Cибилла Берг "ГРМ: мозготрах"
blau_kraehe — 03.02.2022 Вопреки обыкновению, напишу о книге отдельно. Не знаю, почему, но мне особенно хорошо заходят книги немецкоязычных писателей, то ли они реально хорошие, то ли мне близок ход их мысли. Хотя действие романа "ГРМ" происходит в Лондоне, в недалеком будущем. В принципе Берг - мейнстримная писательница, но вот написала антиутопию.Насколько я вижу, на русский это пока не переведено. Но поскольку этот роман получил премию лучшего немецкого фантастического романа 2020 года, то может быть, и переведут.
Так вот. интересно в этой книге то, что это, кажется, первая антиутопия о том, что действительно страшно. Как я уже писала, классические антиутопии ХХ века выражали скорее мазохистские желания их авторов и читателей. В мире, где ты никому не нужен, среди разрухи, войн, где человеческая жизнь ничего не стоит, сдохнешь - никто не заметит, они воздвигают колоссальное тоталитарное Государство, контролирующее каждый вздох. Особенно важен почему-то контроль сексуальной жизни! Это Государство уделяет огромное, пристальное внимание каждому незаметному обывателю, воспитывая его, наказывая, в целом поддерживая его счастливую и сытую жизнь. Обыватель может бунтовать против Государства, просто трахая не ту женщину - и чувствовать себя героем. Дети в чистеньких одинаковых хламидах учатся быть правильными гражданами, все сыты, устроены, недовольны только единичные бунтари.
У Сибиллы Берг полная противоположность. Она просто описывает наш реальный мир, усиливая ряд тенденций. В западном мире полная победа неолиберализма. Ну как неолиберализма - очень мало у кого есть работа, у всех есть "безусловный основной доход", но он недостаточен для выживания, и чтобы выжить, все как-то крутятся.Везде царит право сильного. Мигранты едут в Англию и живут на матрасах, работая по 16 часов в день, при этом не зарабатывают даже на обратный билет, продают почки, чтобы вернуться домой. Да и вообще все люди живут "на диванах", не покупая даже матрасов, потому что на съем даже комнаты нет денег, только на съем спального места. Очень много насилия, "проклятый феминизм" побежден, так что мужчины могут спокойно делать с женщинами и детьми все, что хотят, ну и естественно, активно вымещают фрустрацию или от работы, или от ее отсутствия. Массы бездомных детей, дети-проститутки. Вообще книга тяжелая, много про насилие над детьми, но написано при этом очень хорошо, не вязко.
В принципе, там почти нет фантастики. Все, как у нас, ну незначительные футурологические изменения - типа сохранения мозгов "в банках" в надежде на донорское тело, и в конце объявляется, что теперь всем постепенно будет руководить развивающийся искусственный интеллект.
То есть фантастика чисто социальная - гиперболизация того, что уже и так есть. Фактически это западное общество, если из него убрать "социальное государство": социальные законы, учреждения, поддержку слабых.
Богато (чуть не написала "хорошо", но там тоже не просматривается ничего хорошего) живут а. местные нувориши, б. новая элита - программисты (тут, конечно, сомнительно - это они сейчас еще как-то похожи на "элиту", да и то, зарплаты стремительно падают, а уж таких возможностей "контроля" у них тоже нет). в. китайцы и русские.
Вообще все это на самом деле принадлежит китайцам.
Но они в книге не присутствуют, они невидимы и только упоминаются.
А вот русские там есть, это всегда какие-то нувориши, и просматривается прямая русофобия. Например, единственный (омерзительный - но там все омерзительные) персонаж, который вообще не называется по имени - русский. Его так все время и называют "Русский". Естественно, какой-то олигарх. Нет, другие персонажи - англичане, поляки, пакистанцы - не менее отвратительны, скажем так, мерзки там все, кроме некоторых подростков и детей. Но у них хотя бы есть имена, даже если они убийцы, насилуют детей направо и налево и вообще фашисты. А этот просто "Руссе". Типа "Юде", как я понимаю. Но понятно, что интеллигентной писательнице никогда не пришло бы в голову называть отвратительного персонажа Юде или Негр. А русским можно, чо.
Поэтому книга оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, это блестящая критика капитализма. Вот уж что-что, но критиковать капитализм западные писатели могут. Они все более или менее левые.
С другой стороны, выводы можно сделать самые разнообразные. Например, можно сделать и такой вывод, что во всем виноваты русские с китайцами, из-за которых "у нас" теперь все так плохо. Вообще я замечаю, что на Западе растет реально страх перед Китаем, который весь какой-то "не такой, непонятный и ужасный".
Можно обвинить и "технократическую цивилизацию".
Можно мужчин и патриархат.
А можно и собственно капитализм - но для этого нужна какая-то альтернатива, а ее нет. Герои книги, подростки, пытаются создать некое подобие маленькой коммуны - но они вырастают, и все заканчивается. Они превращаются в обычных взрослых обывателей.
Но во всяком случае, обличение ужасов неолиберализма, уничтожения всяких намеков на социальное государство (и элементы социализма) - удалось очень хорошо.
|
</> |