Что такое "мягкое" обучение (Gentle learning)

топ 100 блогов lenkaolenka13.07.2023 Что такое мягкое обучение (Gentle learning) 4LJ_WithCat

Однажды моя 4 летняя дочь, выучив все буквы Алфавита, застряла на создании навыка соединения этих букв в слоги и слова. Так, что такое «м» и «а» она уже прекрасно знала и с радостью проговаривала отдельно. Но соединить это в слово «мама» у нее категорически не получалось!

Я билась над ней. Это, прошу заметить, ключевое слово, определяющее признак немягкого, жесткого и неорганического обучения. Ребенок меня постоянно «разочаровывал». Я глубоко в душе никак не могла с этим смириться. Возмущалась, как можно не понимать таких элементарных вещей! Потом я стала уже думать о генах, мучительно пыталась понять, кто в нашем роду был таким "медленным". Я уже поругивалась с предками и зашла так далеко в своей горечи о превратностях судьбы, что чувствовала себя глубоко несчастным человеком рядом с «тупицей», которую сама же воспроизвела на свет.

Передо мною сидела маленькая девочка, моя родная дочка, которая всего-навсего не понимала, как соединить две буквы в один слог, а я видела монстра, который делает все специально, чтобы выпить всю мою энергию и вывести меня из равновесия.

На самом деле монстром в этой ситуации была именно я. Биться над – это навязывать другому человеку собственные представления о нем.

Определить, бьетесь вы над чем-то или нет, просто. Это конкретное физическое состояние и за него отвечают мышцы шейно-воротниковой зоны. Именно там идет зажим. Если вспомнить об этом вовремя, то можно быстро научиться выходить из этого состояния.

Это позиция хищной птицы. Вы даже не сидите, а как бы нависаете над учеником или ребенком. Вы не сводите с него своих круглых глаз в ожидании его реакции. Вы ведете себя так, словно ребенок вам что-то должен и пытаетесь контролировать каждое его движение. Вы думаете, что вы контролируете ситуацию, но на деле вы просто вторгаетесь в пространство ученика. Тень ваших «крыльев» лишает его солнца и возможности самому расти и набираться сил.

Вы задаете вопросы, не получая ответы на них. Вы пытаетесь «внушать ответы» усилием мысли (не обольщайтесь: напряжение мышц ничего общего с передачей мыслей на расстоянии не имеет!) Вы можете таращить глаза, повышать или понижать голос, говорить короткими фразами или развернутыми предложениями. Все это совершенно бесплодно! И чем сильнее вы бьетесь, чем больше вкладываете сил, тем быстрее теряете энергию и истощаетесь. При этом вы думаете, что инвестируете свою энергию в другого, а другой её «впитывает». Это иллюзия!

Вы проливаете свою энергию, как солдат проливает кровь в бою. Но бьетесь вы с ветряными мельницами.



Это – один из примеров немягкого обучения. Оно жестоко. Оно бесплодно. Оно калечит детей.
Мягкое обучение исключает любое вторжение на территорию ученика. Только когда ученик сам приглашает вас в свое пространство, когда он готов задавать вопросы и услышать ответ, тогда вы делитесь с ним своими знаниями.

Вы сидите рядом с ребенком, опираясь на спинку стула, в расслабленном состоянии и наблюдаете, как он САМ учится. Вы расслабленно это наблюдаете. При этом не вы подталкиваете ребенка, а он вас! Это ОН время от времени нарушает вашу счастливую созерцательность и время от времени задает вам вопросы. И тогда вы так и быть отвечаете на них. Причем каждый ответ ваш мог бы начинаться с фразы: «Ах, я совсем забыл(а) тебе сказать!»

НО КАК ЭТОГО ДОБИТЬСЯ? – спросите вы.

Первое, чему необходимо научиться - это наблюдать и слушать.

Второе – уметь находить и опираться на то, что ребенок уже знает, умеет и делает. Именно так! Не только знает, но и умеет и успешно (и с удовольствием) делает!

Так, понаблюдав за дочкой некоторое время, я спокойно разобралась, какие у нее сильные стороны и что она любит в чтении больше всего.

