"Даже у алкаша есть взгляд". Что американцам стоит перенять у русских. Интервью
ru_open — 25.12.201812 лет назад американец Тим Керби перебрался из американского гетто (Кливленд, штат Огайо) в российскую хрущевку. Переехать в Россию было его осознанным выбором. Многие россияне не понимают, как можно променять Штаты на Россию, и часто об этом спрашивают. К таким россиянам он относится с сочувствием, как и к тем, кто хочет свалить из России: "Это их дело. Есть же разные люди и разные желания. Все, кто ненавидят эту страну, пусть уезжают. Там они увидят, правы они были или нет. Пусть найдут свое счастье".
RuOpen: А в США лучше, получается?
Тим Керби: Да, русские гордятся, что во многих областях русский человек умнее (по результатам экзаменов, российских инженеров в США очень хвалят), но, с другой стороны, если лох думает, что он сможет, а гений думает, что не сможет, кто победит? Поэтому это очень распространенная проблема в России, что «все здесь невозможно, все плохо, ничего не будет».
Мне очень не нравится менталитет «я не могу». Проблема русского человека в том, что он уверен, что где-то на этой планете существует какая-то земля, Запад, где правительство реагирует на каждое желание народа, где существует «настоящая демократия», где люди честно голосуют – это какая-то хрень. Везде все плохо. Это в природе человека: когда мы получаем власть, мы становимся плохими. Нам нужен новый поток мышления, в том ключе, когда ты думаешь: «Хорошо, демократии нет. Тогда подумаем, какая у нас система и как победить в ней». Это самое главное. Самое главное – это победа и не важно, как. Если надо штыками – значит, штыками, если договорами, то договорами. Договорами, конечно, лучше, но иногда приходится и штыками работать. Я не о свержении власти говорю, а о любой цели в жизни.
Вот пример. Я стараюсь развивать большие проекты – у меня две основные работы – и ночью я тоже не сплю и работаю над этими проектами. А вот это постоянное «это невозможно», «зачем все это?»… Я отправляю кому-то что-то, и через три дня мне надо у них добиваться ответа. Это убивает.
RuOpen: То есть в США все более оперативно?
Тим Керби: Оперативно – да. Поэтому здесь очень трудно, как все говорят, делать бизнес. Очень тяжело. Я стараюсь, но этот вечный пессимизм, террор рисков. Если "я не могу человеку гарантировать, что он 100% получит некий процент, то это полная лажа". Поэтому "риск – это грех". "Стараться – это грех". "Инновации – это грех". Именно поэтому так все тяжело.
RuOpen: Упадническое настроение. Кстати, вопрос: ругают русские власть, а в США разве не ругают?
Тим Керби: Постоянно. Ну и что? Просто проблема в том, что Америка меняется, теперь у нас больше мигрантов, из Европы и других стран, и они привозят с собой другой менталитет. Если американец, англосакс, говорит себе: «Если в моей жизни происходит что-то не так, я сам в этом виноват». Русские – нет. У них всегда виновато правительство, власть. Но это логично для коммунизма, потому что при коммунизме была за все ответственна власть.
Нам нужны идеи, потому что без них нельзя жить. Есть пирамида Маслоу, где все эти идеи и чувства сверху. Это все нужно. Просто сейчас пирамида Маслоу в России внизу слаба, когда мы все зарабатываем 30-50 тыс. в месяц. Эти возвышенные вещи очень важны для меня. Есть люди, которым абсолютно наплевать, какой у них этнос, кем были их предки, где они живут. Важны только, например, компьютерные игры. А для меня именно мысли, идеи, тот факт, что я согласен со многими российскими авторами и мыслителями очень важны. Когда ты каждый день против общества живешь – это очень тяжело. Но это для меня лично. А есть люди, которых это вообще не касается.
Чем дальше мы идем в будущее глобализации, тем лучше это будет для России и хуже для Запада. Логика строя российской цивилизации работает лучше в этом плане.
Что еще стоит перенять: русские люди готовят сами дома. Поэтому мы видим меньше толстых людей на улице, несмотря на то, что русская кухня достаточно калорийная. Все равно домашние калории уходят быстрее.
RuOpen: Некоторые иностранцы в России говорят говорили: «Я умел готовить по-русски, но когда у меня появилась русская жена, я разучился».
Тим Керби: Нет, дома я шеф-повар. Я режу намного быстрее.
Моя любимая русская пословица «меньше знаешь – крепче спишь», потому что так очень часто бывает в моих договорах и разговорах.
RuOpen: Я заметил, что вы приобрели черту русской прямоты: вы говорите все, как есть.
Тим Керби: Стараюсь.
Журналист, бизнесмен, блогер Тим Керби
RuOpen: Очень многие иностранцы отмечают, что русская прямота – это очень положительное качество.
Тим Керби: Проблема в том, что это работает только на уровне кухни и с обычными людьми, со знакомыми. Как только начинается разговор с человеком в галстуке – это что-то иное совсем.
Это совсем другой язык и другая логика, а прямоты – ноль, просто ноль.
Каждый человек в красивом галстуке пытается что-то украсть, а моя-то цель – достичь, чего я хочу, а он при этом получает какую-то фигню, которую сам хочет, но не может произнести вслух. Вот это все, а я плохо "танцую" словами, мне это все не нравится.
К сожалению, я творческий человек, а это значит, что моя судьба - быть бедным. Есть люди, которые лучше разбираются в бизнесе, продажах и договорах, а для меня это как колючая проволока, через которую надо пробираться.
RuOpen: Для вас, наверное, важна сама цель, а не деньги.
Тим Керби: Главное – делать. Делать!
RuOpen: А русские спят. «Утро вечера мудренее», ложись спать, а утром идея сама придет.
