Cliffs of Gallipoli часть I. Общий обзор и пафосный музей
cyrill-k — 23.05.2017 На 2017 год я традиционно (уже в третий раз) запланировал выезд во Францию куда-нибудь на Сомму или в Верден, или даже масштабней, но жена предложила съездить на недельку в Стамбул и окинув взглядом карту я понял, что не съездить в Галлиполи будет неразумно. Так что собрав все самое необходимое выдвинулись.До самого полуострова добирались машиной, если нормально выбраться из пробочного Стамбула, то чистой дороги часа три, дороги у турок, следует признать отличные, хотя отдельные джигиты-рейсеры все таки раздражали.
Несколько напрягал прогноз погоды, который в итоге оправдался на 146%, после обеда зарядил проливной дождь со шквалистым ветром. Первой “исторической” остановкой, удачно совпавшей с заправкой и туалетом, стал Булаирский перешеек, самая узкая часть полуострова у его основания. Для Лимана фон Сандерса и его турецких коллег, эта местность была непроходящей головной болью с самого начала кампании и практически до самого ее конца. Широкий песчаный пляж, плавный рельеф местности, и возможность одним ударом перерезать единственную существующую дорогу на перешеек (болгары сделали это в 1913 году) заставляли постоянно держать в этом районе крупные силы для отражения вероятного десанта.
Сам Булаир сонный турецкий уездный городок с руинами крепости на невысоком холме
Вид на пляж и бухту Сарос
Современная дорога идет по большей части полуострова вдоль моря, выезжаешь из-за поворота и о-па вот они вожделенные Проливы
Второй точкой остановки стал новый музей битвы, открытый со всеми возможными фанфарами в 2012 году. Перед входом в музей традиционная интернациональная свалка орудий (кто поможет с опознанием)
Плюс одна из пушек проливных фортов
А так же зачем то странная металлическая копия биплана (на опознание)
Сам Музей в целом состоит из двух частей, собственно классическая музейная часть в два этажа и 11 залов с аудио-визуальными представлениями. Музейная часть неплоха и сделана с любовью и тщанием. Особенно запомнились до ужаса правдоподобные манекены в форме, в отличии от остальных мест художники не постеснялись изобразить их “как было” заросшими и в грязной форме.
Турецкий моряк похож на одного из известных турецких футболистов
Плюс несколько безумные массовые скопления манекенов
Отдельно отмечу прекрасные диарамы и модельки, перед ними мы залипли всерьез и надолго, рассматривая детали
Трехмерная модель Queens post, где турки и австралийцы перебрасывались гранатами, копали подкопы и обменивались изощрёнными ругательствами.
В наличии и некоторые интересные артефакты.
Форма турецкого капитана бывшая на нем в момент героической смерти
Эмблемная копанина
Выбрасываемые морем в шторма подарки
Оригиналы приказов САМОГО Ататюрка
Однако все затевалось не ради этого, а ради 11 залов с кино и спецэфектами. Ну что сказать сделано классно с душой и на все бабло. Даже моей жене, женщине в целом далекой от тематики (хотя совместная жизнь меняет людей “Ой смотри, а вон в поле пулеметный ДОТ”, “А с тех холмов эта долина находится под перекрестным огнем?” That’s my girl), все безумно понравилось и к тому же о многих событиях она хорошо узнала. Многое действительно обманывает восприятие, Ты правда чувствуешь себя на палубе Нушрета, когда он ставит с тяжелыми шлепками мины под светом звезд а вокруг шарят лучи прожекторов британских эсминцев, или когда под ногами вибрирует от полного хода и кренится от маневров палуба “Queen Elizabeth”, а при залпе над головой бухнуло так, что я вжал голову в плечи.
Ну или вот тут ты как бы сидишь в окопе а на тебя прут до ужаса трехмерные мерзкие европеойды
Идеалогическая часть всего шоу это столбовая турецкая пропаганда “Ататюрк всех победил в одно лицо”, из немцев упоминания (причем в негативном ключе мол недальновиден был и дал союзникам высадиться) удостоился лишь Лиман. В наличии все стандартные интернациональные пропагандистские штампы “68 кемалевцев”, “Велика Турция а отступать некуда позади Стамбул” “последней гранатой они подорвали себя чтобы недопустить бесчестия плена”, “Что делать то товарищ генерал? Не боись сынко переможем бусурмана!”. Немного восточной экзотики “Абдул а где все наши товарищи? Они уже в объятиях Аллаха Мустафа!”, “сержант Мухамед стал мучеником в июне 1915 года во время штыковой атаки”. Немного Вархаммер пафоса “Я слышу как этот снаряд шепчет мне что им надо выстрелить АРРРГГГХХХ”, “Я не приказываю Вам победить я приказываю Вам умереть! Пока мы будем умирать на наше место придут другие солдаты и командиры”. Но еще раз скажу, что все это смотрелось очень круто, я такого доселе не видел и был очень удивлен. Среди удивительного отмечу наличие русского языка для всех этих демонстраций, передаваемого через радио-гид, перевод правда довольно коряв, особенно запомнилась "первая французская бригада метрополитена", но и то хлеб.
Турки кстати по местам боев (в основном в секторе Анзака по кемалевским местам) шляются организованными экскурсиями тысячного состава, местами так и едешь по односторонней дороге (проложенной специально для этого) в колонне автобусов, а потом пробираешься к некоторым интересующим тебя местами через гигантские толпы.
Забавный момент, высокий белый мужик шляющийся там по историческим местам (да еще и в шляпе) для местных равно австралиец, когда я останавливался у некоторых маленьких британских кладбищ чтобы осмотреться и зафиксировать, проезжающие мне автобусы гудели, экскурсоводы показывали пальцем, а пассажиры приветливо махали руками. Я делал скорбно-торжественное выражение лица и отдувался за всех потомков АНЗАК в глазах местных.
В следующих частях подробно о боях, местности и памятниках.
|
</> |