Чужая церковь
nasedkin — 12.08.2024"Вот идут с образами, образами незнакомыми, и светит им лампада из-под тёмной воды". Так писал классик. Впрочем, образа-то как раз вполне себе знакомые, а вот несущие их граждане...
Помню, как в конце 1980-х, на излёте всеобщего "научного" атеизма, многие (и ваш покорный слуга в их числе) жадно и неуклюже льнули к живительному источнику освобождавшейся и оборачивающейся лицом к людям Церкви, ища в ней (а может просто с её великой помощью) себя самих - будто бы обретших цвет после долгого чёрно-белого прозябания. В храмы помимо традиционных согбенных старушек и иного привычного контингента потянулись студенты, художники, музыканты, учёные, прочая жаждущая до полузабытой рефлексии интеллигенция. Да, с одной стороны тема эта оказалась банально модной, а с другой - имела немалый терапевтический эффект. Эх, что уж тут разглагольствовать - кто помнит, тот помнит и не даст соврать.
Спустя тридцать с лишним лет Русская православная церковь кардинально преобразилась. Я бы даже выразился по-врачебному - прошла через тяжёлый и болезненный патоморфоз. А благодаря фактическому слиянию с государством, заполнила пустующую идеологическую нишу и с удовольствием пришла на помощь раздувающейся милитаристской пропаганде. Теперь в её лоне всё меньше тех самых хрестоматийных очкариков, зато куда больше крепких спортивных братанов, камуфляжных героев и налившихся злобой воинственных батюшек.
Один из ярчайших примеров подобного - на фотографиях. Накануне Донской монастырь при участии движения "Сорок Сороков" провёл крестный ход от села Дмитровское Красногорского района Московской области до храма святителя Николая на Николиной горе.
Возможно, я глубоко ошибаюсь, но я не вижу в этом действии ничего настоящего, ничего родного, ничего из Церкви моего детства. Чужие люди, чужие лица, чужая атмосфера.
Что ж, переживём и это. В России надо жить долго.
|
</> |