Тим Керби: Еще одна привычка: говорят, что люди в разных культурах считают по пальцам по-разному: кто-то начинает с мизинца, а кто-то – с большого пальца. Я это делаю по-американски.
А еще я предпочитаю американский бильярд. Большая луза и маленький шар.
RuOpen: А что представялет из себя "русская мечта"?
Тим Керби: С русской мечтой немного проще. Может быть, она даже в некоторой степени связана с американской: русский человек очень хочет, чтобы никто его не трогал. У вас же исполнилось 100 лет русской революции, дальше была Отечественная война, 90-ые… Все русские как бы говорят: «Останьте». Просто. Русские постоянно спрашивают: «Когда мы будем жить хорошо?» По-моему, они больше имеют в виду «когда будет больше бабла», но чтобы было это бабло, нужно спокойствие. Власти называют это стабильностью. Но это нужно, чтобы жить.
Представляете, в США война была 150 лет назад, гражданская война, и, по большому счету, очень сильно уничтожали население – от 400 тыс. американцев до миллиона погибли – я слышал разные цифры, но тогда в Америке было намного меньше людей. Это была ужасная трагедия.
А кроме того они зажгли юг: уничтожили, подожгли. Я могу представить, какой была бы Америка, если бы это повторилось еще 3-4 раза: в условиях постоянной гражданской войны такого характера Америка не смогла бы стать такой великой империей.
Поэтому русские хотят спокойствия. Русская мечта еще, по-моему, заключается в том, что можно любить себя, что можно быть русским, чтобы было православие, «мой дом, я могу себя любить, а правительство меня защитит, а мы будем защищать свои традиции и традиции народных меньшинств», «чтобы мы жили прекрасно в наших сёлах в 21 веке, чтобы нам не мешали, и мы могли быть русскими». По большому счету, это и есть русская мечта. Это что-то более ориентированное на себя.
RuOpen: Что-то духовное.
Тим Керби: Да
RuOpen: Америка – бизнес, русские – духовность.
Тим Керби: Но есть русская мечта, а есть русская судьба. Русская судьба: «Наполеон съедает всю Европу – встать (на защиту)», «Гитлер пытается уничтожить народы – Встать!». «Во времена Холодной войны нужно защищать народ от колонизации – Эх, встать!». И это сохранилось до сих пор, ведь сейчас идет настоящая современная интеллектуальная битва, глобализация идет полным ходом, культуры стираются, и мы идем во что-то очень страшное: у нас будет либо монополярный мир, либо многополярный мир – «Встать!». Просто сейчас меньше ресурсов и всего меньше, но русский человек все равно должен вставать, поэтому русская судьба немного противоречит русской мечте, к сожалению.
«Я не буду готовить еду» - бесит.
«У меня моя жизнь и все, что происходит в мире, неважно, я не буду этим интересоваться», но если возникает какой-то вопрос об остальном мире – «Я все знаю! Я знаю все о мире» - своими закрытыми глазами и узким взглядом.
Еще бесит отсутствие интеллектуальных разговоров. Когда я приезжаю в США, там только постоянное «Привет, как дела?», это начало и конец разговора в одном предложении. К счастью, есть пара фермеров (там, где мои родители живут), которым есть, что сказать. А люди моего возраста не могут держат содержательный разговор. Есть талантливые специалисты на работе – это да.
Сравним. Кто самый худший в России – алкаш, да? Даже у алкаша в России есть какой-то взгляд на что-то, он может что-то предложить, он когда-то читал Пушкина. Да, он думает криво, потому что он алкаш, но он хоть думает. А в США очень это больно видеть. Это хуже всего.
Я думаю, что проблема в том, что американцы ориентируют свой ум на хрень. Я знаю людей, которых мы могли бы считать экспертами всех эпизодов мультфильма «Черепашки-Ниндзя» из 80-ых годов. О чем-то мелком, попсовом они все знают. А когда касается других вопросов: «Мне неинтересно – нафиг». У них ум ориентирован на другие вещи.
В США есть только грузовые поезда, а в России мы можем отправляться в путешествие и жить в поезде и, в целом, это не очень дорого. Конечно, если ваша зарплата 30-40 тыс. рублей, то поезд дорогой, но при московских зарплатах поезда – очень экономичный вариант. Это очень полезно и легко, а еще везде такси, и это недорого. Хотя США тоже меняется.
Когда я приехал в Россию, в США – в том городе, где я жил – такси почти не существовало, а если и существовало, то людям приходилось платить бешеные деньги.
RuOpen: Адама Джеймса (американский актер, музыкант, радиоведущий, живет в России, прим.) - очень удивило, что такси можно вызвать, протянув руку. А в Штатах за это бы засудили человека, штраф выписали…
Тим Керби: Да, в США люди, как параноики, они боятся, что водитель их убьет или что-то такое. К сожалению, какие-то западные культурные тенденции потихоньку идут и сюда. Теперь в Москве тоже городской менталитет, и тоже начинается эта паранойя. Мы никому не доверяем, и каждый человек может быть потенциальным убийцей, а не потенциальным другом и т.д. Это в России уже начинается, к сожалению.
RuOpen: Общественный транспорт тоже отличается. В США больше культура машин: у тебя есть личный транспорт и тебе не нужен автобус.
Тим Керби: Да. Типа «зачем все это». Именно поэтому автобус в Штатах - сборище не очень адекватных людей, потому что получается, что если ты неадекватен - ты на автобусе. Поэтому кататься на нем всегда неприятно.
ВИДЕО
Беседовал Виктор Байдаков. Фотографии предоставлены и опубликованы с личного разрешения героя публикации.
https://bit.ly/2IwwQrI
Инстамагия. Получайте от 2000 рублей в день! Тариф "Эконом".
Гарантия возврата денег.