Что такое "жизнь"

или название журнала «Наука и жизнь» - название ошибочное!
Уважаемый читатель, пусть вас не вводит в заблуждение схоластическое название статьи.
На самом деле статья посвящена самому важному вопросу для человечества:
кто мы, для чего мы, и куда движемся.
В этой статье мы докажем, что название журнала «Наука и жизнь» является неправильным. Но для этого сначала докажем, что чем на самом деле является жизнь и человек в том числе.
Для исключения ошибок в логических рассуждениях, сначала разберемся в семантике слов - что они означают, названия журнала.
В отношении слова наука существует несколько определений. Некоторые авторы определяют науку как процесс получения знаний, вторые - как форму общественного сознания - система взглядов, т.е. вера (сходство с религией), третьи - как вид деятельности - познавательной, или сферы деятельности и, на конец, - как система знаний об окружающей действительности.
В первых трех определениях скрывается логические ошибка, опровержение их не вызывает никаких затруднений. Но чтобы не потерять нить рассуждений мы не будем останавливаться на их точных опровержениях. Отметим одно, что все они опираются на понятие деятельности - «движении» в философском понимании или веры (верю - не - верю).
Для выполнения основной задачи статьи за верное определение науки мы примем: наука - система знаний об окружающем нас мире. В терминах классической философии это определение будет звучать как отражение материи. В терминах кибернетики определение науки будет звучать как информация об окружающем нас мире.
В отношении слова жизнь нет философского объяснения, полностью описывающего все существующие факты. Определение (Энгельс) подобное: - «жизнь - это способ существования белковых тел...», опять опирается на слово: - способ, по другому процесс, т.е. какая-то деятельность, «движение»
У основоположника кибернетики Винера Н. жизнь определяется как: -«управляемая самоорганизующаяся система..» и «геном (наследственная информация) есть информация, научаемая (что бы это значило?) информация». У него нет ответа, о чем информация, а про самоорганизующуюся систему - это какой-то аппарат, механизм. Короче - опять слово жизнь, заменили на слово аппарат (какой, для чего?).
До 70 годов прошлого столетия не было объективной возможности, научных фактов, на основании которых можно было доказать, что такое жизнь. С работами Ватсона Д. и Крика Ф., по объяснению роли ДНК и Гордона Д., по первому клонированию лягушек, впервые появилась объективная возможность доказать, что такое жизнь в философском понимании.
Своими работами Ватсон и Крик показали, что ДНК у всех живых существ является хранителем и переносчиком наследственной информации. Двойная спираль ДНК является как бы перфолентой, на которой четырьмя химическими знаками (своего рода буквами) записана вся наследственная информация. На одной нити ДНК находятся много миллионов этих знаков (для сравнения - одна страница книги содержит в среднем 2000 знаков). Этими четырьмя знаками закодировано все многообразие химических соединений и реакций наблюдаемых у живых существ.
В процессе размножения клеток наследственная информация вначале удваивается, а затем поровну делится между дочерними клетками. Если в этом процессе деления клеток наследственная информация делится между дочерними клетками поровну, то тогда непонятно, как из одинаковых клеток образуются различные органы. Чтобы объяснить это явление - образование различных органов, было предложено, что в процессе деления клетки не происходит полной передачи наследственной информации, поэтому дочерние клетки различаются по содержанию ДНК и, следовательно, получаются разные клетки .
Для решения этой загадки Гордон в 60 годах прошлого столетия провел опыты по выращиванию лягушек из икринок, в которых собственные ядра были заменены на другие. Из икринок были извлечены свои собственные ядра, а на их место потом были помещены ядра из других органов лягушки. Ядра брались из клеток кишечника, клеток кожи и клеток нервной ткани. Ткани брались от лягушек как одного вида, так и другого вида.
Во всех случаях замены ядер, из икринок развивались полноценные лягушки, причем того вида, ядра которых помещались в икринки.
Гордон впервые в мире произвел клонирование животных и по праву является родоначальником клонирования. (Гордон - недооцененный по достоинству ученый - основатель клонирования).
Опыты Гордона показали, что все клетки живого организма содержат одинаковую и полную наследственную информацию характерную для данного вида. Живой организм является конгломератом клеток, абсолютно одинаковых в генетическом плане. Из любой клетки организма можно вырастить точную копию организма - клон. Число клонов неограниченно.
Вторым важным выводом является то, что клетка является только приспособлением для реализации наследственной информации, а видовую принадлежность выросшего организма, полностью определяет ядро. Какое ядро вы поместите в клетку такой организм и вырастет, в независимости от вида взятой родительской клетки.
Впоследствии было уточнено, что незначительная часть наследственной информации находится в митохондриях клеток. Но в целом основные два вывода опытов Гордона по клонированию не изменились.
