
Curie часть 2...

Благодарю, к сожалению уже покойного (очень
доброжелательного и компетентного) камрада, Леонида Ильича
Кирилаша, за предоставленный материал и помощь в написании
статьи.
Пиздец как прискорбно, когда уходят такие
люди...
21 – 22 апреля лодка перешла из Полы в Каттаро.
И вот первый поход в Средиземное море!
24 апреля U 14 вышла в Ионическое море и далее в центральную
часть Средиземного моря. Отрантский пролив был перегорожен сетями,
которые тянули за собой британские траулеры. Но завеса не была
плотной, лодка миновала пролив днём, даже не погружаясь, только
выставив усиленную вахту на мостике.
Выйдя в открытое море, фон Трапп смог в полной мере оценить
те перемены, которые были внесены в конструкцию подводной лодки.
U 14 до и после модернизации, без преувеличения,
являлась двумя разными кораблями. Картину портили только торпедные
аппараты Джевецкого, как вспоминал сам фон Трапп – идея была
гениальной, но исполнение паршивое.
Между островом Крит и мысом Матапан, находятся два
островка – Цериго и Цериготто. Транспорты, с грузами для сербского
фронта, идя в Салоники, неизбежно проходили этим районом, огибая
полуостров Пелопоннес. Фон Трапп занял позицию западнее – у острова
Сапиенца. Находясь на позиции у острова целый день, подводники не
смогли обнаружить ни одной цели - море как будто вымерло. От нечего
делать развлекались как могли, пели хором, занимались гимнастикой,
купались, но не забывали о деле. 28 апреля был замечен пароход
Teakwood (5313 BRT), фон Трапп начал маневрирование для
атаки и в 18.38 выпустил торпеду из аппарата № 4. Есть первое
попадание! Торпеда взорвалась в районе кормового трюма, пароход
медленно оседает на корму, в 20.35 экипаж покидает судно на двух
шлюпках. U 14 всплывает, и добивает жертву из орудия. В
20.50 пароход встаёт вертикально и тонет кормой вниз. Шлюпки в
темноте смогли скрыться в направлении берега.
Лодка перешла в район мыса Матапан. 30 апреля в 30 милях от мыса
был замечен пароход в сопровождении двух вооружённых траулеров,
командир сблизился для атаки и в 19.23 скомандовал - пли ! Но
аппарат № 5 не сработал, торпеда вообще не сошла с направляющих и
даже не запустила двигатель. Как выяснилось при осмотре - отказал
спусковой механизм.
3 мая, возвратившись к острову Сапиенца, в 09.10 с лодки заметили
конвой из трёх пароходов в сопровождении двух вооружённых
траулеров. Заняв позицию для атаки, фон Трапп приказывает
выстрелить из аппарата № 2 – опять отказ! Обозлённый командир вновь
маневрирует и в 09.18 стреляет из носового аппарата, торпеда
попадает концевому судну в носовой трюм. Команда торгаша срочно
покидает тонущий корабль на трёх шлюпках, их подбирает один из
траулеров. В 09.40 торпедированный корабль затонул (это был
итальянский Antonio Sciesa в 1900 BRT). В 09.50
лодка всплывает и её сразу же обстреливает один из траулеров, но
расстояние велико, фон Трапп приказывает дать полный ход и лодка
уходит в Мессинский пролив. 5 мая, прибыв на место, лодка сразу же
обнаруживает транспорт в сопровождении миноносца и траулера. В
08.58 фон Трапп отдаёт приказ выстрелить торпеду из аппарата номер
2, но он не приготовлен к выстрелу, и атака срывается. Судоходство
в Мессинском проливе прекращено полностью, до 11 мая U 14 не
встретила ни одного корабля.
В 02.20 с лодки замечают два парохода, фон Трапп
сближается и готовится атаковать из орудия, но с пароходов замечают
перископ и поворачивают на лодку. Головной, опознанный как
вооруженный траулер, первым открывает огонь. Лодка срочно
погружается.
