Чудо на МТС
foto_history — 06.02.2023Город Сольцы и деревня Ситня Новгородской обл. 1944 и 1952 гг.
Наконец-то добрался до давно отложенных уникальных архивов колхозов «Пролетарский путь» и «Заветы Ильича» Солецкого района Новгородской области за период с 1944 по 1956 годы: распоряжения, сводки, справки, жалобы, докладные, протоколы собраний и прочее.
В только что освобождённом от немцев районе с канцматериалами для колхозного делопроизводства было туговато, и к делу употреблялись любые бумажки. Папки же делались просто из газет.
И вот на одной обложке попалась на глаза заметка из местной печати, повествующая о небывалом чуде с механиком Швыковым с машинно-тракторной станции.
Заметка коротенькая, и читатели без труда прочтут её в оригинале.
Как? Ну вот как — без половины важных запчастей, без механизмов и инструмента (а именно так, вероятно, следует понимать несоответствие требованиям рабочего места механика) в одно лицо можно было восстановить сложные машины? Объяснений в тексте нет.
Газета от начала августа, Сольцы освобождены в конце февраля 1944 года. Предположим, что месяц собирали технику по району, восстанавливали мосты, дороги, линии электропередач. В апреле сошёл снег. В лучшем случае у Швыкова было месяца три, максимум четыре на свою работу.
А запчасти? С разбитого танка или грузовика запчастей на комбайн не снимешь. Самому изготовить их в пустом гараже МТС — нереально.
Так что, полагаю, имело место быть чудо, подобное тому, которое случилось в библейские времена с рыбаком Симоном. Тот встретил Христа на Геннисаретском озере в день, когда ничего не поймал. Иисус посоветовал попробовать ещё раз.
Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.
Рыбак Симон, будущий апостол Пётр, (как и механик Швыков) не усомнился в словах Господа (приказе начальства), не возгордился, не послал всех куда подальше, а просто доверился слову пастыря и был за это вознаграждён. Он не поддался искушению объяснить внезапный улов (починку сельхозтехники) случайностью, переменой погоды или ещё чем, а признал сие за дар господень и уверовал окончательно.
Мистическим образом на первой страницы той же газеты опубликована другая заметка с говорящим названием «Выполняют первую заповедь». Речь об уборке урожая, но труды эти наделены сакральным смыслом.
Ведь в чём состоит первая заповедь Ветхого Завета?
Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене.
Механик Швыков уверовал в Постановление Совнаркома и сразу же починил с Божьей помощью комбайны. Урожай убран, и народ Солецкого района и близлежащих Новгорода и Ленинграда оказался накормлен хлебами, как в евангельской притче.
«Для того чтобы в обыкновенных по видимости событиях увидеть чудеса Божии, нужно иметь простоту. Эта простота и была у апостола Петра, именно она и заставила его признать в случившемся несомненное чудо Божие», — толкуют нам на монастырском ресурсе.
К сожалению, не все такие простецы, и потому не всех сподобит Господь узреть подобных чудес. Так, например, скотница Данилова из колхоза «Путь Ильича» Ситненского сельсовета усомнилась в могуществе председателя:
В правление к-за Завет Ильича Ситненского с/сов. от Даниловой Т.А.
Заявление
Прошу правление к/за уволить меня с должности животноводов, а так же с доярок я работать так больше не могу по сколько уже просила на словах и письменно на счет этой группы коров прошло два месяца с половиной не смогли найти человека со всего к/за из пяти деревень,
ну так и я доработаю до 5/I 52 г прошу судите меня как хотите выбилась из сил не хватает энергии ходить к председателю к/за чего не потребуешь то денег нет нада фонарь, пила, топор, корзины сенные для возки и роздачи пелов* это все не обходимое, из за этой халатности куча пелов уже стравилас, сгнили а они бы были уже скормлены только из за корзин, могут все стравиться
Прошу мою прозьбу неотказать и освободить меня от своих обязанностей. На счет подвозки кормов люди находятся он не ставит, так прошу учесть всё.
к сему Данилова
* Пела, пелёва — обоина зернового хлеба; лузга, шелуха и все части колоса, измельченные молотьбой, что остается за ворохом, по отвейке зерна.
Ситуация у животновода Даниловой схожа с той, что была у товарища Швыкова: инструмента нет, помощников нет, а результат вынь да положь, пятью хлебами (сгнившей лузгой) накорми всё стадо.
Но чуда, увы, больше не произошло.
Как же так? Может дело всё-таки в том, что чудеса - в газете, а заявление работницы - в скромной серой папочке «Жалобы и докладные членов к-за» вместе с десятками других?
Некоторым может показаться, что автор шутит, говоря о необъяснимом чуде с товарищем Шваковым. Но газетные «чудеса патриотизма» действительно подспудно апеллируют к популярным евангельским сюжетам и религиозным архетипам.
Ранее уже приходилось упоминать о встрече православных митрополитов со Сталиным в сентябре 1943 года и последовавшей вслед за этим реабилитации церкви в Советском Союзе.
Так что религиозная образность и риторика, коль скоро она могла послужить «ещё более усиленной работе на благо дорогого отечества», как говорится в митрополичьем письме, вполне допускалась в печати.
А уж как там товарищ Шваков действовал на деле — сие таинство пусть послужит пространством для интерпретаций искушенных читателей.
P.S. О языческой подмоге в деле коровьего здоровья можно почитать здесь. Тоже Новгородская область.
P.S.S. А о других советских кудесниках — тут.