На этом видео удалось "поймать" удивительный момент раскрытия руки ребенка: от игры одним пальчиком до использования всех


Ребенок знает буквы и безошибочно называет их? Он любит и умеет это делать!

Ребенок просто обожает, когда я читаю ему сказки? Он любит и умеет слушать.

Все, что ребенок не любит и не умеет – это слушать и смотреть одновременно.

То есть у ребенка не получается понять механику процесса, когда буквы становятся слогами, словами, предложениями и сказками.

Можно ли объяснить механику прочтения слов?

Мартышкин труд!

Я предложила дочке почитать книжку. Но вместе. Мы сели рядом, и я начала чуть медленнее, нараспев читать ей её любимую сказку, ведя пальцем от буквы к букве, попросив ее следить за строчками.


Мы сидели вместе и смотрели в одном направлении. Нас было двое против одной проблемы.

Что такое мягкое обучение (Gentle learning)



На её глазах стал происходить процесс создания слогов, слов и предложений. Все, что от нее требовалось – это наблюдать, как я соединяю буквы в слоги и слова. Мне это было нетрудно: я много раз читала ей книжки. Ей это было в удовольствие, ведь она слушала свои любимые сказки.

Не прошло и пары вечеров такого чтения, как дочь сказала мне: давай хором читать? Помните, что вы должны сказать в таком случае? «Ах, я совсем забыла тебе это предложить! Давай!» Именно это я и воскликнула!

Потом дочь САМА стала руководить процессом: «Я знаю это слово и прочту его сама!»«Ах, я совсем забыла тебе это предложить! Давай!»


Процесс пошел. Он уже был необратим. Дочка полюбила чтение, чего и требовалось.
В жизни нам часто приходится становиться учителями формально и неформально. Объясняя кому-то что-то новое, хорошо бы помнить о мягком обучении.

Гимнастика такого подхода проста. Если вам трудно донести свои знания до другого, и вы чувствуете напряжение в области ваших орлиных «крыльев»,

1. Нужно сделать глубокий вздох
2. Нужно расслабить мышцы шейно-воротниковой зоны и сменить позу хищника на позу отстраненного наблюдателя
3. Обязательно нужно спиной на что-то облокотиться.
4. Расслабившись, нужно посмотреть на ситуацию извне
.

Именно в такой последовательности стоит действовать! Без первых трех четвертый пункт невозможен!

Ну а потом нужно замолчать и дождаться, когда тот, кого вы учите, начнет задавать вам вопросы. Если в ответ на них вы воскликнете: "Ах, я совсем забыл вам сказать", то это значит, что вы мягко ведете человека туда, куда это нужно ему, а не вам. Тогда это обучение и будет по-настоящему мягким и приятным!


Ссылка на оригинал статьи

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Еще одно вопрошание к протопопу Константину Пархоменко, так и оставшееся без ответа: afanasii1 : "о.Константин! Вы говорите, что с Вами легко связаться? Странно. Везде кроме Азбуки к Вам подойти нельзя. Отключена такая возможность. Теперь о Азбуке. Когда-то я там пребывал и ...
‥ох. Про причины трудностей на первой работе вы написали, первая неумение сосредотачиваться на приоритетах вторая, не выдерживают нагрузки третья - нет теор. знаний и прак. навыков я же напишу про выбор профессии в большинстве случаев это не выбор в 85% это профессия прямого ...
мне нужно сделать вставку в свитер в виде слегка видоизмененного вот такого узора правильно ли я понимаю схему, что центральные четыре петли набираются уже в начале узора и потом как-то закрываются, не добавляясь в общее полотно? буду благодарна за подсказки как именно, гугл пока ...
Будет партия на неделе. Может кому надо перед майскими поездками :)) Подробнее что за тросы можно почитать здесь. Ну а это поучительное видео. Нас интересует фрагмент с 1:30 по 5:00. Потрясающе, но ни водитель "приглашённого" УАЗика, ни тракторист, ...
Осталось 1,5 месяца до выборов мэра Москвы. Расклад уже примерно ясен - кампанию будут вести только Собянин, Навальный и отчасти Митрохин (ему важно принципиально обойти Навального). Тут будет три блока вариантов. 1)Итоговый процент кандидатов. Мой прогноз по официальным протоколам: ...