рейтинг блогов

Чудеса науки

топ 100 блогов a_poli14.03.2014 Интересное было время – начало ХХ века. Всего за 5-10 лет на улицах появились первые автомобили и мотоциклы, в небо поднялись самолеты, а в душных помещениях происходило удивительное представление – синематограф. Сейчас, конечно, ничем никого не удивишь. Казалось бы, человечество не изобрело только машину времени или таблетку вечной молодости. На фоне многочисленных информационных войн волн затерялась из общего вида и авионика. Согласитесь, далеко не все знают, что значит этот термин. А значит он на деле очень и очень много – едва ли не больше многих популярных изобретений прошлого столетия.

Чудеса науки

Впервые авионику придумали на Западе еще в начале 70-х. По сути, громоздкие и неудобные первобытные ЭВМ ловко интегрировались в общее устройство военных самолетов. Новая бортовая электроника помогла улучшить качественные показатели применения авиации. В самолетах появились радары, поисковые прожекторы, различные отображающие устройства. Для советской военной промышленности новое изобретение оказалось, как ни странно, проблемным – к вопросу создания отечественной авионики наши эксперты подошли только в конце 1980-х. Тем не менее, за последние годы по части авионики мы добились немалых успехов. Например, российский концерн КРЭТ посвятил последние 3 года детальным научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам по созданию комплекса бортового оборудования на основе модульной авионики. Исследования позволили повысить безопасность полетов, обеспечили соответствие международным требованиям по аэронавигации и расширили возможности эксплуатации российских самолетов и вертолетов. КРЭТ решил не останавливаться на достигнутом и уже сейчас планирует вложить в дальнейшую разработку авионики более 600 млн. рублей.

КРЭТ разработал авионику для ведущих образцов российской военной авиации, а также для пилотируемого космического корабля «Союз-ТМА». На истребителе Су-35С также установлена КРЭТовская навигационная система, основанная на комбинировании спутникового приемника ГЛОНАСС-GPS с лазерными гироскопами. В момент недоступности спутниковых сигналов, самолет применяет гироскопы.

Система управления для пилота

Недавно была разработана система Universal Control System для удаленного управления военными воздушными судами. Пилот в режиме реального времени может получать информацию с камер на беспилотнике. Угол обзора — 120 градусов.

Чудеса науки

Управление производится при помощи специального джойстика или клавиатуры, либо прикосновениями к дисплею, если он имеет сенсорную поверхность.
Для пилотируемых воздушных судов разработана похожая технология, когда перед лобовым стеклом устанавливается прозрачный дисплей. Также изображение может проецироваться на лобовое стекло. В военной технике это повышает точность попадания в мишень.

Наши соотечественники из Ростеха в данный момент как раз работают над созданием лобовых стекол с проецируемой информацией. Изобретение должно появиться в ближайшее время.

Чудеса науки

Между тем, авионика актуальна не только для военной авиации. Специалисты со всего мира находят новое и необычное применение технологиям.
В Университете Вашингтона в настоящее время ведется работа над созданием другого интересного авионического устройства - электронных контактных линз, содержащих сотни светодиодных дисплейных ячеек с беспроводным питанием от радиочастотных устройств связи. Обмен информацией между глазом и мозгом происходит быстро, причем не всю считанную глазом информацию человек осознает.

Зрительное управление

Чудеса науки

Среди новых авионических технологий наиболее интересная – интерфейс управления при помощи взгляда. Пользователи могут просматривать цифровые пейзажи, просто посмотрев на разные части экрана. Движение глаз отслеживается камерой. Такая модель была впервые продемонстрирована на выставке Aircraft Interiors Expo в 2012-м году. Пользователи смогли «погулять» по аэропорту и городу, в который они летят, а также по виртуальной лужайке.

Чудеса науки

По словам разработчиков, такие системы позволят, например, виртуально просматривать торговые помещения в пункте назначения, а также побывать в интересных местах еще до прибытия. Для работы требуется расстояние 30–40 см между лицом пользователя и экраном. Минимальный размер такого экрана – 23 см.

Управление жестами

Еще одно инновационное направление авионики – создание устройств с управлением жестами.

Чудеса науки

Системы, имеющие сенсорный экран и оснащенные ОС Android, появятся в самолетах Qatar Airways Boeing 787. В настоящее время разрабатываются системы следующего поколения, в которых помимо управления жестами будет предусмотрено еще и зрительное управление. Платформа Android, по мнению разработчиков системы, наиболее адаптирована под устройства. Кроме того, если на смартфоне пассажира установлена ОС Android, то он сможет подключаться к системе с помощью своего смартфона.

Интерактивные поверхности

В настоящее время также ведутся разработки по созданию интеллектуальных интерактивных поверхностей. Они могут применяться не только в салоне самолета, но и в любом помещении, на любом предмете.

Так, например, обычный стол можно превратить в универсальное поле для управления устройствами, слежения за параметрами окружающей среды или просмотра информации.

В недалеком будущем, возможно, появятся интерактивные газеты, пластиковые карты и поверхности в помещении.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мой здравый смысл – он тщательно сопротивлялся. Он говорил мне: «Слушай, может, хватит? Той полудюжины индейцев, что к тебе как на работу ходят?». Ага, на членов секты независимости намекал, в обоих изводах. Говорил, что нефиг по их пабликам шариться, во избежание утраты веры в ...
pdf * 15.74 MB ...
Вопрос к залу: " Лучше быть нужным, чем свободным " - да или нет? Конкретно для вас. А если нет, то в какой интерпретации? У слова "свобода" огромное семантическое поле, но противопоставление с "нужный" сужает его значение - не свобода, как противоположность заточению, а взятая на себя ...
. ...
Это Сережа Горох, арт-директор Бори Моисеева. У нас совпал гастрольный график, Боря тоже в эти дни выступал в Вологде и Череповце, так что жили мы в одном отеле Николаевский. Говорю Сереже, - дай посмотреть на Борю, говорят, он после инсульта ...