Comments: All Models Are False
hroniki_paisano — 27.12.2024
Я вам открою один профессиональный секрет: человеческая психика
вообще-то никому не интересна. Интересно человеческое поведение, а
модели, ну скажем, человеческой психики дают его среднее значение.
Просто экономисты усредняют на уровне рынка, социологи – на уровне
общества, а психологи – на своей выборке, ну уж кто им там в
выборку достанется. Злые языки говорят, что в выборке у психологов
студенты-быкалавры, которым удалось впарить анкеты. А те психологи,
которых я знаю по работе, маркетингом занимаются, анализируют
офигенные массивы данных в несколько терабайт. Вот вы покупаете в
магазине хлебушка, куру и пивка, а они всё это записывают, ваши
покупки на кассе же для них просканировали.Из этого есть два следствия. Во-первых, модель должна давать хорошие предсказания, которые подтверждаются данными, и всё. Модель при этом может основываться на совершенно бредовых предпосылках. У макроэкономистов, в моделях экономики в целом, вместо населения страны с его радостями и горестями один-единственный вечно живущий потребитель решает задачу динамического программирования и оптимизирует потребление, представленное одним-единственным параметром. (К вопросу об "осознанных решениях" и "психических процессах", да – вы записываете уравнение Беллмана для составления семейного бюджета? Вот и я нет, а макроэкономисты предполагают в модели, что мы это делаем - и модель работает! Бесовщина, казалось бы, но в науке всегда так). На их уровне абстракции/усреднения макроэкономистам такой модели "человеческой психики" хватает, у них там вылезают из модели экономические циклы, процентные ставки, цены рисковых активов и офигеть можно что еще. И поправки в эти изначально бредовые допущения они вносят небольшие, если вносят.
У Канемана, чьи психологические изыскания вам так симпатичны, все точно так же – он вам рассказывает свою модель человека, которая генерирует достаточно точные и интересные предсказания, а не то, как человек устроен На Самом Деле. Вероятнее всего, по сравнению с тем, как На Самом Деле, предположения Канемана об устройстве психики столь же бредовы, сколь и предположения макроэкономистов – мы только не знаем, как оно На Самом Деле, и не узнаем никогда. (Я понимаю, что вам от этой последней мысли больно, вы всё истиной обладать хотите – но увы, "добро пожаловать в реальный мир, Нео").
Во-вторых, если модель в среднем работает, то она годная – и здесь мы подходим к вопросу выборки. Модели верны в среднем – относительно вас они могут ошибаться в одну сторону, относительно меня – в другую, и довольно сильно. Но в среднем, когда мы предсказываем поведение ста человек подряд, выходит вроде ОК. Главное только не перепутать – в той ли выборке мы собираемся применять модель, в которой ее подгоняли к реальности. Модель поведения, подогнанная к среднему быкалавру, может дать офигенную ошибку для выборки Нобелевских лауреатов или офицеров спецназа. И усреднять не поможет, потому что все ошибки в этих необычных выборках очень может быть что будут в одну сторону. Поэтому я вам и советовал написать лучше рассказ про девочку-отличницу, на девочках-отличницах как раз психология работает. А вы к заведомому outlier (как по-русски, статистический выброс?) хотите модель свою применять. У вас ошибку прогноза в стратосферу вынесет. Вы в институте на матстате доверительный интервал для прогноза вокруг всей прямой строили? Как сейчас помню: нарисован наклонный отрезок, а вокруг него две дуги: над ним выпуклая вниз, под ним – выпуклая вверх. Что-то вроде сильно наклоненной рукописной Ж. Вот она самая, Ж, на краях отрезка с точностью прогноза и происходит.
Поэтому вопрос о том, видели ли вы в своей жизни министров, гениальных студентов и ветеранов партизанских войн – он не праздный. На этой выборке стандартная модель человеческого поведения может начать сбоить так, что придется писать новую (и чем больше вы настаиваете на том, что ваша героиня такая особенная-особенная, тем больше вы у себя выбиваете почву из-под ног и заставляете усомниться в своих стандартных тащемта психологических моделях, которые вы к ней лихо применяете). Ну а поскольку выборка "особенных-особенных" маленькая по определению, точность подгонки любой модели там будет дрянь, и модель для "особенной" выборки поэтому можно сляпать на коленке (в статьях мы вместо "на коленке" элегантно пишем "ad hoc"). Можно вообще без модели психики, на одних корреляциях вытянуть. Я вот пытаюсь, и для моих бытовых нужд оно работает – с наблюдениями согласуется, что еще-то нужно. Собственно, профессионально я делаю что-то похожее и публикуюсь ну не как Канеман, конечно, но имею уважение солидных ученых.
Возвращаясь к вашей аналогии: убедиться в ошибочности детской модели "ветер дует, потому что деревья качаются" можно и не забуряясь в устройство атмосферы. Достаточно постоять на ветру в пустыне или на вершине высокой горы, где рядом деревьев нет. Но это, конечно, выходит за пределы детского опыта. Поэтому я и спрашиваю: а вы так уверены в богатстве своего опыта? Особенно опыта релевантного? Может, вам тоже нужно на вершине горы постоять, чтобы увидеть, что там работает, а что нет. Ну и я всегда готов поделиться наблюдениями, и вот делюсь. А дальше остается вопрос: вы готовы свою модель психических процессов на основании этого необычного опыта отвергнуть – или хотя бы усомниться в границах ее применения? Я-то готов, я эмпирик. У меня ничего святого, даже модели нет. Одни наблюденные корреляции.
|
|
</> |
Первый ремонт без стресса: как разобраться в натяжных потолках
Крылья (падшего) ангела у Белорусского вокзала
Когда кораблестроители берутся за аэросани
Велосипед
Рождественские рукоделия
Последнее утро каникул
"Автомобили, автомобили буквально все заполонили"
Так держать Александр Сергеевич!!!
Страны, из которых США пока не будет принимать иммигрантов (English)

