Чужие

Разгорелась небольшая дискуссия - все по поводу того же
многоречивого протоиерея Андрея Ткачева.
Священник утверждает, что ни в коем случае нельзя отвергать то,
чему он учит, по двум причинам:
1) В его учении есть не только странное, но и хорошее.
2) Он православный священнослужитель и поэтому все православные
христиане должны быть хорошими мальчиками и девочками и слушать
православного батюшку.
Это не так.
И вот почему.
1) Ни одно сатанинское действие не содержит в себе исключительно
сатанинское действие - оно всегда содержит очень много (и очень
часто- почти все) хорошего - и чуть-чуть , самую малость яда.
Вы же не будете кушать отравленный пирожок, потому что там яда
совсем чуть-чуть , а все остальное - здоровые и полезные белки ,
углеводы и курочка.
2) Православные христиане не должны отвергать таинства не
запрещенного в священнослужении и не лишенного сана - до этих
действий. Это да .
Но они не только не обязаны слушать, что проповедует этот
священнослужитель, но обязаны (ОБЯЗАНЫ! повторюсь) сразу
разбегаться, затыкая уши, если только почувствуют нечто
странное.
Обязанность эта выражена в словах Самого Спасителя
"и о́вцы гла́съ его́ слы́шатъ, и своя́ о́вцы глаша́етъ по и́мени, и
изго́нитъ и́хъ:и егда́ своя́ о́вцы иждене́тъ, предъ ни́ми хо́дитъ:
и о́вцы по не́мъ и́дутъ, я́ко вѣ́дятъ гла́съ его́:
по чужде́мъ же не и́дутъ, но бѣжа́тъ от него́, я́ко не зна́ютъ
чужда́го гла́са." (Ин 10, 2-5)
а также в словах апостола Павла: "Но и а́ще мы́, или́ а́нгелъ съ
небесе́ благовѣсти́тъ ва́мъ па́че, е́же благовѣсти́хомъ ва́мъ,
ана́ѳема да бу́детъ." (Гал 1,8)
Обратим внимание - не сказано "если православный священник
благовестит вам паче еже благовестихом". "АЩЕ МЫ". То есть если бы
даже апостол Павел начал нести пургу , то даже апостола Павла
нельзя слушать.
По-моему личному опыту из десяти священников только трех можно
слушать, и только одному из них есть что сказать.
Речь идет сейчас не о том, духовный кто или не духовный и не про ту
историю из Аввы Дорофея о монахе, который сначала стал пренебрегать
проповедями на службе, потом святыми отцами , потом Писанием, а
потом и Бога стал презирать.
Тут монах возомнил себя более сведующим и духовным.
Здесь же вполне конкретные признаки, после которых учение
конкретного священника нельзя слушать никогда - и бежать от него,
как от чужого.
1) "Еретик" - Откровенное исповедание вполне конкретной и
осужденной ереси.
2) "Экуменист" - Оправдание еретиков, раскольников и сектантов
(например, "их не так поняли, "это из-за властолюбия такого-то
патриарха", "это все политика, а они хорошие")
3) " Язычник" - Обращение в проповеди к духовному опыту
нехристианских религий (ислам, буддизм, иудаизм) и к их
"богословию" , как к положительному явлению. Особенно это касается
цитирования иудейских агад и мидрашей , которые часто выдаются за
святоотеческое толкование Ветхого Завета.
4) "Прелюбодей" Отсылка к "положительному опыту" расколов, ересей,
сект и нехристианских религий.
Тут, правда, есть тонкость. Святые отцы - как и Священное
Писание - иногда ссылаются на язычников с целью укорить и постыдить
христиан (или ветхозаветных иудеев). Например, св.апостол Павел,
который укоряет коринфян в блудодеянии, которого нет даже у
язычников или пророк Иеремия который говорит, что никто в язычниках
так не блудит, как дочь Иерусалима. Такие отсылки - с целью
постыдить за совершенные злодеяния - освящены авторитетом
Священного Писания . А вот если священник говорит на
проповеди - "посмотрите, как хорошо устроено у баптистов
прикормка беспризорных, нам надо тоже так сделать" или "посмотрите,
как у иеговистов поставлена миссия! А у нас никто даже не думает
выйти на улицу и поговорить с людьми!" - после этого можно уходить
не интересуясь продолжением.
Даже если речь идет о том, что сортир у баптистов классный и нам
надо такой же. Само по себе это не хорошо и не плохо, но когда об
этом сказано в проповеди - это вонь чуждого гласа.
5) "Философ"- Базирование на философах и психологах (от
Аристотеля и Вольтера до гештальт-психологов).
Тут опять же есть тонкость - когда речь идет о том, чтобы
подтвердить общность какой-то мысли, что она есть и у святых отцов
и у философов,что встречается особенно часто в апологетической
речи, или когда речь обращена к нецерковным и малоцерковным
слушателям, чтобы привести их к догматам Церкви - это
нормально.
