Цирк на Фонтанке

Цирк Чинизелли — первый каменный стационарный цирк России, один из старейших цирков России, открыт 26 декабря 1877 года. Здание в стиле эклектики было построено по проекту академика архитекторы Василия Александровича Кенеля. Впервые в мире при возведении купола рекордного по тем временам пролёта - 49,7 метров не были применены поддерживающие внутренние колонны, что создало необычный пространственный эффект. Купол выполнен по технологии Шведлера. В настоящее время здание цирка является памятником архитектуры.
1. Вид на цирк (до реконструкции 2014 года) и площадь перед ним с крыши дома Фокина.

2. Проходим внутрь здания и оказываемся в вестибюле
с кариатидами и большими люстрами. Этих красотки на стенах удалось
вернуть лишь в ходе крайней реконструкции здания, в советское время
их не было. Но при Чинизелли они были, естественно.
3. Выглядят красиво и качественно, любо-дорого смотреть.
4. Слева за портьерой вход в зал цирка.
А тем временем, мы встречаемся с нашим экскурсоводом, она же
директор музея циркового искусства - Екатерина Юрьевна Шаина.
Девушка просто огонь, любит своё дело и мастерски козыряет
специфическими словами околоцирка, водила нас целых 5 (ПЯТЬ) часов
и всё время рассказывала что-то интересное.
5. Копия афиши 1893 года, на которой изображены лошади - ведь
именно с них и зародилось цирковое искусство. Гаэтано Чинизелли -
инициатор постройки в царском Петербурге цирка, он был наездником и
дрессировщиком лошадей. Сначала сам выводил труппу на ковер, а
затем его дело продолжили дети. В цирке зачастую выступают целые
династии, из поколения в поколение перенимающие азы от отцов.
6. Заходим в зал, на наших глазах сотрудник цирка, он же
униформист, занимается заправкой манежа. Через несколько минут сюда
выйдут первые артисты и будут проводить репетиции.
7. Царская ложа восстановлена специально для сильных мира сего. Мы
туда еще заглянем, не волнуйтесь.
8. Под куполом цирка. В оригинале купол был совсем иным, переходов
и конструкций не было, от того казалось всё очень легким и
воздушным. Но время диктует свои правила, поэтому инженерам
пришлось изменить первоначальную задумку архитекторов и добавить
различные новшества.
Вот ту карусель наверху, а также забитый людьми зал можете
посмотреть вот в этом посте, совсем недавно
был на представлении Олега Попова)
9. Манеж так и манит, поэтому можно забраться наверх и сделать еще
один кадр. Кстати, вы знали, что артисты цирка верят в различные
приметы и чтут традиции, например, нельзя перешагивать барьер
манежа - иначе останешься в цирке на всю жизнь. Хотя как рассказала
нам Екатерина, артисты живут в цирке, а ночуют в гостинице. Но в
данном случае всем понятно, чем грозит перешагивание барьера.
10. Ложа оркестра, она располагается, по традиции, над форгангом. А
форганг - занавес, отделяющий арену от входа за кулисы.
11. Устройство зрительного зала предусматривало четкое разделение
общества по классовой принадлежности. Ложи и места в партере
предназначались для состоятельной публики. Для так называемого
народа были отведены дешевые места во 2-ом ярусе и устроена
террасированная галерея, рассчитанная на стоящего зрителя. И ярус,
и галерея имели отдельный вход с улицы, а внутри зала были наглухо
перекрыты барьерами, чтобы зрители верхних мест не могли спуститься
вниз. Можно представить какое количество зрителей вмещала галерея,
если сидячих мест в цирке было всего 1200, а общее наполнение зала
доходило до 5000 человек. В наше время всё гораздо проще и
демократичнее, классовых преград нет и перемещаться можно свободно.
А вот дефицит билетов есть, все дешевые быстро скупают, ведь сейчас
с гастролями Олег Попов)
12. А вот и дети гимнастов, пока выгуливают по барьеру собачку, а в
будущем будут с родителями выступать.
13. Екатерина показывает нам книгу про петербургский цирк с
фотографиями разных эпох, объясняет что к чему и для чего.