Только после этих двух открытий, появилась возможность точно ответить на все вопросы, связанные с понятием жизнь, как на философском, так и на бытом уровне. До этих открытий все объяснения жизни являлись только предположениями, но не доказательствами.
Попробуем на основе этих новых фактов по-новому оценить, что эти ученые совершили.
Исследования Ватсона и Крика выяснили, что ДНК является носителем наследственной информации живого, и объяснили, как эта информация хранится на ДНК и передается по наследству.
Опыты Гордона показали, что вся наследственная информация у животных находится в ядре. Каким вырастит организм, целиком зависит от ядра. А остальная часть клетки является только приспособлением для реализации наследственной информации. И все многоклеточные организмы (человек один из них) являются конгломератом генетически одинаковых элементов (клеток). Все клетки многоклеточного организма содержат одинаковый наследственный материал.
Интересно, что считать видом - целый организм или его отдельную клетку?
Попробуем охарактеризовать информацию, которая хранится в ядре. На ядерной ДНК с помощью четырехбуквенного кода записаны аминокислотные последовательности белков. Заметим, что записаны аминокислотные последовательности и ничего больше (следует уточнить, что существуют еще регуляторные последовательности, но с них информация не считывается).
Представим себе, что в клетке начали синтезироваться все белки сразу, какая бы получилась «каша». Чтобы вырос полноценный организм, белки, строение которых записано на ДНК, должны синтезироваться в определенной последовательности. То есть кроме последовательности аминокислот в ДНК записан и порядок считывания информации, или как использовать записанную информацию. ДНК является полноценной программой по размножению, если использовать термины кибернетики. ДНК - это всего на всего программа.
Из биохимии известно, что белки в клетке выполняют задачи: функцию строительного материала (опорную функцию), защитную функцию, функцию преобразований (превращений) физических параметров среды в электрические сигналы организма, белки, преобразующие электрические сигналы в химические вещества, каталитическую функцию химического преобразования внеклеточного вещества в нужные соединения и также для получения энергии.
Что означает синтез клеткой опорных белков (которые несут механическую нагрузку), да еще в нужном количестве? В философском понимании клетка «владеет - знает» сопротивление материалов - механику (иначе, чем объяснить, что синтезируются белки с определенными механическими характеристиками и в необходимом количестве).
Что означает синтез клеткой светочувствительных белков глаза? Опять клетка «владеет - знает» квантовую физику превращения света в химическую энергию.
Что означает синтез ферментов - белков катализаторов. Клетка «владеет - знает» химическим катализом.
Что означает усвоение и переработка внеклеточного вещества? Клетка «владеет - знает» химию, да еще многократно лучше людей.
Получается, что клетка великолепно «владеет - знает» механику, химию, физику, так как отлично пользуется ими для своего существования.
Если переходить к многоклеточным организмам (рыбы, птицы, млекопитающие), то объем знаний еще больше увеличится. Рыбы отлично знают гидродинамику (сравните форму тела акулы и подводной лодки), птицы - аэродинамику (оцените энергозатраты на полет птиц и самолетов) и астрономию (птицы ориентируются по звездам при перелетах).
Из выше изложенного следует, что клетка отлично «знает» окружающий мир. И чем сложнее организация организма, тем полнее знание организма об окружающей среде.
Для своего размножения клетке необходимо «знать» естественные науки об окружающем мире. В случае ошибочного «знания» (незнания) клетка погибнет. Для своего размножения клетке не только необходимо «знать» строение окружающей среды, но и знать, как использовать эти знания. Утверждаем: в ядре клетки записана информация о строении окружающей среды и методы ее использования. И больше ничего!
Переводя эту фразу на язык философии, наследственная информация клетки «отражает строение материи», или, так как клетка является главным элементом живого, жизнь является информацией о строении материи.
Жизнь является отражением материи
а человечество является книгой из белка, в которой записана информация о строении вселенной.
Жизнь - саморазмножающаяся информация о строении вселенной.
Крайне близко к этому определению подошел В.И.Ленин, ближе никто не подходил. В своей работе он заметил, что жизнь очень точно отражает строение материи (приходилось читать его труды при подготовке). Интересно, что применение этого определения к социальным явлениям в обществе напрочь отрицает жизнеспособность Ленинской цели - строительство коммунистического строя. Коммунизм, для развития жизни, - течение вредное, ведет к самоуничтожению общества. Как бы поступил В.И.Ленин, если бы развил бы свою догадку до логического конца - вопрос конечно интересный.
Можно сказать по-другому: жизнь - это книга, в которой описывается строение вселенной. Какими буквами будет написана эта книга, не играет роли. Буквы могут быть разными - белковыми, кремневыми, железными и др... .