Но когда изречение философа или психолога ставится в базис
проповеди для верующих - это вонь чуждого гласа.
6) "Политикан"- когда священник или епископ вдруг начинает топить
за какого-то чиновника или бизнесмена , агитировать за Путина или
против него - не на пирушке, не на улице, не в телевизоре - а
именно в проповеди.
Да, часто бывает, что священник благодарит , скажем, за помощь в
постройке храма , за финансовую помощь. Но если после этого он
намекает , что это хороший кандидат в губернаторы и что за него
хорошо бы проголосовать ради будущего стран - он продал свою паству
за деньги. Это вонь чуждого гласа- такого священника нельзя
слушать, что бы он ни говорил. Даже если он искренне за Путина и
считает его богоданным вождем и вообще за стабильность.
Стабильность и президенты вне храма и вне проповеди
церковной.
В Церкви может быть только монарх-помазанник Божий.
7) "Затейник". Агитация на проповеди за странную деятельность на
приходе - спортивные мероприятия , турпоходы, семинары опытных
психологов, танцы, кружки-студии-цирковые выступления - чем
занимаются , увы , 99% настоятелей.
Ни ходить на такие мероприятия не стоит, - потому что сущность
храма и происходящего в нем исчерпывается словами Спасителя "Дом
Мой дом молитвы наречется" - ни такого священника не
стоит слушать ни по какому поводу.
По той простой причине, что эта странная деятельность самими
организаторами официально позиционируется, как околоцерковная
деятельность, "направленная на привлечение в Церковь". И
когда священник агитирует в эту деятельность прихожан на проповеди,
то он совершенно очевидно уводит их обратно из Церкви в
околоцерковное пространство.
8) "Литератор", когда вдохновенный священник вдруг начинает на
проповеди декламировать стихи Пушкина-Лермонтова или
зачитывать художественную литературу. На канале в ютубчике- сколько
угодно. Если это в Церкви - это путание берегов.
9) "Сусанин" - проповедь базируется на собственных фантазиях
и мыслях священника в откровенную и преднаверенную пику
с учением Церкви и святых отцов. Речь идет не о том, чтобы
выискивать какие-то частности и тонкости в словах священника, а о
таких достаточно очевидных вещах, как, например,
проповедь эволюции, разрушение авторитета Священного Писания
или Предания Церкви, списывание священных событий на "сказки" (как
это делал в свое время о.Александр Пикалев о чуде преподобного
Сергия, который кричал во чреве матери) или на "мифы" .
9-а) " Сын Сусанина" - когда сам священник не проповедует ничего
криминального, и говорит все правильно, но постоянно цитирует (хотя
бы то и правильные слова) одиозных личностей , вроде
о.Александра Меня, о.Александра Шмемана , о.Георгия Кочеткова и т.д
- с произнесением их имен вслух. Он говорит "все правильно"
исключительно для внедрения доверия к указанным личностям, как к
общепринятым богословским авторитетам, ненавязчиво рекламируя - "и
все другие их слова такие же хорошие и полезные", чтобы откушав
правильные слова утратившие иммунитет к ним прихожане вкусили и
яда.
Есть еще условный десятый тип "чужого" "Сборщик
налогов".
Когда священник (преимущественно опять же настоятель) на
проповеди не просто просит о пожертвованиях - это нормально - а
когда начинает озвучивать вполне конкретные суммы. На первый взгляд
тут нет ничего криминального, даже наоборот , создает иллюзию
прозрачности и честности - вот , мол , братия ,честно вам
скажу, мы заказали за миллион кадило, а выплатили только
10000, надо поднажать и еще собрать 990000.
Это нормально - для вконтакта-фейсбука, даже для объявлений на
стене храма.
Но когда об этом говорят на проповеди - это признак чуждого
гласа.
Логического объяснения тут нет, но сбоев пока
не было .
"Сборщик налогов" всегда несет и другую странную
ахинею на проповеди.
(впрочем, тут есть тонкость - просить денег в конкретных суммах
может заставить настоятель, а не сам священник этого хочет ,
поэтому 10 пункт и условный)
У этих "чужих" есть один общий и очевидный признак. Источник их
проповеди не Евангелие, ни один из этих пунктов на проповеди
с Ним не совместим .
И у простых мирян не только есть ПРАВО не слушать таких
пастырей- но и ОБЯЗАННОСТЬ их не слушать.
Пример этому - в книге Деяний, когда такие священники - "Язычники"
по нашей классификации - пришли из Иерусалима в Антиохию и
проповедовали перенять хороший духовный опыт иудеев и
обрезаться. Никто их слушать не стал - и правильно сделал.
А тем, кто слушал,еще и досталось от апостола
Павла в послании к Галатам с торжественным
наименованием "несмысленными" .
И они не получили похвалы за то, что слушаются православных
батюшек, а получили втык за то, что не покоряются Истине.
Слушание таких священников - не смирение , а гордость , не покорность, а непокорение Истине.
|
</> |