14. И тут к нам выходит легенда цирка - Иван Терентьевич Яровой,
более 30 лет он выступает со своими медведями и семьей. Он в центре
кадра. Смотришь на него и не веришь, что такой небольшого роста
сударь управляется с хищными животными! Но так оно и есть.
Рассказал нам за 10 минут большое количество разных историй из
жизни, посетовал, что недоволен нынешней реконструкцией нашего
цирка, но в целом очень добрый и хороший человек.
15. Стас застрял в кресле и сел на бортик, чтобы лучше слышать
ИванТерентича.
16. Внимание на рисунки - это не принт, а ручная роспись.
Воссоздание оригинальных рисунков времен Чинизелли. Всё по
элите.
17. Через форганг заходим за кулисы, здесь просторно и много
помещений.
18. Чувством юмора цирковые артисты не обделены)
19. Для нашей группы сделали исключение и показали конюшни, обычно
сюда никого не пускают. Каждая лошадь в отдельном "кабинете" с
табличкой с именем.
20. Ну, здравствуй, друг мордастый)
21. Еще один любознательный. Лошади добрые и красивые, за ними
хорошо ухаживают и кормят различными вкусностями=)
22.
23. Наш гид по конюшне - дрессировщик Вадим Колодочкин.
24. На них можно смотреть вечно! Все такие удивительные и
разные.
25. От лошадей поднимаемся на второй этаж, здесь опять же картины и
множество зеркал! Видимо, чтобы дети кривлялись и
фотографировались.
26. Царь заглядывает в царскую ложу, хехехе) На манеже вовсю
происходит репетиция.
27. Вот так выглядит ложа. В целом ничего сверх естественного, но
чинно и благородно.
28. В актовом зале, назовём его так, проходит выставка, посвященная
Олегу Попову, продлится она еще недолго и в скором времени
экспонаты перейдут в Русский музей, если я ничего не попутал.
29. "Олимпийский" велосипед. Привет, Таня) Вообще, это огромная
заслуга Вячеслава Полунина и его коллег по цирку, что они смогли
пригласить в наш цирк именитого клоуна, ведь его столько лет не
было в России, а тут бац, и на ковре!
30. А за окном статуя понимает Караванную улицу.
31. Последний взгляд на цирк, здесь можно гулять бесконечно долго,
но пора перемещаться в музей!
32. Музей циркового искусства - первый в России, и он находится по
адресу: Инженерная, дом 6. В одном здании с гостиницей артистов
цирка. А вот макет цирка Чинизелли. Дорого и богато, как и в
реальности.
33. Несмотря на небольшое пространство, коллекция музея просто
огромная, и Екатерина в малейших деталях рассказала нам как про
экспонаты, так и про историю цирка в Петербурге. Порядка 2х часов
провели мы в нем, и если бы не голод, то еще больше можно было
прослушать)
34. Как известно, не все артисты в дореволюционной России были
грамотными, поэтому для них составляли вот такую
программу-расписание их же репетиций. По рисункам всё становится
сразу понятно кто есть кто.
35. Коридор музея с экспонатами. Здесь представлены как костюмы и
личные вещи артистов, так и различные афиши советского периода.
Очень круто было их рассмотреть. Тут тебе и цирк на воде, и
дрессированные волки, и даже бегемоты!
36. Зубник, вставляемый в рот акробату. Изготавливался для каждого
по индивидуальному проекту из специальной кожи.
37. Целый зал, посвященный клоунам) В царское время были клоуны в
белой и рыжей маске. Белый клоун символизировал богачей, а рыжий
клоун - простой люд, эдакий балагур и весельчак. В советское время
остался лишь рыжий, ведь не было в стране богачей.
38. Клоун Карандаш и собачка Клякса.
39. Напоследок памятка, которую можете изучить и чему-то даже
удивиться.
40. Это я на крыше цирка, без нашей группы блогеров. Давно и вообще
не правда.
41. И пейзаж напоследок, купол в полуразобранном состоянии, через
год вырастет и станет пышнее.
За приглашение на элитнейшую экскурсию по цирку
на Фонтанке спасибо сообществу spbblog и
Пашке
upsya , всё
было очень круто. Отдельный поклон Екатерине за любовь к
ремеслу!
Добавляйте журнал в друзья, чтобы первыми читать записи.
|
</> |