Цветное богословие

топ 100 блогов diak_kuraev119.01.2025 18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ

Иг Силуан Туманов:
Люди, а вы разве не знали, что Типикон, Богослужебный Устав, НЕ РЕГЛАМЕНТИРУЕТ цвета богослужебных облачений за исключением служб великопостных, великой субботы и Пасхи? И крайне наивно заявлять, что «вот в этот праздник положено по Уставу надевать белое, а в этот — синее, а кто так не делает, тот поступает неправильно!»

Устав в принципе знает только два «цвета» облачений — светлый (который условно соответствует нашему белому) и багряный. И если вы в течение литургического года надеваете красные, черные, синие, зеленые и желтые ризы, то делаете это лишь в соответствие с традициями своих епархий, приходов и монастырей, а не потому, что на это есть уставные указания.

Вроде бы священники должны быть в курсе, что сложившейся сегодня русской православной традиции различения цветов облачений от силы лет двести, а то и того меньше. И в разных областях Российской Империи традиции сильно отличались. Иначе и быть не может, потому что только с появлением синтетических красителей и тканей в церковном обиходе (то есть только с ХХ века) у большинства приходов появилась возможность закупать в свою ризницу облачения разных богослужебных цветов, где ВСЕ ДЕТАЛИ выполнены из одинаковой ткани и отделаны одинаковыми галунами. Это было немыслимо ещё в 19 веке, когда у подавляющего большинства священнослужителей за исключением кафедральных соборов (и то не всех) и крупных монастырей все детали риз могли быть разных цветов, а сами ризы различались на грязные будничные и условно-чистые праздничные.

И для разрыва шаблона предлагаю посмотреть на сохранившиеся с 17-19 веков ризы. Их принадлежность к тому или иному празднику легко определить по иконе-вышивке на «горбе» (который появился вследствие использования плотных тканей, а не из-за мифических сквозняков в русском храме).

Если красным на Пасху сейчас мало кого удивить, то красный на Успение или другие праздники Богородицы для нас сегодня необычны. Как и зелёно-жёлтый на праздник Небесных сил и Успения, бело-красный на Крещение, красно-жёлтый на Рождество, багряный на Благовещение и т.д.

Такие ризы шились из имеющихся в наличии тканей и дарились архиереям и в монастыри. «Богослужебным цветом» до 19-20 веков никто не заморачивался.

Итак, имеющаяся ныне практика богослужебных цветов складывается в начале ХХ века, а утверждается повсеместно в Русской Церкви и того позже, после широкого распространения 1 и 4 тома Настольной книги священнослужителя (1977-1983 гг.). Конечно, это связано с появлением возможности комплектации ризниц разноцветными облачениями.

Но что я имел в виду, говоря, что традиции назначать на какой-либо праздник определённый цвет риз около 200 лет? Речь шла об уникальных традициях святителя Филарета Дроздова, подробнее познакомиться с которыми можно в статье А. Г. Фирсова "ЦВЕТА БОГОСЛУЖЕБНЫХ ОБЛАЧЕНИЙ В ПРАКТИКЕ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА МОСКОВСКОГО".

"Основной источник сведений о хромографии богослужений владыки – хорошо известные исследователям жизни и деятельности святителя записки служившего при нем диакона Павла Сергеевича Грозова. Записки эти носят характер своеобразного богослужебного журнала, в котором автор в обязательном порядке отмечал, в каком именно облачении совершал ту или иную службу митрополит Московский. Поскольку свои записи отец Павел вел достаточно длительное время – десять лет, с 1855 г. по 1865 г., мы можем попытаться составить определенное представление о взглядах святителя в области колористики православного богослужения...

Например, запись от 14 сентября 1857 г. гласит: «Облачение белое, старое, Егоровское, по ошибке, а велено было подать лиловое». Или от 30 июля 1861 г.: «Облачение владыкою сначала было назначено фризе (от франц. fraise земляника, - розовый с сиреневым оттенком - ИС), а потом велено дать белое, по атласу цветочками, крестовое».

Святитель Филарет, безусловно, чувствовал и осознавал эффект цвета в церковном богослужении – сам факт наличия в записях диакона Павла указаний на цвет облачения является тому неопровержимым свидетельством. При этом соотнесение цвета облачения с празднуемым событием осуществлялось по принципам, не похожим на современные правила. Подход владыки был другим.
Цвет облачения соотносился не с темой праздника, а со степенью его торжественности. В одном из писем своему духовнику, наместнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Антонию по поводу устроения Гефсиманского скита святитель пишет: «Как нам не достигнуть нищеты Преподобного Сергия, будем сколько-нибудь подражать нищете преподобного Никона и сделаем для скита риз- ницу шелковую, без серебра и золота. В цветах не очень нужно стес- няться. Белый для праздников особенно светлых, но он особенно требует бережливости. Для прочих красный. Для дней непразднич- ных, если случится, зеленый или фиолетовый. Это и для постных, если не случится черного»

Белый цвет действительно употребляется святителем на наиболее значимые праздники: Пасху, Рождество, Крещение, что, в принципе, совпадает с нынеш- ней практикой. А вот использование белого цвета на Богородич- ные двунадесятые праздники – Успение, Рождество Богородицы, Благовещение, Введение – для наших современников, привыкших ассоциировать с празднованиями в честь Божией Матери голубой цвет, выглядит непривычно.