14 мая фон Трапп атакует из носового аппарата
одиночное судно, которое движется противолодочным зигзагом, но
торпеда проходит мимо, а с судна открывают огонь в направлении
лодки.
21 мая U 14 возвращается в Каттаро, первый
поход в Средиземное море успешно закончен. Пройдено 2269 миль, из
них 127 под водой. Использовано 5 торпед, 41 - 88 м снаряд, 20 тонн
дизельного топлива и 2 тонны смазочного масла. Переделки, которым
подверглась лодка, полностью оправдали себя, рубка оказалась
чрезвычайно удачна по конструкции, и её почти не заливало в свежую
погоду. Радиостанция работает удовлетворительно, а вот аппарат
звукоподводной связи был бесполезен. Дальность плавания
недостаточна, нужны дополнительные топливные танки. Аппараты
Джевецкого совершенно ненадёжны, при длительном пребывании в море,
торпеды подвергаются воздействию солёной воды и на них невозможно
рассчитывать.
В конце мая – начале июня лодка проходит докование.
26 июня выход в Средиземное море. Отрантский пролив
лодка прошла совершенно свободно, команда была удивлена отсутствию
какой либо охраны.
4 июля в четырёх милях от мыса Гроссо, с лодки
замечают парусник и выстрелом из орудия заставляют его лечь в
дрейф. Как оказалось, греческий парусник Ephtuphia в
60 BRT вёз изюм в Пирей. Вызванный на лодку капитан парусника
разыграл перед австрияками целый спектакль, высадившись на лодку,
он первым делом помчался на корму и облобызал красно-бело-красный
флаг крича при этом – но Венизелос ! Да Константин !(9)
Посмотрев на жалкую команду, на груз – изюм, на умоляющего
капитана, фон Трапп отдал приказ убрать подрывные патроны и
отпустил греков. В 20.47 обнаружен пароход, заняв позицию для
атаки, фон Трапп выстрелил торпедой из аппарата № 3, промах !
Ещё один выстрел – из носового аппарата, торпеда попадает в
котельное отделение. Команда спешно спускает две шлюпки и покидает
судно. Через 35 минут пароход опрокидывается и тонет. U 14
всплывает и подходит к шлюпкам, капитан потопленного парохода
утверждает что судовые документы погибли вместе с кораблём. Как
оказалось, потоплен греческий да пароход Marionga
Goulandris в 3200 BRT, шедший из Балтимора в Пирей с грузом
зерна.
8 июля в 01.46, лодка атакует торпедой из аппарата № 4
пароход, шедший в балласте. Промах ! Фон Трапп стреляет из аппарата
№ 7, через 90 секунд слышится взрыв, пароход останавливается,
экипаж спускает шлюпку но не покидает судно. Пароход с креном и
дифферентом идёт прежним курсом. U 14 не может догнать
уходящее судно в подводном положении, фон Трапп отдаёт приказ на
всплытие, и бросается в погоню. Левый дизель не запускается, и
пароход успевает скрыться в порту Дерна. Фон Трапп не смирился с
тем, что жертва ускользнула, как только поступает доклад о
устранении неисправности, лодка полным ходом идёт к Дерне и с
расстояния в 5 миль обстреливает пароход стоящий за брекватером.
После нескольких попаданий, пароход тонет, но лодка оказывается под
обстрелом береговых батарей. Фон Трапп идёт на сближение и с
расстояния в 3 мили U 14 выпускает 50 снарядов по портовым
сооружениям и батареям. В 08.15 командир отдаёт приказ прекратить
огонь и берёт курс в море. Батареи выпустили по лодке около 300
снарядов, ближайший из них разорвался в 250 метрах от U
14.
10 июля обнаружен пароход в сопровождении вооружённого
траулера, фон Трапп стреляет из аппарата № 5 с очень большого
расстояния – 1500 метров. Торпеда проходит мимо, не замеченная ни с
парохода, ни с траулера.
11 июля обнаружен крупный конвой в составе 6
пароходов в трёх колоннах в сопровождении четырёх вооружённых
траулеров. В 05.56 с расстояния в 300 метров фон Трапп
промахивается последней торпедой.
