Что в черном ящике?


Хотя на самом деле он выглядит вот так:

Черный ящик, или самописец – это прибор, который автоматически считывает показания сотен приборов и звук всех внутренних и внешних переговоров экипажа. Первый самописец был создан в далеком 1939 году двумя французами Ф. Уссено и П. Бодуэном, однако это был лишь прототип того, что используется сегодня. В 1953 году австралиец Д. Уоррен предложил новый вариант подобного устройства. Уоррен участвовал в расследовании произошедшей в 1953 году катастрофы первого в мире британского реактивного пассажирского лайнера De Havilland Comet.
Дэвид пришёл к мысли, что запись переговоров экипажа в аварийной ситуации могла бы значительно помочь в подобных расследованиях. На эту мысль его натолкнул увиденный на выставке карманный диктофон. «Если бы какой-нибудь бизнесмен на борту того самолёта пользовался такой штукой, мы могли бы найти диктофон среди обломков, проиграть запись — и, возможно, сказали бы — „Вот что привело к катастрофе!“» — вспоминал Уоррен. — «Все звуки, имеющие какое-либо отношение к происходившему, оказались бы на записи, и мы могли бы извлечь их из обломков».

Дэвид Уоррен, изобретатель "черного ящика"
Бортовой самописец Уоррена использовал для записи магнитную ленту, был обернут асбентом и был спрятан в стальном корпусе. В 1956 году самописец был представлен, и уже в 1960 году он появился на борту всех пассажирских самолетов Австралии.
Сегодня каждый современный авиалайнер оборудован двумя бортовыми самописцами. Один из них записывает переговоры экипажа (речевой), другой - фиксирует параметры полета (параметрический). В отличие от своего прародителя, современный самописец записывает информацию на оптический или флеш-носитель. Переговоры пилотов между собой, разговор командира с диспетчерской службой, сообщения стюардесс к пассажирам и даже шум двигателей с электронной системой – все это записывается на пленку, помещенную внутрь ящика. Запись пленки рассчитана на 30 минут, затем все повторяется заново и так без конца. В большом же ящике расположена пленка с продолжительностью записи в 25 часов. На неё поступает самая разнообразная информация, которая представляет собой глаза самолета. Такое название она получила из-за того, что оно постоянно следит за тем, что делает самолет.

Однако бывают случаи, что после крушения от самолета ничего не остается. И для того, чтобы обеспечить сохранность этих ящиков, их наружный корпус сделан из удароустойчивого титана. Вдобавок к этому они покрыты слоем асбеста, что позволяет им выдерживать температуру в 2 тыс. градусов на протяжении 30 минут. Сохранение данных гарантируется в течение месяца при погружении в воду на глубину до 6 тыс. метров и в течение 5 минут при статических перегрузках более 2 тонн.

Защитный корпус отечественного МС-61
Обнаружив «черный ящик», работники считывают данные, расшифровывают и анализируют. После этого можно понять, не совершал ли экипаж запрещенных действий или ошибок, или не произошла ли техническая поломка, послужившая поводом к крушению.
В России выпуском систем сбора и обработки полетной информации занимается предприятие «Техприбор». Технологии «Техприбора» востребованы на мировом уровне, поскольку это единственное в России и третье в мире предприятие, выпускающее бортовое оборудование для отечественных и зарубежных самолетов. Примером может послужить последняя разработка «Техприбора» - блок БМ14 (бортовая система контроля двигателей) для перспективного российского самолета МС-21.
Не так давно контроль над «Техприбором» получил концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) корпорации Ростех. В его планах - объединить предприятия по выпуску авиационной начинки и продавать готовые авиационные системы для новых российских и зарубежных лайнеров. С этой целью КРЭТ скупает профильные заводы.
Сегодня «черный ящик» - обязательная часть системы контроля самолета. Но бортовые самописцы помогают работникам авиаиндустрии не только в расследовании катастроф. После каждого полета наземный персонал изучает данные, считанные с него, что позволяет следить за техническим состоянием самолетов, проводить необходимые работы. Другими словами, «черный ящик» помогает в работе над повышением надежности авиаперелетов и их безопасностью.
|
</> |