Золотое облачение чаще всего употреблялось в царские дни и празднования, имеющие не только государственный, но и церковный характер, ... для духовенства, участвовавшего в коро- нации императора Александра II в 1856 г., был изготовлен особый комплект облачений золотого шитья по красному полю. Облачение считалось даром императора участникам богослужения. ...В этом облачении святитель служил не только службы в царские дни, но и службы, совершаемые в официальном присутствии членов императорской фамилии, на какой бы праздник они ни приходились.

Голубой же цвет, с точки зрения святителя, соответствовал постным торжествам – в голубом облачении могли совершаться богослужения воскресных дней Постной Триоди, иногда и службы Великого Четверга, иногда дни малых постов или службы в Рожде ственский или Крещенский сочельники.

праздник Воздвижения мог праздноваться как в фиолетовом, так и в белом облачении, - строгой системы здесь выявить не получается.
При совпадении праздников святитель старался отразить такое совпадение и в цвете облачения. Так, если праздник Сретения вы- падал на одну из подготовительных недель Великого поста, употре- блялось фиолетовое облачение (но не голубое!), хотя чаще в Сретение использовалось белое.

Смена облачения по ходу службы часто происходила при освящении храмов. Например, 7 октября 1856 г. митрополит освящал храм Воскресения Словущего в Покровском монастыре в зеленом облачении, а Литургию по освящении служил в золотом15.
Привычной для нашего времени является смена облачений во время Пасхального богослужения. Владыка также менял облачения на Пасху, но зачастую прямо противоположно современной практике. Так, в 1857 г. пасхальную утреню он служил в красном обла- чении, а Литургию – в белом. Белое облачение, но иное, чем на Литургии использовалось и на вечерне, белый цвет главенствовал в облачениях в том году и всю Пасхальную седмицу.

Заупокойное богослужение, как и было принято в XIX в., обычно совершалось святителем в темных, даже черных облачениях. Но при этом мог употребляться белый омофор, а отмечен и случай заупокойного служения в белом саккосе с черным омофором.

святитель Филарет почти никогда не использовал все предметы облачения одного цвета. Полихроматизм в подборе деталей облачения был, похоже, одной из базовых литургических установок митрополита Московского.

Обычно от остального облачения отличались по цвету митра и омофор: голубое облачение с зеленой митрой, золотое облачение, белый омофор и красная митра; фиолетовое облачение, белый омо- фор, зеленая митра; самое частое сочетание – красно-белое: белый саккос с красной митрой или красный саккос с белым омофором.
Встречается и более сложное сочетание: в Чудове монастыре в Кре- стопоклонную Неделю 1857 г. владыка назначил зеленый саккос, епитрахиль, поручи, палица и омофор – голубые, а митра – фио- летовая.

Использовался святителем Филаретом и такой прием, как различие в цветах облачения архиерея и сослужащего духовенства, а также убранства храма. Так, в Рождественский сочельник 1861 г. владыка служил в фиолетовом облачении, а сослужащие – в голубом. Пелены на Престол также были голубые..."

Однако пестроты владыка не любил. И вполне вероятно, он был не одинок в таком взгляде на литургическую колористику.

Статья небольшая и довольно интересная.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Северо-корейский вариант. Вот уж послал, так послал! ))) Но пиздеть то - не мешки ворочать, еп. Ибо по делам их вы узнаете их. Информация к размышлению: За то же самое время, пока существует "молодая, демократическая страна, которой всего лишь 20-25 лет", большевики успели ...
Миасс "11.11.2017 г. Двигался по ул. Романенко и при повороте налево уперся в данный автомобиль, водитель Nissan X-Trail махал руками, чтобы я объехал его слева по встречке...и естественно получил отказ" ...
из ленты марафонских постов
Вчера в Гардиане вышла статья "Русский миллионер планирует восстановить империю Романовых на тихоокеанских островах". https://www.theguardian.com/world/2017/feb/07/russian-millionaire-plans-re-establish-romanov-empire-pacific-islands Слева: уральский бизнесмен Антон Баков, справа - ...
Чем еще заняться блондинке в 4 утра, когда не спится, обруч не крутится (где он, кстати?), все фотокарточки в инстаграме полайканы, жизнь-боль и на улице дождь и тлен? Конечно же я занялась чисткой ЖЖ-френдов, бггг. Так что, ежели кто нужный и полезный попался под мою сонную и слепую (мои ...