Торпедные аппараты пусты, и лодка берёт курс домой. 13-го лодка
благополучно входит в гавань Каттаро. Во время похода 9 членов
экипажа заболели, у троих температура сорок градусов, остальные
шесть с энтеритом.
20 августа в 20.00, U 14 выходит в крейсерство
в Средиземное море. 23 августа в Ионическом море, лодка обнаружила
два парохода в сопровождении шлюпа и начала маневрирование для
атаки. В 13.59, фон Трапп стреляет из торпедного аппарата № 4 по
большему пароходу, торпеда взрывается под мостиком. Второй пароход
разворачивается на обратный курс, шлюп на всех парах мчится на U
14. Фон Трапп уводит лодку на 25 метров и всплывает только в
14.16. Атакованное судно затонуло, шлюп снимает команду утопленника
и через 25 минут уходит. В 15.00 лодка всплывает среди множества
обломков, вокруг плавают ящики, бочки, мычащие быки, тюки сены. По
выловленному спасательному кругу определили судно – французский
пароход Constance в 2468 BRT.
На следующий день с лодки замечают крупный конвой –
пять пароходов в сопровождении четырёх вооруженных траулеров и
шлюпов, идущие противолодочным зигзагом. В 07.41, сблизившись на
дальность выстрела, фон Трапп отдаёт приказ атаковать торпедой из
аппарата № 3, но аппарат не подаёт признаков жизни. Буквально через
минуту следует приказ стрелять из аппарата № 5, торпеда попадает во
второй пароход. Лодка уходит на глубину 25 метров, и развернувшись,
идёт в направлении остальных судов. Через пять минут слышен
сильный взрыв, скорее всего взорвалось атакованное судно. В 08.02
фон Трапп осторожно осматривает горизонт, торпедированный пароход
стоит без движения, погружаясь носом, два траулера принимают
экипаж. В 09.30 пароход опрокидывается и тонет, траулеры уходят
через 25 минут. В 10.10 U 14 всплывает среди обломков,
потоплен британский пароход Kilwinning в 3100 BRT.
26 августа в 14.25 обнаружен очередной крупный конвой
– 4 парохода в сопровождении трёх кораблей охранения. Сблизившись с
конвоем, в 23.21 фон Трапп стреляет из аппарата № 7,
торпедированный пароход погружается в лунном свете. Через 7 минут
после первого, последовал второй мощный взрыв. Всплыв в 23.41, фон
Трапп наблюдает как торпедированное судно тонет кормой вперёд, два
шлюпа принимают экипаж. В 01.26 пароход тонет, это был британский
Titian в 4170 BRT. U 14 устремляется за ушедшим
конвоем. Догнав конвой, фон Трапп в 12.53 стреляет из аппарата № 3
и торпедирует концевой пароход. Потоплено британское судно
Nairn в 3627 BRT, гружёное продовольствием. Дальнейшее
преследование конвоя невозможно из-за ненадёжной работы дизелей. На
расстоянии 8 миль замечены два вооружённых траулера, которые
открывают артиллерийский огонь по лодке. Фон Трапп приказывает
ответить из палубного орудия, траулеры тут же отворачивают и
уходят.
29 августа замечен конвой из трёх пароходов в
охранении двух шлюпов. Фон Трапп принимает решение догнать конвой в
надводном положении. В 05.57 лодка занимает позицию для атаки и
командир атакует из аппарата № 2. Торпеда попадает пароходу в
корму, судно останавливается и отчаянно гудит. Через 10 минут
слышен сильный взрыв.
Конвой уходит, с торпедированным судном остаётся один из шлюпов, но
в 08.00 уходит и он. Всплыв, U 14 осторожно приближается,
судно выглядит оставленным, возле него пять пустых шлюпок. Фон
Трапп принимает решение добить его из орудия. После 15 попаданий,
командир сближается с судном на полторы мили, и тут с парохода
открывают огонь из кормового орудия, один из снарядов падает
буквально в пяти метрах от борта лодки – срочное погружение !
