Что такое искусство? И зачем оно людям?

Что такое искусство?
Чтоб ответить на вопрос статьи, нужно разобраться для начала, что
такое искусство в широком смысле? Казалось бы, есть высокое и
низкое искусство. Возможно, для теоретических изысканий ученых
такое разделение важно. Но мы будем говорить о повседневной
обыденности, о том, что формирует нашу жизнь и каждого из нас как
человека, как нацию.
Искусство отдавать своему делу душу, создавать качественный продукт, осмысленный. Искусство сервировки стола животное поглощение еды превращает в трапезу. Искусство организации жилого пространства дает возможность удобно и с радостью пользоваться предметами не только мне, но и членам моей семьи. Искусство планировки жилого помещения для людей, а не для выполнения плана и престижа, дает возможность столоваться в столовой, а работать в кабинете. Искусство макияжа, выбора одежды, создание стиля не для чужого мнения, не для «фильдеперсовых любовниковых чулок»*, но потому что это целесообразно времени года, удобно и тепло на душе. Искусство вести беседу, читать и анализировать… Искусство живописи, графики, танца, звука….
Вы чувствуете что-то общее в этом перечне? Конечно, искусство - это умение видеть глубину красоты во всем, от самого обыденного до возвышенного, потому что нет этого разделения в природе. Солнце светит любому стилю, дождь идет и над тюрьмой, и над дачами.
И искусство рождается там, где дождь и солнце видимы людям, где мы отходим от глубинных мыслей о себе и своем эго, о том, как угодить и отличиться, кому какой сапог вылизать, у кого сколько урвать, и начинаем видеть рядом стоящего человека во всей его красоте, в снежном вихре на сноуборде или в машинном масле для фуникулера.
Искусство – это умение видеть красоту и выявлять смысл, ясно
доносить его до окружающих. Это не служебная обязанность, но
качество жизни конкретной личности. Именно в этом смысле на уровне
нации, русского народа в России почти нет искусства последние 20
лет.
Для ясности приведу пример наиболее близкий большинству людей –
еда, кушание, пища материальная. Что вы можете «покупать в дрянном»
супермаркете с фирменной вывеской? Колбасу? «Господин, если
бы вы видели, из чего эту колбасу делают,
вы бы близко не подошли к магазину». И ведь покупают,
потому что на рекламном плакате красивые сервировки нарисованы, но
то, что на плакате и то, что у вас в тарелке – совершенно разные
продукты. А на плакате-то большими красными буквами красуется
«скидка 70%». «Подумать только: 250 рублей за
бизнес-ланч из двух блюд, а они оба эти блюда и пяти алтынного не
стоят, потому что остальные рублики завхоз уворовал». То же с
качеством одежды, мебели, качеством работы сантехника, строителя,
дизайнера в любой области. Почему? Потому что принцип тружусь
«исключительно для собственного престижа и высокого заработка» не
работает на качество.
К чему это ведет?
Это ведет к четырем или девяти обязательным предметам в школах,
ведь «учиться читать вывеску совершенно ни к чему, когда мясо и так
пахнет за версту. Тем не менее, ежели вы проживаете в Москве, и
хоть какие-нибудь мозги у вас в голове имеются, вы
волей-неволей научитесь грамоте, притом безо всяких курсов»,
но с помощью фирменных вывесок, которые искажают действительность,
которые показывают хищническое потребление ширпотреба. Наш
"обученный" вывесками народ уже ощутил мощь российской державы,
наделав Леопардо-медведовых талисманов для великих игр!
Это ведет к крестикам и ноликам в тестах-экзаменах вместо выражения
своего мнения. Любые проекты после таких учений создаются без
возможности учесть индивидуальные способности человека, без свободы
творчества, созидания, ведь в жизни и учебе по шаблону «для
престижа» нет места творческой мысли, нет места содержанию, смыслу.
Это ведет к отсутствию искусства, красоты, качества. Мы теряем
способность создавать качественный продукт, осмысленный, полезный,
действительно творческитй. Остается только, простите,
«Леопардо-медведовый зОец»!
Место искусства занимает реклама, пропаганда потребительства
заполняет все сферы жизни. А в рекламе важно не создать
качественный продукт, а наукообразно описать некачественный,
создать пафос, пузырь, пустышку. В вашем телевизоре вы найдете
много примеров. Но самые яркие - реформа образования и талисманы
Сочи – это игры детей в переодетых взрослых: профессионализма ноль,
а амбиции зашкаливают. Претендуем на качество Запада, а получаем
западную «фильдеперсовую» упаковку без содержания или с
пролетарским продуктом, Шариковым! Почти собака Шредингера! И
неважно, что ученный для своей мифологемы о суперпозиции берет
кошку, а не собачку-пролетария Шарикова.
