Что такое "мягкое" обучение (Gentle learning)
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Что такое Что такое мягкое обучение (Gentle learning) 4LJ_WithCat](/images/main/chto-takoe-myagkoe-obuchenie-gentle-learning-4eac40.jpg?from=https://hosting.photobucket.com/images/cc66/lenkaolenka/4LJ_WithCat.png?width=960&height=720&fit=bounds)
Однажды моя 4 летняя дочь, выучив все буквы Алфавита, застряла на создании навыка соединения этих букв в слоги и слова. Так, что такое «м» и «а» она уже прекрасно знала и с радостью проговаривала отдельно. Но соединить это в слово «мама» у нее категорически не получалось!
Я билась над ней. Это, прошу заметить, ключевое слово, определяющее признак немягкого, жесткого и неорганического обучения. Ребенок меня постоянно «разочаровывал». Я глубоко в душе никак не могла с этим смириться. Возмущалась, как можно не понимать таких элементарных вещей! Потом я стала уже думать о генах, мучительно пыталась понять, кто в нашем роду был таким "медленным". Я уже поругивалась с предками и зашла так далеко в своей горечи о превратностях судьбы, что чувствовала себя глубоко несчастным человеком рядом с «тупицей», которую сама же воспроизвела на свет.
Передо мною сидела маленькая девочка, моя родная дочка, которая всего-навсего не понимала, как соединить две буквы в один слог, а я видела монстра, который делает все специально, чтобы выпить всю мою энергию и вывести меня из равновесия.
Определить, бьетесь вы над чем-то или нет, просто. Это конкретное физическое состояние и за него отвечают мышцы шейно-воротниковой зоны. Именно там идет зажим. Если вспомнить об этом вовремя, то можно быстро научиться выходить из этого состояния.
Это позиция хищной птицы. Вы даже не сидите, а как бы нависаете над учеником или ребенком. Вы не сводите с него своих круглых глаз в ожидании его реакции. Вы ведете себя так, словно ребенок вам что-то должен и пытаетесь контролировать каждое его движение. Вы думаете, что вы контролируете ситуацию, но на деле вы просто вторгаетесь в пространство ученика. Тень ваших «крыльев» лишает его солнца и возможности самому расти и набираться сил.
Вы задаете вопросы, не получая ответы на них. Вы пытаетесь «внушать ответы» усилием мысли (не обольщайтесь: напряжение мышц ничего общего с передачей мыслей на расстоянии не имеет!) Вы можете таращить глаза, повышать или понижать голос, говорить короткими фразами или развернутыми предложениями. Все это совершенно бесплодно! И чем сильнее вы бьетесь, чем больше вкладываете сил, тем быстрее теряете энергию и истощаетесь. При этом вы думаете, что инвестируете свою энергию в другого, а другой её «впитывает». Это иллюзия!
Это – один из примеров немягкого обучения. Оно жестоко. Оно
бесплодно. Оно калечит детей.
Мягкое обучение исключает любое вторжение на территорию
ученика. Только когда ученик сам приглашает вас в свое
пространство, когда он готов задавать вопросы и услышать ответ,
тогда вы делитесь с ним своими знаниями.
Вы сидите рядом с ребенком, опираясь на спинку стула, в
расслабленном состоянии и наблюдаете, как он САМ учится. Вы
расслабленно это наблюдаете. При этом не вы подталкиваете ребенка,
а он вас! Это ОН время от времени нарушает вашу счастливую
созерцательность и время от времени задает вам вопросы. И тогда вы
так и быть отвечаете на них. Причем каждый ответ ваш мог бы
начинаться с фразы: «Ах, я совсем забыл(а) тебе
сказать!»
НО КАК ЭТОГО ДОБИТЬСЯ? – спросите вы.
Первое, чему необходимо научиться - это наблюдать и
слушать.
Второе – уметь находить и опираться на то, что ребенок
уже знает, умеет и делает. Именно так! Не
только знает, но и умеет и успешно (и с удовольствием)
делает!
Так, понаблюдав за дочкой некоторое время, я спокойно
разобралась, какие у нее сильные стороны и что она любит в чтении
больше всего.
На этом видео удалось "поймать" удивительный момент раскрытия руки ребенка: от игры одним пальчиком до использования всех
Ребенок знает буквы и безошибочно называет их? Он
любит и умеет это делать!
Ребенок просто обожает, когда я читаю ему сказки? Он
любит и умеет слушать.
Все, что ребенок не любит и не умеет – это слушать и смотреть
одновременно.
То есть у ребенка не получается понять механику процесса,
когда буквы становятся слогами, словами, предложениями и
сказками.
Можно ли объяснить механику прочтения слов?
Мартышкин труд!
Я предложила дочке почитать книжку. Но вместе. Мы сели рядом,
и я начала чуть медленнее, нараспев читать ей её любимую сказку,
ведя пальцем от буквы к букве, попросив ее следить за
строчками.
Мы сидели вместе и смотрели в одном
направлении. Нас было двое против одной проблемы.
На её глазах стал происходить процесс создания слогов, слов и
предложений. Все, что от нее требовалось – это наблюдать, как я
соединяю буквы в слоги и слова. Мне это было нетрудно: я много раз
читала ей книжки. Ей это было в удовольствие, ведь она слушала свои
любимые сказки.
Не прошло и пары вечеров такого чтения, как дочь сказала мне:
давай хором читать? Помните, что вы должны сказать в таком
случае? «Ах, я совсем забыла тебе это предложить!
Давай!» Именно это я и воскликнула!
Потом дочь САМА стала руководить процессом: «Я знаю это слово
и прочту его сама!»«Ах, я совсем забыла тебе это
предложить! Давай!»
Процесс пошел. Он уже был необратим. Дочка полюбила чтение,
чего и требовалось.
В жизни нам часто приходится становиться учителями формально
и неформально. Объясняя кому-то что-то новое, хорошо бы помнить
о мягком обучении.
Гимнастика такого подхода проста. Если вам трудно донести
свои знания до другого, и вы чувствуете напряжение в области ваших
орлиных «крыльев»,
2. Нужно расслабить мышцы шейно-воротниковой зоны и сменить позу хищника на позу отстраненного наблюдателя
3. Обязательно нужно спиной на что-то облокотиться.
4. Расслабившись, нужно посмотреть на ситуацию извне
Именно в такой последовательности стоит действовать! Без первых трех четвертый пункт невозможен!
Ну а потом нужно замолчать и дождаться, когда тот, кого вы учите, начнет задавать вам вопросы. Если в ответ на них вы воскликнете: "Ах, я совсем забыл вам сказать", то это значит, что вы мягко ведете человека туда, куда это нужно ему, а не вам. Тогда это обучение и будет по-настоящему мягким и приятным!
Ссылка на оригинал статьи