Ушедший шлюп возвращается полным ходом. Обозлённый фон Трапп
маневрирует и занимает идеальную позицию для атаки в четырёхстах
метрах от неподвижного корабля. В 10.40 выстрел из аппарата № 4, но
торпеда по какой то причине идёт очень медленно. Командир отдаёт
приказ выпустить торпеду из носового аппарата № 1, эта торпеда идёт
нормально и попадает в среднюю часть корабля. Раздаётся сильнейший
сдвоенный взрыв, единственное объяснение – торпеда из аппарата № 4
всё же дошла до корабля. Судно стремительно тонет, но шлюп остаётся
на месте ещё 6 часов. Всплыв среди обломков, которые разгоняет
поднявшийся ветер, экипаж устанавливает, что потопленным
судном был итальянский вспомогательный крейсер Milazzo в
11480 BRT. Торпед больше нет, лодка берёт курс на пролив Отранто,
который проходит без проблем, хотя на горизонте постоянно видны
несколько траулеров. В этом рекордном по потопленному тоннажу
походе, экипажу пришлось очень несладко. Температура внутри лодки
достигала 45 градусов, 2 матроса заболели энтеритом. Первого
сентября в 05.10 лодка благополучно входит в Каттаро.
15 октября лодка выходит в очередной поход в
Средиземное море. Перед выходом, фон Трапп получил приказ от
командующего подводными силами – если будет благоприятный случай,
привести как приз угольщик. Но времена уже не те - конец 1917 года,
и фон Трапп благоразумно решает, что выполнение этого приказа
попахивает сумасшествием.
16 октября, во второй половине дня, U 14
форсирует пролив Отранто, насчитав 29 траулеров, обслуживающих
сети. Заняв позицию в центральной части Средиземного моря,
U 14 оказалась на пути следования конвоев союзников с
Мальты, к побережью Малой Азии. 19 октября в 08.00 лодка атаковала
ранее обнаруженный конвой в составе четырёх пароходов в охранении
шлюпа, охотника за подводными лодками американской постройки и трёх
вооружённых траулеров. Не смотря на мощный эскорт, фон Трапп без
проблем занял позицию для атаки и торпедировал головной тяжело
гружёный транспорт. Вслед за взрывом торпеды на пароходе взорваются
котлы, лодка уходит на глубину. Корабли охранения сбрасывают
5 глубинных бомб, но лодка осталась необнаруженной, и они действуют
наугад. U 14 медленно уходит на SW, в 12.50 фон Траппу
докладывают о утечке топлива. В 13.10 с лодки всё ещё наблюдают
стоящий без движения пароход и шлюп кружащий вокруг него. Поскольку
один из танков течёт, фон Трапп уводит лодку на безопасное
расстояние и всплывает только в 17.30. Торпедированный пароход
затонул только на рассвете, им оказался британский Good
Hope в 3618 BRT. К 19.30 лодка догоняет конвой, и фон Трапп
решает атаковать из надводного положения. Погода благоприятствует
атаке - тёмная ночь и назревает сильная гроза. В 21.36 с расстояния
в 600 метров фон Трапп выпускает торпеду, которая попадает в
передний трюм тяжело гружёного судна. Пароход очень быстро
опрокидывается, охотник кружит вокруг тонущего судна, второй
транспорт полным ходом уходит (потопленным судном был британский
Elsiston в 2908 BRT). U 14 отворачивает и уходит. При
свете дня осмотрены топливные танки, и установлено что протекает
танк № 6 с левого борта, топливо перекачивают в другие танки.
Одновременно осмотрели торпедные аппараты. В торпедном аппарате № 6
торпеда сильно деформирована, взрыватель просто впечатан в
торпеду.
В ночь с 22 на 23 октября фон Трапп
предпринимает ещё одну попытку ночной атаки конвоя, но на этот раз
неудачно.
