Что такое "жопа мира"
kolobok1973 — 29.05.2010На редкость удачный сегодня фестивальный день. А может, это просто Колобок молодец, практически не промахивается в выборе? Вообще, должна признать, поначалу я была несправедлива к фестивальной программе - "навозну кучу разрывая", можно найти не просто жемчужное зерно, а целую россыпь крупного отборного жемчуга.
Картина сербского режиссера Срджана Карановича "Беса" неожиданно опрокинула главный закон фестивальной программы:). Для тех, кто не знает, основной закон любого фестиваля таков: на фестивале демонстрируется с полтыщи картин в разных номинациях, при этом непосредственно в самом конкурсе на призы участвует лысых полтора десятка лент, как правило, самых слабых и невыразительных:). Так вот эта самая "Беса" Карановича попала в конкурс позже всех, по чистой случайности, и поломала все каноны.
"Беса" - по-албански "клятва", "зарок". Этот самый зарок дает школьный сторож, албанец Азем (блестящая роль главной балканской суперстар Мики Манойловича) директору сербской сельской школы Филипу, мобилизованному на фронт Первой мировой. Азем обязуется всячески защищать и опекать жену директора, красавицу Лею, по происхождению - немецкоговорящую словенку. Разгорающаяся война весьма своеобразно преломляется в каждом многонациональном югославском селе, когда побить стекла немецкоговорящей "фрау" - это лишь самое безобидное, чего можно ожидать от односельчан. Азем как верный пес несет свою вахту у ног хозяйки, не давая волосу упасть с её головы, а вторую важную часть "бесы" - не прикасаться к женщине и пальцем - человеку, несколько лет живущему с ней в одной комнате и буквально спящему подле неё на коврике, выполнить куда сложнее:)), тем не менее "беса" соблюдается неукоснительно.
На первый взгляд, экшна практически никакого, действие фильма ограничено одним двором и одной комнатой, молчание главных героев выразительно куда больше, чем их скупые, односложные диалоги, приглушенный свет, из-за чего картина кажется почти черно-белой, а в целом фильм настолько светлый, добрый и симпатичный, что поневоле вспоминается открытие прошлогоднего ММКФ - изумительная болгарская лента Светослава Овчарова "Единственная история любви, которую не описал Хэмингуэй". Надо сказать, сербу Карановичу удалось посмеяться над этническими стереотипами: главный положительный герой, обладающий поразительной силы внутренним достоинством - албанец, в то время как сербы показаны в диапазоне от доброй беззлобной улыбки до насмешливого сарказма и осуждения. Опереточность сербского воинства, тупость военной пропаганды, шапкозакидательские настроения, этническая нетерпимость - полагаю, за всё это на Родине по голове Карановича не погладили:).
На пресс-конференции Каранович признался, что пометка "фильм основан на реальных событиях" - это легкое преувеличение:), просто ситуация настолько типична для Балкан начала прошлого столетия, что история эта могла иметь место практически в любом югославском селе...
Живая легенда европейского кино Мики Манойлович на вопрос журналиста, не трудно ли ему, сербу, было играть шиптара, ответил, что этнические различия на деле вещь куда более иллюзорная, чем это кажется на первый взгляд....
На мой взгляд, "Беса" вполне имеет все шансы взять призы благодаря как собственным несомненным достоинствам, так и относительной слабости конкурсной программы. А вот чем ММКФ всегда был традиционно силен, так это документалистикой и ретроспективами - в этом году году показывают Серджио Леоне, Шаброля и Куросаву.
"На двойной поворот ключа", снятый больше 50 лет назад в любимом Шабролем жанре психологического триллера, почему-то не относится к числу наиболее известных шабролевских лент, на мой взгляд, совершенно несправедливо.
Мне показалось, что в отличие от других фильмов Шаброля, "На двойной поворот ключа" практически не поднимается до социальных обобщений, исследуя ревность, ненависть, зависть, личную неприязнь и комплексы неполноценности именно как феномен индивидуальной психологии (чего не скажешь, например, о той же "Церемонии" или о "Невинных с грязными руками"). Можно было бы, конечно, и здесь найти четко артикулированное антибуржуазное звучание, но боюсь, это было бы легким преувеличением:). Хорош молодой Бельмондо в своей вечной роли раздолбайского мачо - образ, из которого последние 50 лет выйти ему так и не удается:). С экрана льется ослепительный солнечный свет, призванный, на мой взгляд, резко контрастировать с тёмными, мутными душонками всех без исключения персонажей картины.
О шедевральной документалистике, полагаю, стоит написать отдельно, ибо именно она в последние годы составляет главную гордость ММКФ и в значительной мере оправдывает его. Будь моя воля, я бы основной приз фестиваля присуждала бы именно в этой номинации...