Цивилизация Кавказских гор

топ 100 блогов bastinda_irrmur21.04.2025

В Музее русского зарубежья проходит любопытная выставка. Называется она «Лансере, отец и сын».

Интересен взгляд двух представителей известнейшей в истории русского искусства семьи французского происхождения – Лансере-Бенуа, на совершенно особую, резко отличающуюся от равнинной, культуру высокогорья Кавказа. Причем взгляд этот не поверхностный.

Евгений Александрович Лансере (1848-1886) окончил юридический факультет Петербургского университета и сразу после окончания отправился на Кавказ. Он настолько увлекся тамошней культурой, что даже по возвращении в столицу продолжал носить кавказскую одежду. Человеком он был ярким и увлекающимся. Помимо любви к путешествиям (по Центральной Азии, Кавказу и Северной Африке), он обожал лошадей и, поскольку его сестра вышла замуж за Николая Бера, знатного дворянина и владельца конезавода, Е.А. Лансере профессионально занимался разведением лошадей. Обладая, к тому же, художественным даром, он с детства увлекался лепкой и, без специального художественного образования, стал известнейшим скульптором-анималистом. Очень модные в тот период кабинетные скульптуры с изображением лошадей и всадников пользовались большим спросом в высших кругах. В 1872 году за свои работы он получил от Академии художеств звание классного художника 1-й степени. Он посещал рисовальные классы в Императорской Академии художеств и там познакомился с Екатериной Николаевной Бенуа, дочерью архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. Ее брат Александр Бенуа, один из организаторов объединения «Мир искусства», вспоминал потом: «Однажды среди наших гостей я заприметил новое лицо — молодого человека с заостренной бородкой, одетого совсем не так, как другие — в кафтан без пуговиц и в шаровары. На ногах у него были мягкие черкесские сапоги, а на голове странная кавказская шапочка. Уже одно это было поразительно, но еще поразительнее было то, что являлся этот молодой человек всегда верхом на казацкой лошади». И хотя семья Бенуа была сильно удивлена претендентом на руку Екатерины, однако в 1874 году они поженились и в свадебное путешествие отправились не во Францию, а именно на Кавказ. В их браке родилось шестеро детей: Евгений и младшая дочь Зинаида (в замужестве Серебрякова) стали художниками, сын Николай – архитектором. Однако любимцы богов умирают молодыми, и Евгений Александрович Лансере скончался в 38 лет от чахотки.

Цивилизация Кавказских гор
Цивилизация Кавказских гор
Цивилизация Кавказских гор
Цивилизация Кавказских гор
Цивилизация Кавказских гор
Цивилизация Кавказских гор
Цивилизация Кавказских гор
Цивилизация Кавказских гор
Цивилизация Кавказских гор
Цивилизация Кавказских гор
Цивилизация Кавказских гор

Старший сын - Евгений Евгеньевич Лансере (1875–1946) получил художественное образование во Франции: в парижских частных академиях Ф. Коларосси и В. Жюлиана, студиях живописца Жан-Поля Лорана и иллюстратора Жан-Жозефа Бенжамен-Констана. Вернувшись в конце 1890-х годов в Петербург, Лансере оказывается вовлеченным в деятельность художественного объединения «Мир искусства», он много работал в области книжной графики, занимался фарфором и стеклом. В 1904 году он женился на Ольге Константиновне Арцыбушевой, чья мать приходилась двоюродной сестрой предпринимателю и хозяину усадьбы Абрамцево Савве Ивановичу Мамонтову. Новобрачные отправились в свадебное путешествие по Военно-Грузинской дороге в Тифлис, затем через Сухум, Гагры и черноморское побережье — в Крым. Это было намеренное повторение свадебного путешествия родителей художника.

В 1912 году Е.Е.Лансере получает заказ на иллюстрации к повести Льва Толстого «Хаджи-Мурат» для издательства «Товарищество Р. Голике и А. Вильборг». Он поехал на Кавказ и верхом на лошади преодолел около шестисот километров по горам, побывал в Чечне, на территориях современной Северной Осетии, Ингушетии, Дагестана, Азербайджана и Грузии. Созданные им иллюстрации сделали имя Евгения Лансере по-настоящему известным, также в 1912 году художник получил звание академика Императорской Академии художеств. Помимо этого, он обзавелся на Кавказе многочисленными знакомствами, которые очень помогли ему, когда настали тяжелые времена.

1916-й и первую половину 1917 года его семья в основном провела в усадьбе Усть-Крестище. Евгений Евгеньевич писал холсты для зала заседаний правления Московско-Казанской железной дороги. В октябре-ноябре 1917 года участились грабежи и поджоги в имениях Курской области. Сестра Евгения Лансере, Зинаида Серебрякова, до ноября 1919 года жила в имении семьи Нескучное, пока усадьбу не сожгли крестьяне. Их сестра Екатерина умерла от туберкулеза. Еще двум сестрам, Марии и Софье, удалось эмигрировать через Харбин в Европу. Оставаться в Усть-Крестище было уже опасно. Социалист Магомет Хизроев, знакомый Лансере по Кавказу, ставший продовольственным комиссаром в правительстве Горской республики, предложил переехать к нему в Дагестан. 19 ноября 1917 года Евгений Евгеньевич и Ольга Константиновна с детьми выехали в Курск и с пересадкой в Ростове-на-Дону добрались до Грозного. Почти 17 лет они прожили на Кавказе. Сначала Лансере обосновались в тогдашней столице Дагестана Темир-Хан-Шуре, нынешнем Буйнакске. В 1918 году в Дагестане случился националистический переворот. Евгений Лансере перевез семью в аул в семи километрах от Темир-Хан-Шуры. В мае 1919 года город заняла Добровольческая армия Деникина. В августе Евгению Евгеньевичу удалось уехать в Ростов-на-Дону, где тогда находился брат Николай, архитектор, художник, член объединения «Мир искусства», в 1931 году арестованный «за шпионаж в пользу Франции» и умерший в тюрьме в 1942 году.

