ДА? МОЖЕТ СОБСТВЕННЫХ ПЛАТОНОВ?
putnik1 — 28.11.2014Искренне благодарю г-на Гладкова за дозволение. Не будь оного, не стал бы, наверное, размещать, бо заипали немерено всякие уроды экзерсисами на тему "ЛР сам себе письма пишет". Но автор разрешил, так что все в порядке, а уродам вибратор в пасть.
ext_2395379 wrote:
Лев Рэмович! Здраствуйте!
Я не знаю кому писать, поэтому пишу Вам. Может Вы придумаете кому показать мое письмо и как начать решать данную проблему, если это возможно. А проблема касается не Украины, а России. Сейчас она тлеет, но может закончится социальным взрывом. Сам я преподавать и вот от сегодняшней ситуации с высшим образованием лично у меня волосы встают дыбом, причем такое видение ситуации не только у меня, но и практически у всех моих коллег из разных вузов. Если ничего не изменится, то процесс краха ВО займет не более пяти лет, хотя возможно я чересчур оптимистичен и этот процесс примет стремительный и лавинообразный характер в самое ближайшее время. Надеюсь Вам не надо объяснять чем это грозит России? Очень прошу Вас дочитать до конца и очень жду Вашего совета.
Речь идет именно о массовом ВО, к которому все так привыкли за последние минимум 20 лет. Естественно, какая-то очень незначительная часть вузов типа ВШЭ сохранится, да и зарубежные вузы тоже останутся, но далеко не для всех, не бесплатно, и совсем не за разумную плату как сейчас, так как количество предложений конечно.
Одним из вариантов альтернативы ВО, которую рассматривает Министерство Образования, насколько мне известно, является дистанционное образование. Но чтобы ДО стало мало-мальски эффективным необходимы, как минимум, две развитые составляющие: мотивация и отлаженная система контроля полученных и усвоенных знаний – они существуют в зачаточном состоянии и говорить об их массовом применении в обозримом будущем не приходится.
А теперь кратко о предпосылках краха:
1) Повсеместное увеличение аудиторной нагрузки с 1 сентября 2013 года до 800-1000 часов в год (примерно 4-6 пар в день). Такая аудиторная нагрузка ведет к профессиональному выгоранию и снижению качества образования, истощению как интеллектуальных так и физических сил. Тут необходимо понимать, что при нормальном режиме жизнедеятельности больше двух-трех пар в день человек вести не может. Также она исключает возможность индивидуальной работы со студентами (главного постулата введенной Болонской системы), ведет к увеличению заболеваний и понижению стрессоустойчивости и т.д. (по нормам аудиторная нагрузка должна быть не менее 40% от общей учебной у профессора, 50% у доцента и 60-70% у старших преподавателей, ассистентов и просто преподавателей, а в зарубежных университетах средний уровень нагрузки у профессуры обычно не превышает 300 часов. Только «должно быть» и «есть» в нашей реальности, увы, не совпадают.)
2) Старение профессорского-преподавательского состава (ППС). Доля лиц пред-пенсионного и пенсионного возраста сегодня в российских вузах составляет более 70%, система российского преподавания потеряла возможность самовосстановления – количество молодых преподавателей не восполняет естественные потери («кузница молодых научных кадров», каковой являлась РАН сейчас фактически обескровлена, большинство педвузов сокращены, сотрудники пожилого возраста либо увольняются, либо не справляются с актуальной нагрузкой и им уже не до обмена опытом.)
3) Доля ППС в структуре сотрудников российских вузов стремительно сокращается, на сегодняшний день доля ППС в большинстве вузов составляет 30-40% от общего количества сотрудников (мало того, что ППС работают за «смешную» з/п, в отличие от других сотрудников вузов, готовых работать только за «коммерческую», так еще вместе с преподаванием они вынуждены заниматься массой ранее не свойственных им функций (регулярные аттестации, выполнение части функций деканатов и пр.)
4) Отсутствие социальных лифтов и мотивационных стимулов (звание доцента или профессора сегодня получить практически нереально (см. новый указ о присвоении ученых званий, подписанный премьер-министром в декабре 2013), в любой конфликтной ситуации в вузе всегда автоматически виноват преподаватель, а никак ни ректорат, ни деканат, и ни студент, и т.д.)
Все.
Есть, правда, и такое мнение:
Но все-таки, уважаемый Владимир Владимирович, дорогой Вы мой человечище, думаю, что обратить внимание на информацию г-на Гладкова, на мой взгляд, имеет смысл. Во всяком случае, Петр Алексеевич, с которым у Вас так много общего, а также Иосиф Виссарионович, с которым у Вас общего мало, но при этом он тоже не идиотом был, на письмо г-на Гладкова внимание бы обратили.
|
</> |