Чукча-читатель

Много лет я только писала, а читала исключительно монографии, справочники, энциклопедии... Несколько лет без художественных текстов вообще. Потом, когда я попыталась это сделать, выяснилось, что я разучилась читать художественное с монитора: мозг считал, что на мониторе может быть только публицистика, документалистика и тому подобное, а если на мониторе появляется литературный текст - он появляется для работы. Мозг правил чужие тексты. Мне этого не хотелось, но у него было свое мнение по этому вопросу.
Тогда у меня появилась читалка, которая худо-бедно напоминала страницу бумажной книги, а с бумажными книгами у мозга проблем не возникало: в бумаге всегда было только чужое, моего не было, а значит, и править ничего не надо, можно просто читать. Тогда я, наконец, начала знакомство с Вахой... Но на этом я и завязла. Потом, после долгого перерыва, был Соловьев. И еще пара книжек. А потом всё. Хотя список "это уже для всех классика, а я все еще не читала" распух уже до неприличия.
Да, отсутствие времени, это главная проблема... Но не только. Куда-то стало уходить удовольствие. Нет, аппетит приходил во время еды - то есть, я втягивалась в процессе чтения, но все равно было в этом что-то техническое. Я перестала ухать в книги и миры с головой. Я стала отслеживать сюжетные ходы, стиль, слог, описания... Как дегустатор. Нет, я не искала ляпы и косяки намеренно, не с этой мыслью я читала, просто книги начали пережевываться мозгом, а не чувством. Даже когда оставалось послевкусие, послемыслие от особенно хорошей книги - даже оно пережевывалось.
И, видимо, именно поэтому ушло желание поскорее взять следующую. Когда-то это было жизненно необходимо - поскорее найти что-то еще. Когда-то удовольствие доставляло само предощущение чтения: вот сейчас я войду в чей-то мир, увижу что-то новое, узнаю новую историю, неизвестно насколько интересную, это видно будет, но - новую... Я стала замечать, что начать чтение чего-то художественного почему-то приходится себя заставлять. Почему-то не осталось былого желания проглотить книжку, а потому еще одну и еще одну. Оставалось любопытство, но ушло желание его как можно скорее удовлетворить. Почему-то мне стало трудно входить в чужие миры. Хотя на самом деле слово "трудно" тут не совсем подходит, но другого подобрать не могу.
Это, на самом деле, главная причина, по которой я согласилась жюрить в романном конкурсе - появилась возможность заставить себя в эти миры влезать. Тут уже нельзя сказать, что мне надо делать вон то и вот это, и времени не хватает, а читать урывками так себе удовольствие, а вечером надо потупить в собственный текст, а потом уже спать хочется, завтра же вставать рано... Не выйдет. Обещано прочитать к конкретной дате - и это надо сделать, хоть тресни, поэтому берем читалку и читаем - когда получится, сколько получится.
И вот на седьмой (!) книге оно начало возвращаться. Мне захотелось открыть следующую и узнать, что там.
Вообще говоря, только на этой седьмой книге я и смогла сформулировать и окончательно осмыслить, что со мной происходило все это время. Неприятное открытие. Но правильно поставленный вопрос, как говорится, уже половина ответа, а верно осмысленная проблема - наполовину решенная проблема, и хотелось бы верить, что я теперь знаю, как ее решать. А решать надо, потому что человек, разучившийся чувствовать книги, это половина человека, не говоря уж о том, какой это автор.
Есть крамольная мысль - может, еще и потому написание собственного текста пошло так медленно? Чувство уходит? А на технике - долго ли можно ездить? То есть, наверное, можно, но я не хочу.
P.S. Когда конкурс закончится и можно будет это сделать - как минимум три книжки из прочитанных порекомендую :)
|
</> |