Что звучит?
mozaika_books — 22.03.2011Малыш начинает воспринимать звуки задолго до своего появления на свет. После рождения в течении трех лет слух продолжает активно развиваться. Постарайтесь создать для своего ребенка гармоничную и доброжелательную развивающую среду.
1 МЕСЯЦ
Глаза в глаза
Ласково разговаривайте с
малышом и старайтесь встретиться с ним взглядом.
Погремушка
Потрясите
погремушкой перед ребенком. На первых порах ребенок
будет только прислушиваться, а затем поворачивать голову к
источнику звука. Как только он начнет искать погремушку глазами –
поместите её в поле зрения ребенка. Греметь погремушкой
можно тихо и громко. Старайтесь, чтобы малыш не видел вас, а
сосредотачивался пока только на погремушке.
Колокольчик
Позвените
колокольчиком на расстоянии 60-70 см от ребенка. Затем
отведите колокольчик в сторону и снова позвените. Верните
колокольчик в исходное положение, позвените. Можно
полностью взять колокольчик в руки, чтобы приглушить
издаваемый звук и звенеть.
Танец под музыку
Возьмите малыша на руки и
подвигайтесь с ним по комнате под музыку.
Первые разговоры
Эмоционально разговаривайте с
ребенком. Попробуйте общаться с ним на разные лады: весело,
быстро, медленно, по-деловому, побуждая к действию, вопрошая,
«тонким» или «толстым» голосом, тихо или громко. Спрашивайте
его о чем-нибудь, делайте паузы, выжидая «ответов», переспрашивайте
его, как будто он вам ответил.
Потешки, песенки, стихи
Знакомьте малыша с
первыми потешками, песенками, стихами близкими ему по
содержанию и интересам, наполненными благозвучием, ритмичностью,
мелодичностью. Рассказывайте и напевайте их ему.
Поём звуки
Напевайте малышу гласные звуки «а»,
«о», «у», «и», «ы», и вскоре он начнет их повторять.
Кач-кач
Осторожно раскачивайте малыша на
вытянутых руках, проговаривая «к-а-а-а-ч, к-а-а-а-ч».
2 МЕСЯЦА
Звонкие пинетки
Прикрепите колокольчики или
маленькие погремушки к пинеткам (носкам) ребенка. Малыш будет
двигать ножками и прислушиваться к звукам.
Музыкальная каруселька
Включайте малышу музыкальную
карусельку, прикрепленную к кроватке. Он будет слушать
мелодию и следить глазами за двигающимися игрушками.
Гирлянда - погремушка
Натяните в кроватке на
расстоянии вытянутой руки от ребенка гирлянду изпогремушек. Малыш
будет бить по ней ручками и прислушиваться к её звучанию.
Где звучит?
Отойдите от ребенка на 2 шага и
погремите погремушкой, бубном, позвоните в колокольчик или
позовите его по имени. Малыш начнет искать глазами источник звука.
В дальнейшем проделывайте всё вышесказанное, передвигаясь по
комнате. Малыш будет учиться следить за перемещающимися
звуками.
Пищащие игрушки
Возьмите 2 резиновые пищащие
игрушки в разные руки и расположите их с разных сторон от малыша.
Попищите одной игрушкой и дождитесь, пока малыш найдет её взглядом,
затем попищите другой игрушкой с противоположной стороны. Малыш
опять переведет взгляд на игрушку.
Музыкальный аккомпанемент
Пойте ребенку песенку и
«подыгрывайте» себе погремушкой. Потрясите погремушкой справа,
слева, сверху, снизу, вращающейся погремушкой.
Что мы делаем
Рассказывайте малышу о том, что
происходит вокруг него и о ваших действиях: пойдем на кухню; мою
тебе спинку¸ ручки, ножки; танцуем, папа пришел.
Разные положения
Положите ребеночка себе на
живот и поразговаривайте с ним. Малыш будет стараться поднять
голову, чтобы увидеть вас. Располагайте малыша в разных
местах (на диване, в коляске, на пеленальном столе и т.п.) и
положениях (на спине, на боку, на животе, на руках у взрослого),
чтобы он упражнялся в нахождении источников звуков по разным
ориентирам.
Домашние шумы
Знакомьте ребенка с домашними
шумами: звук льющейся воды, жужжащий пылесос, гудящий фен,
работающая стиральная машинка, бой часов и т.д.
Музыка на каждый день
Каждый день включайте своему малышу
музыку (классическую, детские песенки, колыбельные и т.п.).
Вскоре он научиться узнавать знакомые ему мелодии.
Позови меня
Склонитесь над малышом и
позовите его по имени высоким голосом, нежным, низким.
Малыш начнет прислушиваться к звучанию своего
имени.
3 МЕСЯЦА
Ритмичная музыка
Детям нравятся ритмичная музыка.
Предлагайте малышу к прослушиванию быструю и медленную
музыку, тихую и быструю. Можно, держа ребенка за рук,
похлопать его ладошками в такт музыке. Или взять малыша
на руки и поприседать с ним или потанцевать.
Игра на музыкальных инструментах
Игра на музыкальных
инструментах - это конечно громко сказано, но если у вас есть
деревянные ложки, бубен, погремушки – можно на них отбивать
ритмические рисунки.
Дудочка
Сыграйте малышу на дудочке, свирели,
посвистите в свистульку.
Смотри на губы
Разговаривая с малышом или
напевая ему песенку, приблизьте лицо к ребенку, чтобы он смог
следить за движениями ваших губ.
Слышу маму, но не вижу
Разговаривайте с
малышом из разных местоположений в комнате и квартире. Малыш
будет знать, что вы где-то тут, а заодно будет развивать
слуховое восприятие.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си
Напевайте ребенку 7 нот, постепенно
повышая голос, а затем понижая. Малыш будет стараться
вам подпевать.
