
Цвета военного неба (11): все масти адских кошек

Цвета военного неба:
все масти адских кошек
Разработка фирмой «Грумман» истребителя, получившего впоследствии название «Хеллкэт», началась в середине 1941 года – ещё до вступления США во Вторую мировую войну. Первоначально проект рассматривался как резервный вариант на случай неудачи или задержки программы истребителя «Корсар» фирмы «Воут-Сикорский», но когда у конкурентов возникли серьёзные проблемы с посадкой на палубу, детище Груммана вышло на первый план. В итоге получилось так, что «Хеллкэты» пошли на вооружение палубных эскадрилий флота, а «Корсар» поначалу стал основным истребителем частей Корпуса морской пехоты наземного базирования.

Первые серийные F6F начали поступать в строевые части в январе 1943 года, а в августе они пошли на фронт и к концу года полностью вытеснили своего предшественника F4F «Уайлдкэт» с палуб тяжёлых авианосцев. Первые лёгкие авианосцы сразу пошли в бой с «Хеллкэтами» на борту, а на палубах эскортных авианосцев эти самолёты появились в конце 1943 года, но на этой категории кораблей до самого конца войны продолжали служить и более ранние «кошки».
На поздних модификациях «Корсаров» удалось улучшить взлётно-посадочные характеристики, и в 1945 году эти самолёты всё же смогли составить конкуренцию «Хеллкэтам» в палубной авиации, но до последнего дня боевых действий истребители фирмы «Грумман» там преобладали. После окончания боевых действий командование флота сделало окончательный выбор в пользу «Корсара».
F6F-3 из состава эскадрильи VF-1, Калифорния, май 1943 года. «Хеллкэты» ранних серий выпуска по окраске ничем не отличались от «Уайлдкэтов», которые они должны были заменить. Они несли опознавательные знаки образца 1942 года (без красного центра кокарды) в шести позициях и стандартный двухцветный камуфляж образца 1941 года с матовой окраской верхних и боковых поверхностей серо-синей краской Blue Gray, а нижних – светло-серой Light Gray.
В конце весны 1943 года в частях морской авиации появились самолёты в новом трёхцветном камуфляже, введённом в январе того же года, а летом были изменены и опознавательные знаки, принявшие современную форму «звезда и полосы» и расположение (на левой плоскости сверху, на правой снизу). В строевых частях самолёты в оригинальной окраске сохранились как минимум до осени, однако перед отправкой на фронт все их либо перекрасили по новому стандарту, либо оставили в тылу.
F6F-3 из состава эскадрильи VF-9 авиагруппы авианосца «Эссекс» (CV-9 Essex), на котором 5 октября 1943 года во время рейда на атолл Уэйк лейтенант-джуниор-грейд Мейо А. Хэдден-младший (Mayo A. Hadden Jr.) одержал свою первую победу.
Самолёт раннего выпуска, перекрашенный «в полевых условиях» (вручную кистями) в новый трёхцветный камуфляж из синей краски Sea Blue 607 на верхних поверхностях и голубой Intermediate Blue 608 на боковых, при белых нижних. Красная окантовка опознавательных знаков, введённая 29 июня, уже 31 июля была отменена для самолётов «южно-тихоокеанской зоны», а две недели спустя её заменили на синюю во всех ВВС. На практике же с заменой опознавательных знаков отнюдь не спешили, и красные окантовки встречались до конца года.
Под козырьком кабины нанесена эмблема эскадрильи (подобной практики придерживались только некоторые из частей USN) и отметка об одной победе в виде изображения военно-морского флага Японии (общепринятый вариант в американской морской авиации). Бортовой номер самолёта повторялся на киле и створках шасси. Это позволяло легко найти нужный самолёт со сложенными плоскостями крыла в ангаре авианосца, а потому такое обозначение также стало стандартным.
Мейо Хэдден провёл два «боевых тура» в составе 9-й истребительной эскадрильи: в октябре-ноябре 1942 года он воевал на Средиземном море, а с августа 1943 по февраль 1944 года – на Тихом океане. На «Уайлдкэтах» он успехов не достиг, а на «Хеллкэтах» одержал 8 подтверждённых воздушных побед и был произведён в «полные» лейтенанты – звание, соответствующее армейскому капитану.
F6F-3 из состава эскадрильи VF-27 авиагруппы лёгкого авианосца «Принстон» (CVL-23 Princeton), на котором в октябре 1944 года в ходе операции в заливе Лейте летал лейтенант Ричард Стэмбук (Richard Stambook). Тактический номер самолёта, возможно, повторялся и на верхней поверхности правой плоскости крыла, но такой вариант обозначений встречался достаточно редко.
Уникальной особенностью 27-й истребительной эскадрильи, выделявшей её из всех частей американской морской авиации периода Второй мировой войны, была «кошачья пасть» (именно кошачья, а не традиционная акулья), присутствовавшая на капотах её самолётов во время «круиза» на борту «Принстона». Идея такой эмблемы принадлежала Стэмбуку и двум его товарищам, а в раскрашивании самолётов приняли участие все лётчики эскадрильи.
Ричард Стэмбук в 1942–43 гг. провёл три «боевых тура» на Тихом океане в составе эскадрильи VF-6 (в августе 1942 года, январе-феврале и в августе-октябре 1943 года), но не сумел одержать в них ни одной победы. В мае 1944 года он снова вернулся на фронт уже вместе с VF-27 на «Принстоне», и до конца октября одержал 10 воздушных побед, благополучно пережив гибель своего авианосца от бомб японских пикировщиков 24 октября.
F6F-5 из состава эскадрильи VF-12 авиагруппы авианосца «Рэндольф» (CV-15 Randolph), на котором в середине февраля 1945 года в районе острова Иводзима летал лейтенант Хэмилтон Макуортер-третий (Hamilton McWhorter III).
В соответствии с новым стандартом, введённым в марте 1944 года, самолёт полностью окрашен глянцевой синей краской Sea Blue 623 (в более ранних камуфляжах использовались исключительно матовые краски) и несёт неавторизованный, но де-факто стандартный для одноцветных истребителей вариант опознавательных знаков, в котором на самолёты накрашивались только белые элементы.
Белое вертикальное оперение с тремя синими (цвета окраски самолёта) горизонтальными полосами и белые элероны были элементами быстрой идентификации самолётов авиагруппы авианосца «Рэндольф». Система подобных обозначений для самолётов всех эскадренных и лёгких авианосцев Тихого океана была введена в январе 1945 года, а в июне аналогичную систему утвердили и для эскортных авианосцев.
Ветеран двух «боевых туров» (средиземноморского и тихоокеанского) в составе VF-9, Макуортер стал сначала первым асом (пять личных побед к 19 ноября 1943 года), а потом и первым, по американской системе, «дважды-асом» (десять личных побед к 17 февраля 1944 года) на «Хеллкэте». Во время своего третьего «тура» с января по июнь 1945 года он одержал ещё две победы в составе 12-й истребительной эскадрильи, доведя личный счёт до 12 побед.