Цирк с конями. Из истории фразы и цирков в мире и России
k_markarian — 21.05.2025

Литография 1878 года. С.-Петербург, внутренность нового цирка Чинизелли (нынешний Большой Санкт-Петербургский госцирк)
Новый разбор известной фразы и сноски об истории цирка, которые вы, возможно, не знали:
За сто лет фразе: «Цирк с коня́ми!» -
Ну и дела! Вот это да! -
Так возгласами и словами
Определяем: ерунда.
Когда нелепы и случайны
Затеи иль какой расклад,
Абсурдны, стра́нны, тривиальны,
Смешны, но чаще невпопад.
История про цирк с конями
Восходит к древним временам,
Она про скачки, что веками
Известны пращурам и нам*.
Но цирк – манеж в 13 метров
Лишь 200 лет назад для всех
Привычным стал, как способ, метод,
Что обеспечивал успех*.
Чтоб показать вольтижиро́вку
На жеребце, бегущем в такт,
Лонже́р* что направлял бы ловко,
А всадник трюки плёл – мастак.
Чтоб скакуна спина в наклоне
Была бы под одним углом
К манежа центру, так резонней
И безопаснее с конём.
Центростремительная сила
Даёт возможность устоять
На жеребце, что мчит красиво,
И пируэтами блистать.
Запрыгнуть, спрыгнуть, приземлиться
Всегда в манеж, а не в партер,
И в джигитовке не убиться,
Трюк обновив на свой манер.
Для конных номеров арена -
Опилки с глиной иль песком.
Под лошадь высота барьера* -
Всё было связано с конём.
В России, кроме балаганов*,
И цирки стали привечать,
У Чинизе́лли Гаэта́но*
Сам император мог бывать.
А там и Альберт Саламонский* –
Московский цирк, Цветной бульвар,
Как и в других, акцент был «конский»,
Хоть и широк репертуар.
Всё больше цирков, трупп с годами
Приелись, как докучий сон.
И подмечали: «Цирк с конями!»,
Когда вновь видели шаблон.
21 мая 2025 (С) Карен Маркарян
*первый известный цирк Circus Maximus - Большой цирк («circus» с латыни - «круг», но у древних римлян это слово означало и конные состязания) был построен в виде овального амфитеатра-ипподрома во II веке до н.э. в Риме. Но ещё за 4 века до этого здесь, в небольшой долине, проводили соревнования квадриг – колесниц с четвёрками лошадей
*мастер верховой езды, бывший английский кавалерист Филипп Астлей в 1768 году, вернувшись к мирной жизни, основал в Лондоне первый в истории стационарный цирк с круглой ареной. Диаметр манежа постепенно с 19 метров был уменьшен до 13 метров. Это - оптимальный размер для строгого соблюдения заданной скорости жеребцами с определённым наклоном спины к центру манежа, что требуется для вольтижиро́вки (от фр. voltiger - порхать, летать) - приёмов конной акробатики, и джигито́вки (от тюрк. «джигит» - лихой, храбрый, опытный всадник) - у восточных народов скачки на лошадях с исполнением трюков военной направленности.
К слову, в цирках предпочитают работать только с жеребцами или меринами (кастрированными жеребцами), которые придают больше темперамента выступлениям.
Край арены шириной до полуметра - пи́ста (франц. piste - скаковая дорожка) приподнята у барьера над уровнем манежа на 40 см, что не даёт бегущему скакуну бить ногами по стенкам барьера, нарушая темп движения и угол наклона. В современных стационарных цирках тырсу́ (смесь опилок с глиной или песком в 6-8 см), которой посыпали манеж, заменило каучуковое покрытие.
В 1782 году Астлей основал и первый амфитеатр, как он называл свои заведения, за пределами Англии, во Франции, а затем открыл крытые манежи с куполообразной крышей в 18 городах Европы, где гастролировала его труппа и другие появлявшиеся артисты. Ведь Астлей после успеха своего предприятия в Лондоне пополнил труппу не только опытными наездниками, но и музыкантами, клоунами, жонглёрами, канатоходцами, акробатами и дрессировщиками танцующих собак, которые заполняли паузы между конными номерами
*лонже́р – специалист по выучке лошадей; тренер, находящийся в центре круга и управляющий движением лошади с помощью ко́рды или ло́нжи (фр. longe - «длинный ремень», «верёвка»), а также хлыста
*барьер в цирке тоже заточен под конные номера: его высота - 50 см, ширина - 40 см, чтобы лошадь среднего роста могла, встав передними ногами на барьер, продолжать в случае надобности двигаться
*балага́н (из перс. بالاخانه, balaχanä - верхняя комната, балкон) - временное деревянное здание для театральных и цирковых представлений на ярмарках и народных гуляниях в Российской империи в XVIII-XIX веках
*Гаэта́но Чинизе́лли (1815-1881), известный итальянский артист, конный акробат, дрессировщик и педагог, глава цирковой династии и основатель первого в России каменного стационарного цирка, который действует и сейчас в качестве Большого Санкт-Петербургского госцирка.
