Цирк с конями. Из истории фразы и цирков в мире и России

топ 100 блогов k_markarian21.05.2025 цирк Чинизелли-литография-1878.jpg
Литография 1878 года. С.-Петербург, внутренность нового цирка Чинизелли (нынешний Большой Санкт-Петербургский госцирк)

Новый разбор известной фразы и сноски об истории цирка, которые вы, возможно, не знали:

За сто лет фразе: «Цирк с коня́ми!» -
Ну и дела! Вот это да! -
Так возгласами и словами
Определяем: ерунда.

Когда нелепы и случайны
Затеи иль какой расклад,
Абсурдны, стра́нны, тривиальны,
Смешны, но чаще невпопад.

История про цирк с конями
Восходит к древним временам,
Она про скачки, что веками
Известны пращурам и нам*.

Но цирк – манеж в 13 метров
Лишь 200 лет назад для всех
Привычным стал, как способ, метод,
Что обеспечивал успех*.

Чтоб показать вольтижиро́вку
На жеребце, бегущем в такт,
Лонже́р* что направлял бы ловко,
А всадник трюки плёл – мастак.

Чтоб скакуна спина в наклоне
Была бы под одним углом
К манежа центру, так резонней
И безопаснее с конём.

Центростремительная сила
Даёт возможность устоять
На жеребце, что мчит красиво,
И пируэтами блистать.

Запрыгнуть, спрыгнуть, приземлиться
Всегда в манеж, а не в партер,
И в джигитовке не убиться,
Трюк обновив на свой манер.

Для конных номеров арена -
Опилки с глиной иль песком.
Под лошадь высота барьера* -
Всё было связано с конём.

В России, кроме балаганов*,
И цирки стали привечать,
У Чинизе́лли Гаэта́но*
Сам император мог бывать.

А там и Альберт Саламонский* –
Московский цирк, Цветной бульвар,
Как и в других, акцент был «конский»,
Хоть и широк репертуар.

Всё больше цирков, трупп с годами
Приелись, как докучий сон.
И подмечали: «Цирк с конями!»,
Когда вновь видели шаблон.
21 мая 2025 (С) Карен Маркарян

*первый известный цирк Circus Maximus - Большой цирк («circus» с латыни - «круг», но у древних римлян это слово означало и конные состязания) был построен в виде овального амфитеатра-ипподрома во II веке до н.э. в Риме. Но ещё за 4 века до этого здесь, в небольшой долине, проводили соревнования квадриг – колесниц с четвёрками лошадей

*мастер верховой езды, бывший английский кавалерист Филипп Астлей в 1768 году, вернувшись к мирной жизни, основал в Лондоне первый в истории стационарный цирк с круглой ареной. Диаметр манежа постепенно с 19 метров был уменьшен до 13 метров. Это - оптимальный размер для строгого соблюдения заданной скорости жеребцами с определённым наклоном спины к центру манежа, что требуется для вольтижиро́вки (от фр. voltiger - порхать, летать) - приёмов конной акробатики, и джигито́вки (от тюрк. «джигит» - лихой, храбрый, опытный всадник) - у восточных народов скачки на лошадях с исполнением трюков военной направленности.

К слову, в цирках предпочитают работать только с жеребцами или меринами (кастрированными жеребцами), которые придают больше темперамента выступлениям.

Край арены шириной до полуметра - пи́ста (франц. piste - скаковая дорожка) приподнята у барьера над уровнем манежа на 40 см, что не даёт бегущему скакуну бить ногами по стенкам барьера, нарушая темп движения и угол наклона. В современных стационарных цирках тырсу́ (смесь опилок с глиной или песком в 6-8 см), которой посыпали манеж, заменило каучуковое покрытие.

В 1782 году Астлей основал и первый амфитеатр, как он называл свои заведения, за пределами Англии, во Франции, а затем открыл крытые манежи с куполообразной крышей в 18 городах Европы, где гастролировала его труппа и другие появлявшиеся артисты. Ведь Астлей после успеха своего предприятия в Лондоне пополнил труппу не только опытными наездниками, но и музыкантами, клоунами, жонглёрами, канатоходцами, акробатами и дрессировщиками танцующих собак, которые заполняли паузы между конными номерами

*лонже́р – специалист по выучке лошадей; тренер, находящийся в центре круга и управляющий движением лошади с помощью ко́рды или ло́нжи (фр. longe - «длинный ремень», «верёвка»), а также хлыста

*барьер в цирке тоже заточен под конные номера: его высота - 50 см, ширина - 40 см, чтобы лошадь среднего роста могла, встав передними ногами на барьер, продолжать в случае надобности двигаться

*балага́н (из перс. بالاخانه‎, balaχanä - верхняя комната, балкон) - временное деревянное здание для театральных и цирковых представлений на ярмарках и народных гуляниях в Российской империи в XVIII-XIX веках

*Гаэта́но Чинизе́лли (1815-1881), известный итальянский артист, конный акробат, дрессировщик и педагог, глава цирковой династии и основатель первого в России каменного стационарного цирка, который действует и сейчас в качестве Большого Санкт-Петербургского госцирка.