Любимые песни
Пение очень полезно для
малыша. Слушайте с ним записи любимых вами песенок и
вместе подпевайте их.
Греми погремушкой
Вложите ребенку в руку
погремушку, чтобы он смог ею погреметь и послушать её звучание.
Колыбельные
Укладывая малыша спать – тихим,
ласковым голосом напевайте ему колыбельные. Вскоре
колыбельные – станут вашим ритуалом – помощником в «усыплении»
ребенка.
4 МЕСЯЦА
Песенное и разговорное сопровождение
Выполняя свои повседневные дела или
занимаясь с ребенком, напевайте песенки или говорите с
ребенком. Но не слишком усердствуйте – иногда ребенку
необходимо побыть в тишине.
Диктофон
Если малыш агукает или
произносит какие-то звуки – запишите их на диктофон и время от
времени давайте их прослушивать.
Возвращенное «агу»
Когда малыш «разговаривает» с
вами, обязательно возвращайте ему сказанные слова – так
он будет точнее понимать, что он говорит.
Звучные звуки
Малышу понравится слушать звучные
звуки (шипящие, причмокивающие). Пошипите, как шипит змея,
побибикайте, помяукайте, попищите, пофыркайте, посмейтесь,
поцокайте, «побуркайте» и т.п.
Шёпот
Пошепчите малышу слова на ушко – ему
понравится.
Весело – грустно
Скажите веселым голосом
«Весело!», а теперь грустным «Грустно!». Чередуйте слова «весело» и
«грустно».
Тихо – громко
Скажите тихим голосом «Тихо!»,
а потом громким голосом «Громко!». Чередуйте слова
«тихо» и «громко».
Хлоп-хлоп-хлоп – топ-топ-топ
Малыш лежит на спине. Возьмите
руки ребенка в свои и похлопайте ими, приговаривая
«хлоп-хлоп-хлоп», потом его ножками скользящими движениями
ступней «потопайте» по поверхности «топ-топ-топ».
5 МЕСЯЦЕВ
Звуки природы
Гуляя на улице, побуждайте малыша
прислушиваться к звукам природы: шелесту листьев, шуму ветру,
пению птиц, скрипу снега, стуку дождя по крыше и т.д.
Замечайте шум окружающей обстановки: «Слышишь, машина
поехала, велосипед трещит, поезд гудит» и т.д. Комментируйте
услышанное.
Звуки дома
Скажите: «Слышишь, кто это?...» И
замрите. Послушайте, кто разговаривает в кухне, как шумит
стиральная машинка в ванной, тикают часы, кто-то идет и т.д.
Комментируйте услышанное.
Голоса животных
Показывайте малышу фигурки
игрушечных животных и озвучивайте их: «Кошка мяу-мяу, собака
гав-гав, курица ко-ко, корова му-му» и т.д.
Игра на немузыкальных инструментах
Возьмите ребенка на руки и
покажите, какой звук издает кастрюля, если по ней ударить ложечкой.
Попробуйте «подзинькать» ложкой по чашкам, стаканам, хрустальным
бокалам, банкам, коробкам и т.п.
Пчелка и жук
Сложите пальчики щепоткой
«жужжа» и имитируйте ими полет жука, вращая рукой и
передвигаясь по комнате. Затем из «щепотки» выставите один
палец вперед (носик пчелки) и так же перемещайте руку в
пространстве, издавая звук «з-з-з-з-з…».
Пищащая игрушка
Положите пищащую
игрушку малышу на ладонь и издайте ею звук. Малыш не только
услышит звук, но и ощутит его.
Музыкальная шкатулка
Если у вас есть
музыкальная шкатулка (или музыкальная открытка) дайте их
послушать ребенку.
Что шуршит?
Приготовьте бумагу,
кальку, фольгу, целлофановый пакет, упаковочную бумагу и
пошуршите ими перед ребенком.
Что стучит?
Постучите друг об друга 2
камня, 2 деревянные ложки (палочки), 2 железные ложки, 2 деревянных
бруска, 2 резиновые игрушки. Все они будут издавать разное
звучание.
Где малыш?
Малыш лежит на
спине. Вы осторожно накрываете его пеленкой (можно
полупрозрачным платком) и зовете: «Где…(имя ребенка)?» Малыш
начнет двигать ножками, чтобы сбросить пеленку. Обрадуйтесь
его появлению, обнимите и скажите: «Вот мой(я) ….(имя
ребенка)!»
6 МЕСЯЦЕВ
Музыкальные игрушки
Приобретите ребенку
музыкальную игрушку, музыкальное панно или пианино. Ребенок
будет учиться извлекать из них звуки.
Вот она – мама!
На глазах у ребенка накройтесь
с головой пеленкой или платком и позовите малыша по имени.
Малыш попытается стянуть с вас пеленку, помогите ему в
этом и скажите: «Вот твоя мамочка!»
Кто позвал?
С одной стороны от ребенка
располагается папа, с другой – мама. Родители по
очереди зовут малыша по имени, а малыш должен
повернуться к тому из родителей, который его позвал.
Музыка ветра
Если у вас в доме подвешены
где-то китайские колокольчики «музыка ветра», поднесите
к ним малыша, и пусть он вдоволь насладиться их
звучанием.
Первые книжки
Рассматривайте с малышом
книжки с простыми рисунками и озвучивайте их изображение:
машинка би-би, поезд ту-ту и т.д.
Металлофон и барабан
Предложите малышу поиграть на
металлофоне или постучать в барабан.
Бутылки с водой
Налейте в пластмассовые бутылки разное количество воды и ударяйте по ним ложкой. Каждая бутылка будет звучать по разному.