И вспомнил
я своё старое (ну как - старое? думанное не более сорока лет назад)
размышление о мировых религиях, конфессиях, и аналогичных им
психотипах людей. Написал, и попытался изложить, и добрый человек
Слава меня за это не поругал.
Изложу-ка я
ещё раз.
....................
У меня
давно есть мысль, и я её давно думаю. О том, что есть различные
психотипы, которые как-то коррелируют с основными конфессиями
христианства и даже с другими монотеистическими религиями. Ну это
как бы ты, познакомившись и разговорившись с человеком, потом бы
подумал про него, что он - "типичный католик", или "настоящий
старообрядец", или "вылитый мусульманин" и так дальше.
И я стал
думать, какие качества были бы типичны в таком видении
людей.
Католик -
это, конечно, тот, который чётко и сразу видит общественные
иерархические структуры, стройные и однозначные.
Протестант
- человек очень самостоятельный, делающий только то, на что он сам
даёт себе разрешение.
Мусульманин
- это настоящий монотеист, очень ясно и глубоко переживающий и
представляющий себя и весь мир как творение Единого.
Что такое
"старообрядческий характер" - это, я думаю, ты и так знаешь, ты
таких людей многократно видел.
Иудей - это
человек, для которого самонаиглавнейшее место в его и всеобщем мире
занимает идея Договора, и происходящие из Договора идеи Закона,
Правила, Соотношения.
А про
своих, про православных я даже сказать не могу точно, но я точно
узнаю православного, когда я его увижу.
Я понимаю,
что это грубовато, но это только первая часть.
А вторая
часть заключается в том, что великие конфессии и религии потому и
великие, что в каждой из них есть место всем таким
психотипам.
То есть, в
нашей Церкви есть такие православные, которые, если приглядеться,
то чисто мусульмане, только православные. То есть, они остро и
лично воспринимают как наиважнейшую именно идею Единого
Бога.
И есть
православные как бы католики, для которых начальство есть
начальство, и вся церковь - это структура, исполняющая и
приказывающая, и проч.
А также
есть православные, с сильной, даже доминирующей внутренней
самостоятельностью, всё время раздумывающие и понимающие ( или не
понимающие), но ставящие именно своё понимание (или по крайней мере
своё обсуждение) как основу для решения и действия.
А есть,
наверное, православные православные. Только мне такие очень редко
встречались на моём жизненном пути.
Третья же
часть состоит в том, что именно такой социопсихологический состав
таких гигантских организаций, как всемирные церкви, и является как
бы стабилизирующим и основательным фундаментом наших земных
церквей.
...........