Что значит 23-F. У испанцев получилось

Сегодняшняя дата 23 февраля (День защитника отечества в России) много значит и для Испании. 41 год назад именно в этот день испанцам удалось защитить своё отечество — новое, демократическое, в разгар La Transición española — испанской «перестройки», перехода от диктатуры к демократии — да, там тоже был такой период после окончания франкистской эпохи, и, как и у нас в России (точнее, в тогдашнем СССР), буквально через несколько лет после её начала случился... именно путч — попытка государственного переворота. Вся дальнейшая история могла пойти иным путём (если бы история терпела сослагательное наклонение). А началось всё со ставшей исторической фразы "¡Todos al suelo, coño!" — "Все на пол, мать вашу!" (наиболее приличный из возможных вариантов перевода). Вот как это было.
К 1981 году в стране установилась конституционная монархия, главой государства был король Хуан Карлос I, который, после смерти Франко в 1975, вёл страну к демократическим реформам, а парламентское правительство возглавлял Адольфо Суарес. Население, которое в большинстве своем в той или иной мере пострадало от франкистского режима, с радостью принимало перемены.
Этот период нашел свое отражение в культуре и субкультуре, особенно на примере контракультурного движения конца 70-х - начала 80-х, называемого "Movida madrileña", и эти ощущения новообретенной свободы нам, россиянам, знакомы не понаслышке: десятилетие спустя похожий дух свободы ощутили и мы, но, как часто бывает, не только его: нам он принес некоторую разруху и беспорядки. И в Испании тоже не всё было гладко: страдала экономика, хватало внутриполитических проблем, многие военные желали реставрации режима.
Вечером 23-го февраля в зал заседаний Дворца Конгресса в Мадриде ворвалась группа вооруженных гвардейцев Гражданской гвардии во главе с подполковником Техеро. Техеро призвал всех молчать и лечь на пол ( "¡Todos al suelo, coño!"). Лишь трое смельчаков не подчинились приказу: премьер-министр Адольфо Суарес, генерал-лейтенант Мануэль Гутьеррес Мельядо (бывший министр обороны и бывший франкистский военачальник, который, однако, со временем стал критически относиться к режиму Каудильо) и генеральный секретарь недавно легализованной Компартии Испании Сантьяго Каррильо.
Генерал-лейтенант Гутьеррес, как старший по званию из присутствующих, подошел к Техеро и потребовал отдать оружие. Между ними завязалась краткая потасовка, после чего Техеро выпустил несколько ружейных залпов в потолок. Несмотря на сопротивление, мятежники захватили зал заседаний с находящимися в нем первыми лицами государства. Происходящее транслировалось по радио, поэтому неуверенные попытки мятежа были предприняты и в Валенсии, и в еще нескольких округах.
На следующий день мятеж был подавлен. Решающую роль в этом сыграла непримиримая позиция короля Хуана Карлоса I, который также был и верховным главнокомандующим. Мятежники ошиблись, рассчитывая на его поддержку. Их расчёты строились на том, что генерал Франко сам «выпестовал» будущего короля (который является внуком последнего перед Республикой и Франко действующего испанского монарха Альфонсо XIII) — дал ему образование и назначил своим преемником. Однако... «в жизни всегда есть место подвигу, и король Хуан Карлос I , как бы к нему ни относились сегодняшние испанцы, стал тогда героем.
И по сей день в Испании высоко ценят тех, кто в тот день 23-го февраля не подчинился путчистам. Для испанцев эта дата значит что-то вроде Дня защитника демократии, и она осталась в истории как 23-F.
У испанцев получилось отстоять и развить демократию, как и построить общество, основанное на самых человечных ценностях. А у нас? Как считаете?
|
</> |