Новоиспеченные детки-карьеристы - это все те же русские
Шариковы, играющие в игру "и я и я так умею как братья с запада...
и я и я…" Унизительная фальшь образов в телевизоре 24 часа в сутки
нам говорит «хочу казаться тем, чем не являюсь». Забыл историю
русскую, культуру, язык, зато знаем кофе-брейк, шоппинг, контент,
дизайнер, менеджер и т.д. Но есть же разница между "учиться у
Запада" и "делать вид, что поучился, стерев русский опыт".
Об этом еще почти пол века назад писала и Нора Галь в книге "Живое
и мертвое слово". Что такое дизайнер? А креатив? Кто это такие?
Каким искусством занимаются эти люди? Какой продукт создают? Для
чего? Для кого? А как же наши художник, иллюстратор? Ведь
содержание и форма составляют единое целое. Форма, отделенная от
содержания, от смысла, от того посыла, что несет изображение
(логотип, талисман, ряд кадров) - это пустота. Форма для красивой
обложечки без смысла - это Сочи2014, это многие наши вывески,
билборды, бренды и т.п. Пустота.
Последовательность создания "шедевра" Леопардо-медведового зОйца
такова: сначала проводится соц.опрос, потом худ.школа ваяет нечто,
после чего домохозяйка пишет смс и делает выбор. То есть традиции и
законы графики, живописи, скульптуры, пластика линий и смыслы,
которые выражает язык изобразительный - это неважно. Еще меньшее
значение имеет сам спорт, развитие духа человека. Все равно
домохозяйка сделает свой выбор, помешивая щи. Многие люди очень
любят это блюдо. Щи – это прекрасно, это тоже искусство, их еще
нужно суметь сварить. Но почему бы каждому не заняться своим делом
в свое время? Художнику и искусствоведу - логотипами и талисманами,
а жене и домохозяйке - щами. Зачем же все сваливать в кучу?
Художник, иллюстратор, или как мы кичимся - дизайнер ОБЯЗАН знать
историю искусства. Но не по принятому шаблону "домик справа, лужа
слева и грачи порхают", а действительно знать. Кто из создателей
реклам и талисманов осведомлен, как читать картину Саврасова «Грачи
прилетели»? Что являют зрителю (читателю) символы: береза, верба с
набухшими почками, грачи, церковь в фокусе, но не на первом плане?
Кто знает, почему на первом плане - березы и грачи? Историю того
времени знаем? Спячку русского народа, реформы, светлые ожидания
интеллегенции и колебания средних масс? Разучились читать сообщение
на картинах, понимать смысл слов и изображений? Проглатываем любую
безграмотную падаль? Значит забыли причины октябрьской революции,
братоубийственной войны? Хотим повторить?
Хорошо, возьмем пример ближе и позитивный. Каждому интуитивно
понятно, о чем нам говорит Олимпийский мишка. А о чем нам говорит
«Леопардо-медведовый зОец»? Ни о чем. «Шарик начал соображать, что
"голубой" не всегда означает "мясной"». И этим гордиться,
демонстрировать новость? Это нужно прятать и срочно отстирывать как
грязное белье.
Бессмыслица имеет место на всех социальных уровнях, практически во
всех профессиональных сферах. Не только дизайнеры и домохозяйки –
причина фальсификации «высокого уровня». Мы должны начать с себя,
мы с вами такие, мы не стремимся к искусству, нам нравится валяться
в искусственности.
Реклама - это тоже искусство! Это совершенно уникальный вид, в
котором сочетаются словесность текстовая и информация визуальная.
Поэтому достигается такой сильный эффект воздействия на массовое
сознание. И именно поэтому важно осознавать, ЧТО и КАК мы пишем на
вывеске, ЧТО и КАК пропагандирует наш бренд. Ведь слово может
убивать. Например в рекламе может быть зашифрована информация,
агитирующая к убийству неугодных врагов народа, как в фильме
"Аватар", как в социалистической пропаганде, которая привела к
ГУЛАГам и убийству 30 миллионов человек!
Если бы мы читали язык изобразительный, если бы мы «горели»
желанием не потреблять вещи и престиж, а создавать реальность, то
не были бы оккупированы бездушными рекламными картинками. Мы должны
взять на себя ответственность за ту информацию, которой нас кормят
и сами производить осмысленную, глубоко нравственную информацию в
виде текстов, в виде картин, в виде мебели, еды или бытовой
техники. Научиться слышать себя, реализовывать свое призвание - это
и значит созидать рай на земле!
__________________________________________________
* все цитаты из повести М. Булгакова «Собачье сердце».
|
</> |