ЦИТАТЫ...
nikonova_alina — 12.12.2024Карел ван Мандер. Жизнеописание Гертгена тот Синт Янса (Geertgen Тот S. Jans), живописца из Харлема
Подобно тому как поблизости вечно белых, пустынных Альп и других высоких гор вода, текущая с разных сторон маленькими ручейками, собирается наконец в широкие реки и каналы и затем быстро течет к безбрежному океану, так точно и наше искусство, первоначально зарождавшееся то в одном, то в другом месте, постепенно при помощи могучих, пролагавших новые пути умов достигло высокого совершенства.
Благородному искусству живописи не нанесло ущерба то, что ему посвятил себя в числе других Герард из Харлема, прозванный Синт Янсом. Ибо еще в очень раннее время показавши людям красоту и привлекательность живописи, он тем возвысил ее честь и достоинство.
В юности Гертген был учеником вышеупомянутого ван Оуватера и во многих отношениях не только был равен своему учителю, но превосходил его, особенно же силой своих образов, композиций, красотой фигур и передачей чувств; однако в чистоте и тщательности исполнения или тонкости работы он, по моему мнению, уступал ему.
Гертген жил в монастыре иоаннитов в Харлеме, почему и получил свое прозвище; но все-таки он не был членом ордена. Пока он там жил, он написал для главного алтаря великолепный большой складень[72], на средней доске которого был изображен Христос на кресте. Створки также были большого размера и расписаны с обеих сторон. Средняя доска и одна из створок погибли или во время религиозных смут, или во время осады Харлема. Уцелевшая створка была распилена надвое, и получились две прекрасные картины, которые теперь находятся у командора в большой зале нового дома. Прежняя внешняя сторона этой створки представляет чудо или какое-то необыкновенное событие, а внутренняя — Снятие со креста. Здесь мы видим распростертое мертвое тело Христа, написанное чрезвычайно близко к натуре, а возле него опечаленного ученика. Лица же святых жен выражают такую скорбь, что изобразить это чувство сильнее было бы невозможно. Сидящая Богоматерь, снедаемая горем, кажется погруженной в глубочайшую печаль, и это было передано так, что большинство художников нашего времени приходят от нее в восхищение и воздают ей величайшие похвалы.
Сверх того, несколько произведений его были в одном из монастырей в окрестностях Харлема; но все они или погибли во время войны, или уничтожены иконоборцами.
Кроме того, в Большой церкви Харлема, на южной стороне, есть еще одна его картина, сильно и прекрасно написанный вид этого здания.
Гертген был такого высокого достоинства мастер, что знаменитый Альбрехт Дюрер, когда приезжал в Харлем и смотрел его картины, невольно с восхищением воскликнул: «Поистине он уже в утробе матери был живописцем». Дюрер хотел этим сказать, что природа еще до рождения предназначила ему быть художником. Гертген умер молодым, едва достигнув двадцативосьмилетнего возраста.