В 1846 году Гаэтано, по приглашению своего первого учителя Алессандро Гверра, владевшего деревянным цирком на Театральной площади в Петербурге, приехал в Россию вместе с женой, наездницей Вильгельминой Гинне и шестилетним сыном Андреа. Чинизелли должен был противостоять конкурентам - Полю Кюзану и Жюлю Лежару, построивших для своих трупп деревянный цирк по соседству, слева от Александринского театра.

Однако в 1847 году заведение Гверра потерпело финансовый крах, и Чинизелли уехал в Европу, где с большим успехом выступал с собственной труппой, основой которой стали члены его семьи. Но в 1869 году Чинизелли с женой, сыновьями Андреа, Сципионе и Эрнесто, дочерью Эммой и невесткой Клотильдой - вновь в России, откликнувшись на этот раз на зов брата жены, циркача и предпринимателя Карла Гинне. Карл двумя годами ранее открыл «конный и гимнастический цирк» на Манежной площади в Петербурге, который, по оценкам современников, представлял «явление только посредственное», но Чинизелли удалось это изменить. В 1872 году Гинне передал Чинизелли руководство цирком, уехав из Петербурга.

Гаэтано, имевший почётное звание шталмейстера (главный конюший) его величества короля Италии, личный герб кавалера ордена Короны Италии и девять Кавалерских знаков орденов, оказался еще и талантливым предпринимателем. Он обзавёлся дружественными связями, вплоть до членов императорской семьи. Это позволило добиться разрешения на строительство каменного цирка, получив льготные условия и попечительство царских особ. Билеты в цирк выкупали за год вперёд.

«Петербургская газета» 28 мая 1878 года так писала о цирке Чинизелли: «Надо отдать справедливость Гаэтано Чинизелли, труппа его составлена очень хорошо. В ней есть и представители высшей школы верховой езды с самим директором во главе, искусные наездники и наездницы, отважные вольтижёры, довольно проворные вольтижёрки, силачи, весьма порядочные танцовщицы и танцовщики на канате и проволоке, ловкие клоуны и отличные лошади. Семейство г-на Чинизелли и его три сына выводят дрессированных лошадей с редким искусством, как и три дочери на лошадях высшей школы, с изяществом и грацией…»

*Альберт Саламонский (1839-1913), родился в Италии в потомственной еврейской цирковой семье, предприниматель, директор и основатель нескольких цирков, в том числе Московского цирка Никулина на Цветном бульваре (первоначально - «цирк Саламонского», 1880, на месте, где ставили балаганы), цирка в Одессе и нынешнего Рижского цирка (1888), не действующего и пустующего много лет.

Саламонский выступал наездником, конным акробатом, дрессировщиком лошадей и актёром. В 1873 году открыл свой собственный цирк в Берлине, где с успехом выступал 7 лет до отъезда в Россию. В 1895 году в цирке на Цветном бульваре поставил первую детскую пантомиму «Фея кукол».

Долгие годы конкурировал в Москве с цирком артистов и предпринимателей братьев Никитиных (Дмитрий, Аким и Пётр из семьи саратовского крепостного крестьянина Александра Никитина, в середине 1850-х годов отпущенного помещиком на волю и сделавшегося профессиональным шарманщиком). В 1873 открывают «Русский цирк братьев Никитиных» в Пензе, спустя 3 года - в Саратове. Затем здания цирков (из дерева или камня) в Москве, Иванове , Киеве, Астрахани, Баку, Тифлисе, Казани, Харькове, Одессе, Нижнем Новгороде, Минске, Орле и в других городах. В их цирках выступали знаменитые борец Иван Поддубный, основатели цирковой династии дрессировщиков Владимир и Анатолий Дуровы, клоун и акробат Виталий Лазаренко…

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Путин поздравил Трампа с избранием на пост президента США Владимир Путин поздравил Дональда Трампа с победой на выборах президента США. "Я, пользуясь случаем, хочу поздравить его с избранием на пост президента США. Как я уже говорил, мы будем работать с любым главой государства, ...
Кстати, 7-я годовщина, как "Алеппо- всё!" - начало конца западной интервенции в ...
Иногда я пишу такие вещи, которые с трудом воспринимаются большинством читателей, вызывая недоумение, неприятие, насмешки. И лишь спустя годы само время доказывает, что определëнные мои публикации вовсе не были блажью, полëтом безумной фантазии, или троллингом. Снйчас я представляю ...
А давайте я расскажу сейчас, какая я ма-ла-дец и великий организатор. Ну хоть из расчета "сам себя с утра не похвалишь - весь день как оплеванный". Не прошло и пары десятков лет, как профдеформация перестала мешать в быту и сравнялась с теми эротическими снами, которые "доктор, а поче ...
Министр образования Андрей Фурсенко рекомендует школам России избавиться от 200 тысяч учителей. Дабы не прослыть людоедом министр заявил, что это не приказ, план по увольнениям всего лишь рекомендация, школы сами должны решать кого и когда ...