«Да вдруг весна подкралася»

топ 100 блогов 498977520.03.2016 Liudmila5591 все записи автора


Весной 1902 года C.В.Рахманинов обратился к новому для себя жанру — кантате. Так появилась кантата «Весна» на стихотворение Н. А. Некрасова (1821—1878) «Зеленый шум» (1862). Возможно, созданию светлого, жизнерадостного, проникнутого утверждением любви произведения способствовало чувство самого композитора: именно этой весной состоялась его свадьба с Наталией Александровной Сатиной.
Прозвучавшая впервые 11 марта 1902 года в девятом симфоническом собрании Московского филармонического общества в исполнении А. Смирнова и хора любителей музыки под управлением А. Зилоти, кантата была горячо принята публикой и критикой. Н. Кашкин писал в рецензии о сильном впечатлении от музыки. 8 (21) января 1905 года кантата была исполнена в Петербурге хором Мариинского театра (солировал Шаляпин) и была также чрезвычайно высоко оценена музыкальной общественностью. Попечительный Совет для поощрения русских композиторов и музыкантов присвоил за нее Рахманинову Глинкинскую премию.

ВЕСНА
Kантата для баритона, хора и оркестра, op. 20.



Солист -- С. Яковенко (баритон).
Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижёр -- Е. Светланов, 1984.


Одночастная кантата, посвященная весеннему обновлению жизни, состоит из трех разделов.
Первый, чисто оркестровый, передает постепенное пробуждение весны. Краткий лейтмотив «зеленого шума», напоминающий мотивы народных весенних «закличек», звучит поначалу в низком регистре, как бы просыпаясь от зимнего оцепенения. Постепенно пробуждаются новые силы, разрастается весенний гомон, и на радостной кульминации вступает хор: «Идет, гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний Шум!» В эту полную света и радости музыку резким диссонансом врывается декламационный рассказ баритона: «Скромна моя хозяюшка Наталья Патрикеевна, Воды не замутит!» В оркестре несколько раз проходит мрачная, печальная мелодия солирующего английского рожка, сгущаются оркестровые краски. Мучительную тоску помогает передать хор, поющий краткие нисходящие попевки закрытым ртом, а также напряженные гармонии и хроматические пассажи деревянных инструментов, передающие завывание бури. Но после слов монолога солиста «Да вдруг весна подкралася» тихо, словно исподволь, возвращается тема Зеленого Шума. Светлеет колорит. В оркестре появляются переливы флейты, легкие пассажи скрипок — веет дыхание весны. Постепенно разрастаются радостные звучания. Широкое кантиленное пение торжественно и просветленно передает основную мысль произведения:

«Люби, покуда любится, Терпи, покуда терпится, Прощай, пока прощается, И — Бог тебе судья!»

Л.Михеева

СВЕТ ВАМ В ОКНА,ДРУЗЬЯ МОИ!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
17:27:38 DSC_4375 Taken on November 29, 2014 Nikon D60 ,18.0-55.0 mm f/3.5-5.6 ƒ/5.6 55.0 mm 1/25 1600 LIDO в Риге ...
Столько слышал и за и против, мол, игра вытаскивает задротов на улицу, но и чуть ли не инструмент ЦРУ для слежения. И много много вот этого всего. А вы играете в этот ...
Борцы Махмуд Магомедов и поддержавшие его Хабиб Нурмагомедов с Мухаммедом Мокаевым, как и прыгунья Исинбаева тоже отмежевались от России. Только намного агрессивнее: вписавшись за потенциальных погромщиков, Махмуд Магомедов и поддержавшие его Хабиб Нурмагомедов с Мухаммедом Мокаевым ...
В кои-то веки пламенный оппозиционер и бескомпромиссный борец с кровавым режымом ...
Считается, что в Москве все дорого. Но при этом, в Москве есть куча мест, куда можно ходить и бесплатно. Например, мы вот так сходили в Галеев-галерею. Галерея специализируется на показе неизвестных и малоизвестных произведений мастеров русского авангарда и довоенного (1910—1940) ...