А Евгений Лансере не эмигрировал и не был репрессирован, несомненно, благодаря многим знакомствам на Кавказе. В 1920 году он с семьей перебрался на жительство в Тифлис. Чтобы как-то жить, он писал портреты и местных богачей, и политических деятелей. Он подрабатывал рисовальщиком в Музее этнографии, выезжая в экспедиции с Кавказским археологическим институтом, так как в 1920-1930-х годах вовсю развивалась этнография. По вызову полпреда РСФСР в этом регионе С.И.Аралова в 1922 году Лансере отправился в Турцию. Три месяца художник провел в Ангоре (теперь Анкара), его рисунки демонстрировались в Кремле во время IV съезда Коминтерна в октябре 1922 года и в конце того же года в Петрограде. С 1922 года Лансере — профессор Академии художеств Грузии, затем декан живописного факультета, а в 1927 году он был командирован на полгода в Париж от Академии художеств Грузии. В Москву он переехал только в 1934 году по приглашению Щусева, продолжить начатую еще при царе работу над росписью панно Казанского вокзала. Потом он переехал в Ленинград, чтобы преподавать в Академии Художеств.

В 1925 году Лансере стал сотрудником кавказского археологического института, и нарком просвещения ДАССР Алибек Алибекович Тахо-Годи предложил Лансере отправиться в Нагорный Дагестан для пополнения художественной части Дагестанского музея. Лансере с двумя своими учениками и сыном Женей посетили аулы Тидиб, Гинта, Урода – старинные поселения с высокими боевыми башнями. Подобных сюжетов на выставке множество, их дополняют выдержки из дневников Евгения Лансере, с интереснейшей информацией.

Представленные на выставке небольшие работы в различных техниках и множество блокнотов с зарисовками из всех его поездок произвели на меня сильное впечатление. Из них вырисовывается подлинный, документальный облик практически утраченной цивилизации горного Кавказа, чуждой равнинному жителю. Это скудная и жестокая варварская цивилизация, но она была и во многом еще остается в нашей реальности. На мой взгляд, эти иллюстрации очень подходят к фантастическому миру Арканара, где происходит действие романа «Трудно быть богом» А. и Б. Стругацких.

Цивилизация Кавказских гор
Цивилизация Кавказских гор
Цивилизация Кавказских гор
Цивилизация Кавказских гор
Цивилизация Кавказских гор
Цивилизация Кавказских гор
Цивилизация Кавказских гор
Цивилизация Кавказских гор
Цивилизация Кавказских гор
Цивилизация Кавказских гор
Цивилизация Кавказских гор
Цивилизация Кавказских гор
Цивилизация Кавказских гор
Цивилизация Кавказских гор
Цивилизация Кавказских гор
Цивилизация Кавказских гор
Цивилизация Кавказских гор
Цивилизация Кавказских гор
Цивилизация Кавказских гор
Цивилизация Кавказских гор
Цивилизация Кавказских гор
Цивилизация Кавказских гор
Цивилизация Кавказских гор
Цивилизация Кавказских гор
Цивилизация Кавказских гор
Цивилизация Кавказских гор
Цивилизация Кавказских гор
Цивилизация Кавказских гор


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Философия Любви Сегодня Здравствуйте, мои дорогие читатели. Надеюсь, чай с пряниками у всех под рукой. Поехали. 19 января 2024 года член политбюро «Ансар Аллах» Мухаммад аль-Бухейти сообщил, что йеменское движение хуситов гарантирует безопасность судам из России при проходе ...
На Украине массово закупили и сожгли тираж книги про Трампа. Переживают за унижение Зе. Спасибо на водку Александру Саввину ...
Столетник на окне, грошовый чай – Метафора казенного уюта… Пишу тебе… Но ты не отвечай. Твой день земной расписан по минутам, А тут инопланетная тоска И скука заедает – хоть стреляйся. По небу проплывают облака, Прекрасные, как яблони на Марсе – Но с них идут кислотные дожди, И губят ...
Речь идет об одном из корпусов второго по старейшинству университета США - "Колледжа Уильяма и Мэри" в Вильямсбурге , штат Вирджиния. Перевод: Браффертон Холл использовался для образования мальчиков-индейцев. Сначала мальчики жили в окрестных домах и фермах. Однако ученики были ...
Ей 40, ему 24 Славный фильм про любовь и разницу в возрасте. Энн Хеттуэй и Николас Голицин. Мне понравился ...