"Дальний космос" (Stowaway): Отличный фильм был так близко
lozga — 10.05.2021 Недавно в цифровую дистрибуцию вышел фильм "Дальний космос" (Stowaway), рассказывающий о том, как непонятным образом оказавшийся в корабле "заяц" подвергает опасности пилотируемую марсианскую миссию. Малобюджетный, но удивительно хорошо снятый, с любовью к техническим деталям, фильм мог бы стать лучшей космической фантастикой за последние несколько лет. Но, увы, все портит сюжет.Постер
Под катом спойлеры, вас предупредили.
Фильм начинается сразу со сцены старта. Три астронавта летят на чем-то, что, судя по переговорам и прочей информации, очень сильно базируется на Спейс Шаттле: запуск основных двигателей за несколько секунд до старта, аварийные режимы и многое, многое другое.
Кадр из фильма
RTL - это RTLS, Return To Launch Site, возврат к месту старта, аварийный режим, который предполагался для шаттлов, но ни разу не выпал на практике. Орбитер не мог безопасно сесть на воду, поэтому в случае отказа основного двигателя вскоре после отделения боковых ускорителей, шаттл должен был развернуться, погасить набранную скорость, разогнаться в обратном направлении и вернуться на аэродром недалеко от места старта. Для капсул от "Меркуриев" до Crew Dragon этот режим не имеет смысла, они и так штатно садятся на воду. TAL - это Transatlantic Abort, аварийный режим шаттла с посадкой на аэродроме с другой стороны Атлантического океана.
Да, конечно, при желании можно возмущаться неправильной последовательности называемых событий, например, "Max Q", участок максимального скоростного напора, который в реальности происходит в районе второй минуты полета, перенесли далеко в космос аж на участок отлетной траектории. Или тому, что на реальных шаттлах тряска заканчивалась в момент отделения боковых твердотопливных ускорителей. Также занимающие в реальности больше суток операции (десять минут для выхода на орбиту и минимум сутки на разгон и сближение с перелетным кораблем) сжали в три минуты. Но возмущаться не хочется, нам примерно правильно показали самые яркие и интересные участки полета, это специфика языка кино. Даже наоборот, фраза "Negative return", звучавшая в реальных пусках шаттлов и обозначавшая конец участка применимости режима RTLS, оказывается вполне на месте в ситуации, когда корабль уже потратил топливо на разгон и не может легко вернуться на Землю.
Но, оказывается, летят наши герои на эклектике ракетной техники. Как вам вот такая здоровенная ступень с расположением двигателей в стиле "Сатурна V" и посадочными опорами от Falcon 9? Отдельную улыбку вызывает то, что эти опоры применяются на первой ступени, а у нас тут уже вышедшая на орбиту верхняя ступень, для которой это лишний груз.
Корабль же представляет собой не шаттл, а капсулу.
Дальше начинаются действительно интересные вещи. Оказывается, наши герои состыковались с циклером, кораблем, который находится на орбите, пересекающей земную и марсианскую орбиты, и, действительно, отлично подходящим для обеспечения пилотируемых перелетов Земля-Марс-Земля. Внешний вид практически копирует Международную космическую станцию, и это очень правильно: наработанные технологии МКС должны использоваться в будущем, да и циклер вполне можно назвать очень своеобразной орбитальной станцией. Из эмблем миссий, висящих на стене, видно, что его, как и МКС, собирали и расширяли много лет, то есть перед нами не первопроходцы, а рутинная миссия, одна из многих.
Убивающей сразу много зайцев является идея поддержания искусственной гравитации вращением - станция находится на одном конце длинного троса, ракетная ступень является противовесом, а посередине расположены солнечные панели. Астронавты избавлены от проблем для организма, вызываемых невесомостью, а у съемочной группы не болит голова о том, как ее изображать.
Где-то примерно тут даже у космического гика начинают отчетливо перевешивать положительные эмоции. Антураж хорошо продуман, симпатично снят и выглядит как у блокбастера с на порядок большим бюджетом. У фильма было аж десять технических консультантов, двое из NASA JPL, один из центра Маршалла NASA, один - настоящий астронавт и, в качестве одного из консультантов по аэрокосмическому конструированию, известный научно-популярный видеоблогер Скотт Мэнли (Scott Manley).
И во всю эту идиллию из-под стенной панели вываливается "заяц", запускающий сюжет. Нам так и не объяснят, как и зачем он оказался на корабле, наименее неправдоподобной выглядит гипотеза очень жестокой шутки его коллег по подготовке корабля к полету, но и к ней остается масса вопросов.
К сожалению, сюжет оказывается диктатором, которому подчиняется все, включая здравый смысл. Да, нам объясняют, что на циклере после многих успешных миссий стали забивать на необходимые для безопасности резервы и увеличили экипаж с двух до трех человек, но отсутствие запасов (изначально заложенных или оставшихся от предыдущих миссий), невозможность придумать что-то из имеющихся ресурсов и невозможность как-то облегчить себе задачу, даже, банально, остановить на время вращение корабля, чтобы не заниматься альпинизмом в скафандре, говорит о том, что никакое количество технических консультантов не смогло пересилить сюжет. По рассказам самого Мэнли, в исходной версии сценария были еще более неправдоподобные аварии, которые исчезли, возможно, главным образом из-за стоимости их съемки.
Нравственная дилемма, являясь вариантом проблемы вагонетки, неизбежно хороша и, скорее всего, вызовет этические дискуссии, если вы смотрите фильм в компании.
Три четверти фильма, при всех огрехах, являются прекрасным образцом твердой научной фантастики, с нравственной проблемой вдобавок. Увы, если произвол сценаристов в виде космического "зайца" еще можно простить, то в последней четверти картины сюжет срывается с цепи окончательно, загрызает остатки здравого смысла и делает фильм гораздо менее привлекательным. Даже пересказывать или анализировать смысла нет.
Единственное, что стоит отметить, визуальное отображение пролета через корональный выброс массы не так уж и абсурдно, как может показаться. На циклере могла стоять система активной радиационной защиты, проекты которой существуют, и, в лаборатории, вполне способны порождать симпатичные визуальные эффекты.
Также к минусам лично я отнес бы то, что никак не показана работа Земли: ау, у вас там космические агентства с кучей специалистов, я понимаю, что им сюжетом запрещено придумать способ спасения, но выглядит так, что они и не пытаются. Также удивительно беспомощным персонажем оказалась капитанша миссии, особенно ярко это заметно в сцене, когда она сидит в радиационном убежище и смотрит на геройствующих астронавтов в иллюминатор.
В целом, фильм отличается огромным количеством замечательных, продуманных, правдоподобных и даже милых деталей реальной возможной марсианской миссии (серьезно, там даже дышат кислородом перед выходом в открытый космос!), которые совершенно безжалостно давит сюжет. Если бы действие на экране развивалось ближе к логике, здравому смыслу и правилам проектирования инженерных систем, у нас бы был прекрасный космический фильм, которые последнее время встречаются довольно редко.
P.S. А еще после просмотра фильма я вспомнил очень мрачную игру Tharsis. Корабль летит на Марс, начинаются аварии и происшествия, и, при участии игрока, начинается невообразимо трагичная драма героизма, самопожертвования, жестоких решений и даже каннибализма.
Нажмите эту кнопку, и вам будет приходить сообщение, когда выйдет мой новый пост.
Я в социальных сетях:Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube
Поблагодарить деньгами: Яндекс.Деньги, PayPal, Webmoney
|
</> |