Так как только практика является мерилом верности теории, проверим наше утверждение практикой. Как это философское утверждение решает спорные вопросы жизни. Теперь мы сможем доказательно ответить на вопросы:
почему эволюция видов и развитие науки протекает по одним и тем же законам;
каково направление эволюции;
какое направление эволюции считать регрессивным или прогрессивным;
продолжается ли эволюция человека;
в чем заключается ошибка в названии журнала «Наука и жизнь».
Без определения жизни как информации на эти вопросы доказательно ответить нельзя, даже правильные ответы все равно будут являться только догадками.
Многими авторами было отмечено, что развитие науки и эволюция живого имеет сходные механизмы. Рассмотрим такое сходство на примере рождения квантовой физики, как широко исследованном феномене. В начале 20-го века классическая физика столкнулась с новыми научными фактами, которые она не могла объяснить. Для объяснения этих фактов выдвигалось множество гипотез, пока не появилась гипотеза (квантование энергии), которая объяснила все факты. Предсказания этой теории проверили опытным путем, они подтвердились, и с тех пор квантовая физика является ведущим разделом физики.
Отметим этапы развития физики и сравним с этапами эволюции (эволюции видов). Появились новые научные факты (аналогия в эволюции - увеличение численности вида) - которые вскрывают недостаток знаний прежней науки (в терминах эволюции - образуется недостаток ресурсов). Они приводят к появлению множества теорий (в терминах эволюции - возрастание различных мутаций). Наконец появляется единственная «правильная» теория (положительная мутация - вырабатывается приспособление - новый вид). Проводится проверка предсказаний теории практикой (естественный отбор закрепляет генетическую мутацию у приспособленных видов). Начинается широкое применение новой теории (рост численности нового вида, освоение видом новой экологической ниши или захват чужой).
И в обоих случаях - физики и эволюции, происходит увеличение знаний об окружающем мире. Видно, что этапы развития физики и эволюции видов одинаковы. Но почему они одинаковы до сих пор не было доказательных объяснений.
Схожесть механизмов развития науки и эволюции видов с позиций предложенного определения жизни просто: наука и жизнь являются частями единого целого - информации о вселенной (окружающем мире) и поэтому развиваются по единым законам этого целого - одинаково. Все, добавлять ничего не требуется.
Куда ведет эволюция? Современная биология считает, что эволюция идет в направление увеличения цефализации живого (увеличение размеров мозга). Если мозг является хранителем полученной информации, то в выражениях этой статьи направление эволюции - увеличение информации о вселенной (до появления человека информации только о Земле). Можно утверждать, чем больше мы знаем о строении вселенной, тем шире распространение жизни. Узнали, как устроен космос, и сейчас в нем человек живет. Увеличатся наши знания о Марсе - и на нем зацветут яблони. Больше информации - шире жизнь. Жизнь развивается в сторону увеличения информации о вселенной. Полное совпадение наблюдений практики (биологии) и предложенного определения жизни.
Какие направления эволюции живого следует считать прогрессивными, а какие регрессивными.
Появление многоклеточных организмов явление прогрессивное или нет? Что считать видом: единичную клетку или организм - конгломерат этих генетически одинаковых клеток? Возврат млекопитающих в водную среду это прогресс или регресс? Появление птиц - это прогресс или регресс для жизни? Вирусы - это прогресс или регресс? Явление паразитизма это прогресс или регресс?
С позиций современной биологии понятие прогресса связано с занимаемой территорией (ареал) и численностью вида. Чем выше численность экземпляров данного вида, тем прогрессивней этот вид. Чем больший ареал занимает вид, тем он прогрессивней.
Попробуем доказать, что появление многоклеточных является прогрессом. Если прогресс определяется численность, то численность одноклеточных многократно превышает численность многоклеточных организмов: - налицо регресс. Но с практической точки зрения появление многоклеточных является биологическим прогрессом. Налицо противоречие.
Противоречие скрывается в определении вида. Прежняя трактовка вида: - это группа особей с одинаковой морфологией, биохимией и .....». Или по-другому организм (единственная клетка или конгломерат клеток), с уникальной генетической информацией о строении внешней среды. Т.е. единственная клетка приравнена к многоклеточному организму.
Клетки сальмонеллы, как вид, «знают» сходную информацию о среде обитания (тонкий кишечник и не более). Точно также каждая клетка многоклеточного организма «знает» полную информацию об окружающей среде. Конгломерат одних и тех же клеток (организм) не обладает большей информацией о среде в сравнении с единственной клеткой. Поэтому видом следует считать единственную клетку. А многоклеточный организм следует уподобить организованной стае.
В этом случае на планете число клеток многоклеточных сопоставимо с числом клеток одноклеточных.
