Цитата дня

Древнегреческие города-государства были прямыми демократиями, буквально управляемыми народом, демосом. Демократия, опять же в древнегреческом смысле этого слова – это собрание людей
Народ с большой буквы «Н», собирается вместе, чтобы принимать решения. Представьте себе, что все голосующие мужчины Спарты собираются в амфитеатре, чтобы спорить о том, где разместить новую цистерну, повысить налоги на возведение храма, объявить или нет войну глупому, отсталому, с сеном в шевелюре Аргосу
В Афинах каждый год случайным образом по жребию выбиралось 500 имен граждан, и выбранные должны были служить в правительстве в течение года. Этот метод отбора мы фактически используем и у нас в стране, организуя суд присяжных
Афиняне считали, что каждый гражданин должен быть способен выполнять любую государственную должность и должен желать этим заниматься. И чтобы смягчить ситуацию с неизбежной некомпетентностью случайных людей при власти, большинство ведомств в афинском демократическом городе-государстве представляли собой комиссии, комитеты, коллегии, в которых входили несколько, а не один человек
Предполагалось, что сделав выбор полностью случайным, не проводя выборы представителей на большинство должностей, желающие поруководить не смогут дать никому взятку, чтобы попасть на должность, а это сократит коррупцию. И что система будет равной и справедливой для всех, как для богатых, так и для бедных, ведь каждый гражданин имел равные шансы на то, чтобы его имя было выбрано жребием
Они выбирали генералов по жребию, и это любопытный способ командования вооруженными силами. Я думаю, было бы интересно, если бы мы попробовали это в нашей стране
И они таким же образом, по жребию выбирали казначеев и распорядителей финансами города-государства
Но большая часть правительства древних Афин состояла из этих 500 ежегодных лидеров, которые управляли правительством и разрабатывали законы, а затем весь электорат собирался, чтобы проголосовать по этим законам
И кстати, любой тоже мог просто поднять руку и предложить свой закон в афинском собрании
Вам не обязательно для этого было быть одним из тех 500 человек, вытащивших жребий
Гражданин, который поднял руку, даже если он не был в правительстве, мог встать и сказать: эй, эти идиоты хотят построить цистерну возле храма Гекаты , но я думаю, совершенно очевидно, что нам следует построить на холме над от агорой. Кто согласен?
И таким образом можно было добиться переноса цистерны от храма прямо на площади собрания методом прямой демократии, но следовало пользоваться этим инструментом с осторожностью, потому что ставки в игре древнегреческой демократии были выше, чем в нашей культуре
Это была не просто прямая демократия. Это была лично подотчетная демократия
Тот, кто руководил правительством, нёс ответственность за все результаты его работы. Если вы решили выступить как частное лицо, предложить свой собственный закон и провести реформу, тогда и вы тоже — правительство. Теперь вы в одной лодке с ними
Если цистерна будет постоянно трескаться и станет большой муниципальной проблемой, требующей постоянного ремонта, кто-нибудь может выйти на собрание и обвинить вас в том, что вы испортили наш славный город
К примеру, в 406 году до Р.Х., после ужасного поражения на Сицилии, афиняне одержали победу в морском сражении над спартанцами. Молодцы, чо!
Но после этого разразилась буря, и шестеро афинских адмиралов предстали перед судом и были приговорены к смертной казни за то, что не смогли собрать выживших после неё
Любой, кто активно участвует в управлении, будь то те самые 500 случайно выбранных по жребию лидеров или любой политически активный гражданин, может быть привлечен к ответственности за нанесение ущерба городу из-за дезинформации, некомпетентности или недостатка альтруизма
Обычно это влекло за собой ущерб репутации, потому что ты опозорил себя, показал себя идиотом. Ну и получи штраф. Кроме того, суд может присудить возмещение ущерба, возникшего благодаря твоей некомпетентности
Но если ты был особенно одиозным эгоистом или вопиюще некомпетентным в порученном деле, то тебя могли подвергнуть остракизму
Каждый год афинское собрание могло принять решение о проведении остракизма. Тогда граждане писали имя того, кто, по их мнению, особенно облажался в прошлом году, на глиняном черепке или на «остраконе»
Если твое имя вписали 6000 и более человек, то тебя изгоняли из города на 10 лет
И это было чисто и целиком политическое обвинение и политическое наказание. Никакого суда с соблюдением надлежащей правовой процедуры и равенством сторон. Возможность наказания вообще никак не обуславливалась наличием уголовных или гражданских правонарушений
Через 10 лет ты мог вернуться в город, тебе возвращалось всё имущество, прежний общественный статус и гражданские права. Это была ссылка, призванная наказать любого, кто нанес ущерб полису своими корыстными интересами или неправильными решениями
Прямая демократия – это система с высоким уровнем вовлечения
А участие в неё граждан является обязательным. И сопровождается рядом сопутствующих требований
Когда все афинские мужчины собираются вместе, чтобы спорить о том, взимать ли налоги для строительства нового флота трирем, явившиеся на собрание парни обязаны быть в курсе событий
Мы избавились от этих тиранов, теперь у власти демос, но это означает, что демос должны быть поактивнее, чтобы не проиграть тиранам
Избиратель не может потусоваться на собрании и просто уйти, заявив, что, знаете ли, я не особо слежу за торговыми отношениями с Микенами. Мне, честно говоря, насрать на стоимость трирем. Так что я не в курсах, я просто проголосую, как мои друганы
Это будет считаться нарушением гражданского долга
И уж точно нельзя во всеуслышание сказать, что я, дескать, не особо увлекаюсь политикой. Я просто собираюсь поскорее пойти в рощу собирать оливки со своей девушкой. Так что давайте побыстрее чего-нибудь решайте
Если бы вы рассказали об этом коринфянину, они бы ответили, что наши предки сражались и умерли, чтобы изгнать тирана Сипсилия с нашей земли, и мы унаследовали мантию свободы благодаря их крови и усилиям. Свобода не бесплатна, наш эллинистический друг
Все трудоспособные мужчины должны выполнять свои обязательства по защите Коринфа во время войны, а кроме того, мудро и компетентно голосовать по важным вопросам в мирное время. Мы унаследовали свободу, и цена, которую мы платим за нее — это наша личная ответственность и наше участие в жизни нашего сообщества
Перикл, самый известный государственный деятель древних Афин, однажды заявил: «Мы не говорим, что человек, который не интересуется политикой, — это человек, который занимается своими делами. Мы говорим, что ему здесь вообще нечего делать»
В пятом веке рабам, принадлежавшим правительству, было приказано идти на агору, хлестать слоняющихся граждан веревками c красной краской и гнать их на собрание, чтобы они могли участвовать в демократических процедурах, и всем, кто явился с красными пятнами на одежде, был назначен штраф
Позже, в 403 г. до Р.Х., Афины заменили кнут на пряник и начали платить премию первым 6000 мужчин, прибывших на собрание
|
</> |