24 октября всё в той же центральной части Средиземного
моря, с лодки замечают конвой из четырёх транспортов в охранении
двух шлюпов и четырёх вооружённых траулеров. В 05.33 фон Трапп
стреляет из аппарата № 3 по головному судну и промахивается. Через
минуту он выпускает торпеду из аппарата № 4 с расстояния в 400
метров по второму судну в колонне. Раздаётся сильный взрыв, эскорт
сбрасывает глубинные бомбы, но лодка медленно уходит
необнаруженной. В 06.10 командир подвсплывает и осматривается в
перископ, торпедированное судно стоит без движения с сильным
креном, видно орудие установленное на его корме. Шлюп и два
траулера принимают с него экипаж. В 08.00 пароход наконец то
затонул, эскорт уходит и в 08.30 U 14 всплывает среди
обломков. Осмотрев спасательный плот, всплывший с утопленника,
установили что потопленным судном был британский Euiston в
2841 BRT.
27 октября примерно в том же районе, замечено очень
крупное пассажирское судно в охранении двух охотников за подводными
лодками. Фон Трапп занимает позицию для атаки и в 08.42 стреляет из
торпедного аппарата № 2, но торпеда не выходит из аппарата, позже
установили, что заржавели волнорезные щитки. 3 ноября лодка
форсирует пролив Отранто и четвёртого в 06.30 входит в Каттаро.
Почти весь поход были сильные грозы, затруднявшие радиосвязь,
гирокомпас вышел из строя, пришлось полагаться на не слишком
надёжный магнитный. За поход лодка прошла1700 миль, из них 140 под
водой, использовала 21 с половиной тонну топлива и две тонны
смазочных масел.
10 – 12 ноября лодка перешла в Полу. С 18 по 22 ноября
прошла докование и ремонт. В это же время демонтировали два
кормовых аппарата Джевецкого, вместо них установили неподвижные
аппараты развёрнутые в корму.
В начале 1918 года фон Трапп сдал лодку
линиеншиффслейтенанту Фридриху Шлоссеру, тот командовал лодкой с 13
января по 18 июня. За это время лодка не совершила ни одного
боевого выхода в море. 19 июня лодку принял линиеншиффслейтенант
Гуго Пистель. Под его командованием U 14 дважды выполняла
функции разведчика погоды - 9 октября у Дураццо и 22-го у Антивари.
1 ноября она вернулась в Каттаро.
На этом её славная вторая жизнь под флагом двуединой
монархии закончилась. Поскольку изначально U 14 называлась
Curie, и принадлежала французам, то она не стала предметом
отчаянной торговли между победителями (10), французы сразу
же подняли на ней свой флаг.
В заключение обязательно нужно сказать, что французы,
получив лодку обратно, вернув ей прежнее название, тщательно её
изучили и испытали. По результатам испытаний они установили, что
капитально перестроенная австрияками Curie, является
исключительно удачным и надёжным кораблём, гораздо лучшим, чем
любая подводная лодка, имевшаяся на тот момент во Французском
флоте.
Лодка служила под свом прежним названием до 1928 года
без каких либо изменений в конструкции, на ней только заменили 88
мм немецкое орудие на 75 мм французское.
U 14 на момент вступления в строй во флоте Австро-Венгрии.
Зацените червячки камуфляжа, фишка австрийского флота.
Linienschiffsleutnant Georg von Trapp на мостике U
14.
U 14 после обширной модернизации.
U 14 после последнего переоборудования.
U 14, сразу после капитуляции, наименование накрашено -
Curie.
Curie в состве французского флота, орудие сменили на
отечественное, калибром 75 мм.
1) 29 ноября 1914 года, подводная
лодка Cugnot проникла в передовую базу
Австро- Венгерского флота – Каттаро. Её
целью был броненосец Radetzky, полностью подавивший
артиллерийские батареи союзников, обстреливавшие Каттаро с
окружавших порт господствующих высот. Лодка не застала броненосец,
он успел после выполнения задания уйти в Полу. Но та кажущаяся
лёгкость, с которой Cugnot удалось проникнуть во вражескую
базу и выйти из неё, позволило французскому командованию
планировать рейд Curie с большим оптимизмом.