При таком определении вида, превышение численности одноклеточных над численностью клеток многоклеточных, не будет очевидным (точных подсчетов никто не проводил). Здесь противоречие до конца не прояснилось (отсутствует информация о сравнении масс видов одноклеточных и видов многоклеточных).
Для полного разрешения противоречия проведем эволюционную оценку многоклеточных и одноклеточных.
Концентрирование бактерий в сопоставимые с многоклеточными организмами конгломераты не даст нового качества и не увеличивает для них возможности размножиться. Одноклеточные ограничены в возможности реализовывать большой генетический материал (нужно разместить в одной клетки множество несовместимых метаболических цепей), в то время как многоклеточный организм за счет специализации клеток приобретает большие возможности в приспособлении к условиям среды. У многоклеточного организма появляется возможность создавать различные органы, которые многократно увеличивают приспособительные возможности организма.
Появление многоклеточных увеличивает возможности реализации генетического материала и этим вызывает его увеличение. Размер генома у многоклеточных и приспособительные способности значительно выше, чем у одноклеточных, и, следовательно, у многоклеточных больше информации о строении окружающей среды. Появление многоклеточных - прогресс. Противоречие разрешилось.
С современных позиций биологии прогресс заключается в увеличении ареала, численности, освоении новой среды обитания. Тогда появления в природе дельфинов - явление прогрессивное. Появление вирусов - явление прогрессивное, существование глистов - явление прогрессивное. Но с житейской позиции это не так. На лицо противоречие, которое нельзя разрешить в рамках современной биологии.
С позиции нашего определения жизни задача решается просто: прогресс - когда в результате эволюции происходит увеличение информации о строении внешней среды. Если увеличение информации не происходит, то появление вида - явление для жизни индифферентное или несколько регрессивное.
В случае с дельфинами информация о строении суши у них сильно уменьшилась, информация о строении водной среды увеличилась; прогресса нет, и регресс незначительный. Дельфины индифферентная тупая ветвь эволюции, как и все водные млекопитающие.
Птицы прогрессивное явление эволюции. Они «знают» сушу и воздух.
В случае уменьшения у вида информации о строении окружающей среде появление такого вида явление для жизни регрессивное. У глистов и вирусов происходит уменьшение информации об окружающей среде. Для них окружающей средой является хозяин. Хозяин отражает ограниченную часть информации об окружающей среде, а паразиты отражают еще более меньшую часть информации окружающей среды. Без хозяина паразиты не существуют (не знают внешней среды). Появление паразитов явление для жизни регрессивное.
Учитывая, что биология - наука о жизни, то приведенная информационная оценка появления видов должна стать главной в биологии. Такая информационная оценка видов паразитов соответствует житейским понятиям. Противоречия в биологии, по эволюционной характеристики видов, разрешены полностью.
В отношении эволюции человека существует мнение, что она у современного человека остановилась. В человеке не произошло существенных эволюционных изменений со времен Древнего мира. Предполагается, что и в будущем эволюционных изменений у человека не будет. У нас нет фактического материала опровергающего это мнение. Но можно утверждать, что эволюционный отбор в человечестве происходит. Отбор происходит по интеллектуальному признаку. Результатом этого отбора является появление передовых в экономическом отношении стран.
Доказательством существования интеллектуальной эволюции является наличия людей с генетической обусловленностью интеллекта в США: европеоидов, негроидов, и коренных индейцев (древних монголоидов). У этих групп фиксируется различный уровень интеллекта. Эти различия невозможно объяснить разницей в воспитании, так как в США любое образование стандартизировано для всех групп населения, расовая сегрегация отсутствует (негров называют не неграми, а афроамериканцами). Но инженерные должности преимущественно занимали и занимают европеоиды. Следует отметить, что в элите США постепенно увеличивается представительство и других рас - «социальный лифт» работает, отбирает лучших представителей вне зависимости от расовой принадлежности. Увеличение в элите США представительства других рас также служит доказательством существовании интеллектуальной эволюции у современного человека.
Из рассмотрения национального состава элит США следует, что человечество в интеллектуальном плане эволюционировало с разной скоростью, и что интеллектуальная эволюция продолжается. Человечество эволюционирует в сторону повышения интеллекта. Это направление развития человечества является главным. Чем умнее население страны, тем оно лучше живет и тем выше его численность.
И последнее: в чем заключена ошибка в названии журнала «Наука и жизнь»?
Из выше изложенного видно, что смыслом слова «наука» является система знаний о мире или - информация о строении мира. В статье доказано, что смыслом слова «жизнь» также является система знаний об окружающем мире. С этих позиций название журнала должно выглядеть как: «Наука и наука» или «Жизнь и жизнь».