины носили зеленое с золотым шитьем, наставницы великих княжон синее с золотым. У фрейлин Ее Величества были платья “пунцового цвета” с золотным шитьем, а у фрейлинам ― тоже пунцовые, но с серебряным. Фрейлины великих княжон могли пошить светло-синие платья с золотным шитьем, а  платье бархатное светло-синего цвета; юбка белая; шитье золотое, того же узора, а гофмейстерины при фрейлинах малиновое с золотом. Приезжающие ко Двору “городские” дамы могли использовать любые цвета, кроме уже назначенных придворных дамам. При этом покрой должен быть тот же. И всем дамам полагался кокошник, а девицам ― повязка на голову.

   
Дама придворная в платье парадном / “Русский ковчег” (2002)
Слева: Придворные дамские наряды, альбом 1834 года. Фрейлины императрицы в красном “сарафане” с белой юбкой, золотым шитьём и резным золотым кокошником.  Справа: Гербовый зал Зимнего дворца (фрагмент). А. Ладюрнер (1834)

Дама придворная в платье парадном / “Русский ковчег” (2002)
Слева Соколов П.Ф. Мария Петровна Кикина-Волконская изображена в русском придворном платье фрейлины, 1839 г. Справа Княжна Ольга Николаевна Репнина-Волконская, в замужестве герц. Лейхтенбергская (1872—1953). 1890-е годы

Дама придворная в платье парадном / “Русский ковчег” (2002)
Слева парадное платье императрицы Александры Федоровны. Мастерская О. Бульбенковой, конец XIX—нач. ХХ вв, Эрмитаж. Справа Пимен Орлов. Портрет неизвестной в придворном русском платье. Около 1835, Эрмитаж.

Дама придворная в платье парадном / “Русский ковчег” (2002) IMG-20210321-120904.jpg
Русские парадные платья с выставки в Историческом музее, Москва

Дама придворная в платье парадном / “Русский ковчег” (2002) 11 Capture.JPG
Слева платье придворное парадное статс-дамы. Санкт-Петербург, мастерская Ольги Николаевны Бульбенковой. Конец XIX века. Бархат, атлас, металл, золоченая нить, бить, блестки; ручная и машинная работа, золочение, золотое шитье.
Покрой платья соответствует требованиям к парадному дамскому костюму, определенным Указом императора Николая I в феврале 1834 года.
В центре платье придворное парадное фрейлины императрицы. Санкт-Петербург, мастерская Ольги Николаевны Бульбенковой. Конец XIX — начало XX века. Бархат, атлас, золоченая нить, бить, фасонные плашки; ручная и машинная работа, золочение, золотое шитье.
Справа придворное парадное платье императрицы Марии Федоровны. Санкт-Петербург, ателье "Изамбар Шансо", вышивка — мастерская "А.Ламан", 1880-ые гг. Бархат, шелк, золоченая нить, бить, канитель, металл; ручная и машинная работа, золочение, золотое шитье.
Изамбар Шансо — глава петербургской модной мастерской дамского платья конца XIX — начала XX веков, выполнявший парадные придворные шлейфы. Именно эта мастерская получила почетный заказ на изготовление нескольких платьев императрицы Марии Федоровны для коронационных торжеств 1883 года. В их числе было и данное платье.
               
Дама придворная в платье парадном / “Русский ковчег” (2002) IMG-20210321-120833.jpg
Русские парадные платья с выставки в Историческом музее, Москва

             
Дама придворная в платье парадном / “Русский ковчег” (2002) 3 Russian-Ark-2001.jpg
         
В фильме два придворных бала с разницей в чуть меньше столетия: эпохи Николая I и Николая II (1904 года), и придворные платья использованы на обoих.
                 
Дама придворная в платье парадном / “Русский ковчег” (2002) 6 Russian-Ark-20021.jpg
Бал 1830-х гг.
     
Дама придворная в платье парадном / “Русский ковчег” (2002) 5 Russian-Ark-2002-71.jpg
Бал начала XX века

Дама придворная в платье парадном / “Русский ковчег” (2002) 7 Russian-Ark-21.jpg
           
Одно из использованных платьев можно увидеть на постоянной экспозиции в Ленфильме. Как гласит легенда, это подлинное  придворное платье, приобретенное Г.А. Александровым, создателем сада “Аквариум” еще в 19 веке (театр “Аквариум” в последствие “перерос” в киностудию). Платье использовалось в театре на сцене, на съемочной площадке. Естественно, что бархат истерся, и золотое шитье осыпалось. Для "Русского ковчега" бархат отреставрировали, а на белой юбке  использовали уже не золотное шитье, а золотую печать.
     
Дама придворная в платье парадном / “Русский ковчег” (2002) 10 Capture.JPG


Дама придворная в платье парадном / “Русский ковчег” (2002) 8 Russian-Ark-2002-720p-Blu-Ray-1.jpg
             
Аналогичного типа платье на статистке

Дама придворная в платье парадном / “Русский ковчег” (2002) 9 Russian-Ark-2001.jpg

Отсюда

А вы смотрели "Русский ковчег"?


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
- у нас понедельник (у вас, кстати, тоже), а это значит, что пришло время кинохроники! Давно у нас не было подборок ее. В этом году - так и вообще ни разу! *смейтесь* Ничего нового я не сделал, поэтому мы будем смотреть мое любимое из уже когда-то (давно) выложенного. Я снабдил ...
У нас в клинике поставили камеры. Почти везде поставили - в терапии, в ...
...
Пишут завтра Леви и пресса приезжают в Харьков , прямо в детский сад. Хотят новый год Древнего Египта отметить, судя по календарю. У кого есть разум, бегите оттуда подальше и, главное, детей ...
Москва, Ермолаевский пер., 28 строение 1. Особняк Ф.О. Шехтеля, 1896 г.  26 июля (7 августа) 1859 родился  Федор Осипович Шехтель (Франц-Альберт Шехтель). Поэтому сегодня ...