В 1846 году Гаэтано, по приглашению своего первого учителя Алессандро Гверра, владевшего деревянным цирком на Театральной площади в Петербурге, приехал в Россию вместе с женой, наездницей Вильгельминой Гинне и шестилетним сыном Андреа. Чинизелли должен был противостоять конкурентам - Полю Кюзану и Жюлю Лежару, построивших для своих трупп деревянный цирк по соседству, слева от Александринского театра.
Однако в 1847 году заведение Гверра потерпело финансовый крах, и Чинизелли уехал в Европу, где с большим успехом выступал с собственной труппой, основой которой стали члены его семьи. Но в 1869 году Чинизелли с женой, сыновьями Андреа, Сципионе и Эрнесто, дочерью Эммой и невесткой Клотильдой - вновь в России, откликнувшись на этот раз на зов брата жены, циркача и предпринимателя Карла Гинне. Карл двумя годами ранее открыл «конный и гимнастический цирк» на Манежной площади в Петербурге, который, по оценкам современников, представлял «явление только посредственное», но Чинизелли удалось это изменить. В 1872 году Гинне передал Чинизелли руководство цирком, уехав из Петербурга.
Гаэтано, имевший почётное звание шталмейстера (главный конюший) его величества короля Италии, личный герб кавалера ордена Короны Италии и девять Кавалерских знаков орденов, оказался еще и талантливым предпринимателем. Он обзавёлся дружественными связями, вплоть до членов императорской семьи. Это позволило добиться разрешения на строительство каменного цирка, получив льготные условия и попечительство царских особ. Билеты в цирк выкупали за год вперёд.
«Петербургская газета» 28 мая 1878 года так писала о цирке Чинизелли: «Надо отдать справедливость Гаэтано Чинизелли, труппа его составлена очень хорошо. В ней есть и представители высшей школы верховой езды с самим директором во главе, искусные наездники и наездницы, отважные вольтижёры, довольно проворные вольтижёрки, силачи, весьма порядочные танцовщицы и танцовщики на канате и проволоке, ловкие клоуны и отличные лошади. Семейство г-на Чинизелли и его три сына выводят дрессированных лошадей с редким искусством, как и три дочери на лошадях высшей школы, с изяществом и грацией…»
*Альберт Саламонский (1839-1913), родился в Италии в потомственной еврейской цирковой семье, предприниматель, директор и основатель нескольких цирков, в том числе Московского цирка Никулина на Цветном бульваре (первоначально - «цирк Саламонского», 1880, на месте, где ставили балаганы), цирка в Одессе и нынешнего Рижского цирка (1888), не действующего и пустующего много лет.
Саламонский выступал наездником, конным акробатом, дрессировщиком лошадей и актёром. В 1873 году открыл свой собственный цирк в Берлине, где с успехом выступал 7 лет до отъезда в Россию. В 1895 году в цирке на Цветном бульваре поставил первую детскую пантомиму «Фея кукол».
Долгие годы конкурировал в Москве с цирком артистов и предпринимателей братьев Никитиных (Дмитрий, Аким и Пётр из семьи саратовского крепостного крестьянина Александра Никитина, в середине 1850-х годов отпущенного помещиком на волю и сделавшегося профессиональным шарманщиком). В 1873 открывают «Русский цирк братьев Никитиных» в Пензе, спустя 3 года - в Саратове. Затем здания цирков (из дерева или камня) в Москве, Иванове , Киеве, Астрахани, Баку, Тифлисе, Казани, Харькове, Одессе, Нижнем Новгороде, Минске, Орле и в других городах. В их цирках выступали знаменитые борец Иван Поддубный, основатели цирковой династии дрессировщиков Владимир и Анатолий Дуровы, клоун и акробат Виталий Лазаренко…
На что обращать внимание при остеклении балкона?
Необязательные мемуары. На холмах Грузии
Мероприятие принцессы Уэльской
Там, за туманами, вечными, пьяными...
Всемирный день грибника
Вы не понимаете - это другое!..
О неправильных коммунистах