- По заведённому у французов правилу, подводные лодки
никогда не совершали переходов в одиночку, только в сопровождении
какого либо корабля и почти всегда на буксире. На позицию и с
позиции они тоже ходили только в сопровождении надводного корабля,
как правило это был миноносец, устаревший крейсер, авизо или
плавбаза. Curie, в виду секретности и ответственности
задания, получила очень мощный эскорт, более такого не повторялось
никогда.
- За всю войну французам более не представился случай
атаковать столь крупный корабль противника.
- Один буй затонул, второй австрияки выловили на
следующий день у бонового заграждения, и убедились в том, что это
не мина - а спасательный буй серо-зелёного цвета с латунными
кнопками без каких либо признаков телефонного кабеля.
- О’Бирн отказался отвечать на вопросы военного
характера, а вот его экипаж выболтал всё что знал, особенно
следователи отметили словоохотливость кока.
- Французы назвали в честь О’Бирна и Шалли подводные
лодки.
- На нём погиб контр-адмирал Виктор Санес,
командовавший в 1904 году в Чемульпо крейсером Paskal, на
который была принята большая часть экипажей Варяга и
Корейца.
- При встрече в базе, командир U 11 потребовал у
фон Траппа бутылку вина за свою внимательность, которая была тут же
выставлена и распита.
- Греческий премьер-министр Венизелос был сторонником
сотрудничества Греции с союзниками, а король Константин наоборот,
тяготел к союзу с Германией и Австро-Венгрией.
11) Подводная лодка Curie принадлежала к типу Brumaire, в серии построили 16 лодок (Arago, Bernouilli, Brumaire, Coulomb, Curie, Euler, Faraday, Foucault, Franklin, Frimarie, Joule, Le Verrier, Montgolfier, Newton, Nivose, Volta). Все вступили в строй в 1911-12 годах. Водоизмещение - 397/551 т, размеры - 52х5х3м, 2 дизеля по 840 л.с., 2 электромотора по 660л.с., скорость надводная - 13 узлов /подводная - 8 узлов, дальность плавания надводная 170 миль, подводная – 85 миль. Торпедных аппаратов по проекту было семь, один в носу, два решётчатых под мостиком по обе стороны от носового входного люка (отклонение от ДП 6,5 градусов), два аппарата Джевецкого по обе стороны рубки и два аппарата Джевецкого в корме под мостиком.
Артиллерийское вооружение по проекту не предусмотрено, но смонтированное в ходе боевых действий, было весьма разнообразным по калибру и по месту установки.
Экипаж состоял из командира, помощника командира, двух офицеров, главстаршины, двух старшин второй статьи (механик и торпедист), 19 матросов - всего 26 человек.
Лодки активно плавали до войны, активно использовались в войне, но только Bernouilli (учитывая условия в которых был произведён пуск торпеды, это редкая случайность !) удалось 4 апреля 1916 года торпедировать австрийский эсминец Chepel, взрывом торпеды ему оторвало корму. Это был единственный успех лодок этого типа в войне (за исключением Curie/U 14).
Погибли – Joule подорвалась 1 мая 1915 года на мине в Дарданеллах, Foucault 15 сентября 1915 года была сильно повреждена бомбой с австрийского самолёта и добита огнём миноносца, Bernouilli 13 февраля 1918 года подорвавшись на мине, и наша героиня – Curie (с французской точки зрения).
Книги, использовавшиеся при написании статьи –
Mediterannean submarines, Michael Wilson & Paul Kemp
Sous-marin en France tome 2, Gerard Garier
Sous-marin en France tome 3-2, Gerard Garier
Die Unterseeboote Osterreich-Ungarns, Vladimir Aichelburg
S.M. Unterseeboote, Georg Pawlik & Lothar Baumgartner
Torpedo - Pal!, Jiri Novak
Do ostatniego salutu banderze, Georg Ritter von Trapp
|
</> |