![](/media/images/top/preview/img-fotkiyandexruget975135340376d60_eb1d4_179f2bd_XL.jpg)
Чудеса науки
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Чудеса науки Чудеса науки](http://img-fotki.yandex.ru/get/9751/35340376.d6/0_eb1d4_179f2bd_XL.jpg)
Впервые авионику придумали на Западе еще в начале 70-х. По сути, громоздкие и неудобные первобытные ЭВМ ловко интегрировались в общее устройство военных самолетов. Новая бортовая электроника помогла улучшить качественные показатели применения авиации. В самолетах появились радары, поисковые прожекторы, различные отображающие устройства. Для советской военной промышленности новое изобретение оказалось, как ни странно, проблемным – к вопросу создания отечественной авионики наши эксперты подошли только в конце 1980-х. Тем не менее, за последние годы по части авионики мы добились немалых успехов. Например, российский концерн КРЭТ посвятил последние 3 года детальным научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам по созданию комплекса бортового оборудования на основе модульной авионики. Исследования позволили повысить безопасность полетов, обеспечили соответствие международным требованиям по аэронавигации и расширили возможности эксплуатации российских самолетов и вертолетов. КРЭТ решил не останавливаться на достигнутом и уже сейчас планирует вложить в дальнейшую разработку авионики более 600 млн. рублей.
КРЭТ разработал авионику для ведущих образцов российской военной авиации, а также для пилотируемого космического корабля «Союз-ТМА». На истребителе Су-35С также установлена КРЭТовская навигационная система, основанная на комбинировании спутникового приемника ГЛОНАСС-GPS с лазерными гироскопами. В момент недоступности спутниковых сигналов, самолет применяет гироскопы.
Система управления для пилота
Недавно была разработана система Universal Control System для удаленного управления военными воздушными судами. Пилот в режиме реального времени может получать информацию с камер на беспилотнике. Угол обзора — 120 градусов.
![Чудеса науки Чудеса науки](http://img-fotki.yandex.ru/get/9798/35340376.d6/0_eb1e5_cb615f77_XL.png)
Управление производится при помощи специального джойстика или клавиатуры, либо прикосновениями к дисплею, если он имеет сенсорную поверхность.
Для пилотируемых воздушных судов разработана похожая технология, когда перед лобовым стеклом устанавливается прозрачный дисплей. Также изображение может проецироваться на лобовое стекло. В военной технике это повышает точность попадания в мишень.
Наши соотечественники из Ростеха в данный момент как раз работают над созданием лобовых стекол с проецируемой информацией. Изобретение должно появиться в ближайшее время.
![Чудеса науки Чудеса науки](http://img-fotki.yandex.ru/get/9801/35340376.d6/0_eb1e6_68ea06ec_XL.png)
Между тем, авионика актуальна не только для военной авиации. Специалисты со всего мира находят новое и необычное применение технологиям.
В Университете Вашингтона в настоящее время ведется работа над созданием другого интересного авионического устройства - электронных контактных линз, содержащих сотни светодиодных дисплейных ячеек с беспроводным питанием от радиочастотных устройств связи. Обмен информацией между глазом и мозгом происходит быстро, причем не всю считанную глазом информацию человек осознает.
Зрительное управление
![Чудеса науки Чудеса науки](http://img-fotki.yandex.ru/get/9803/35340376.d6/0_eb1e7_2c53f9a7_XL.png)
Среди новых авионических технологий наиболее интересная – интерфейс управления при помощи взгляда. Пользователи могут просматривать цифровые пейзажи, просто посмотрев на разные части экрана. Движение глаз отслеживается камерой. Такая модель была впервые продемонстрирована на выставке Aircraft Interiors Expo в 2012-м году. Пользователи смогли «погулять» по аэропорту и городу, в который они летят, а также по виртуальной лужайке.
![Чудеса науки Чудеса науки](http://img-fotki.yandex.ru/get/9798/35340376.d6/0_eb1e9_3c3900f2_XL.png)
По словам разработчиков, такие системы позволят, например, виртуально просматривать торговые помещения в пункте назначения, а также побывать в интересных местах еще до прибытия. Для работы требуется расстояние 30–40 см между лицом пользователя и экраном. Минимальный размер такого экрана – 23 см.
Управление жестами
Еще одно инновационное направление авионики – создание устройств с управлением жестами.
![Чудеса науки Чудеса науки](http://img-fotki.yandex.ru/get/9798/35340376.d6/0_eb1ea_3a542b7f_XL.png)
Системы, имеющие сенсорный экран и оснащенные ОС Android, появятся в самолетах Qatar Airways Boeing 787. В настоящее время разрабатываются системы следующего поколения, в которых помимо управления жестами будет предусмотрено еще и зрительное управление. Платформа Android, по мнению разработчиков системы, наиболее адаптирована под устройства. Кроме того, если на смартфоне пассажира установлена ОС Android, то он сможет подключаться к системе с помощью своего смартфона.
Интерактивные поверхности
В настоящее время также ведутся разработки по созданию интеллектуальных интерактивных поверхностей. Они могут применяться не только в салоне самолета, но и в любом помещении, на любом предмете.
Так, например, обычный стол можно превратить в универсальное поле для управления устройствами, слежения за параметрами окружающей среды или просмотра информации.
В недалеком будущем, возможно, появятся интерактивные газеты, пластиковые карты и поверхности в помещении.
|
</> |
![](/media/images/top/preview/img-fotkiyandexruget975135340376d60_eb1d4_179f2bd_XL.jpg)