что такое фашизм
ru_philosophy — 20.06.2014за последние несколько месяцев тема эта, по понятным причинам,
стала весьма актуальной и популярной по обе стороны монитора.
и помимо банального навешивания пёстрых ярлыков, и тут и там,
появляются рассуждения о том — что это, как это,
почему и откуда...
однако, пожалуй, самое примечательное во всех этих рассуждениях то,
что
кроме самого — тотального осуждения оного — далее идёт
итог: сколько людей — столько и мнений,
словно речь тут идёт о каком-то неуловимом мерцающем
призраке...
более того,
как оказалось при детальном рассмотрении, в этом вопросе точно
также: сколько словарей — столько и определений,
и где-то это — строй, где-то — форма, где-то — течение, а где-то —
обязательна тоталитарная составляющая...
но всюду, непременно — много хороших слов о хорошем,
находящемся строго напротив...
собственно,
такая искренняя разноголосица есть верный признак
того, что предметом обсуждения является — вера.
т.е. люди, берущиеся рассуждать на заявленную
тему, априори ЗНАЮТ (чувствуют) — ЧТО такое "фашизм",
плюс к этому — уже имеют некие свои общечеловеческие
УБЕЖДЕНИЯ —
и вот именно под эту — уже готовую сумму знания и
убеждений — они и подгоняют своё "определение" фашизма.
отсюда и разноголосица...
понимая это, и я, не стремясь быть оригинальным, предложу лишь
— свою собственную, субъективную
проекцию слов того, что я сам чувствую по этому вопросу
на свои личные убеждения:
итак,
фашизм — это идеология, суть — философская теория,
оправдывающая дискриминацию части людей,
исключительно, по какому-то общему для них признаку, заведомо не
являющемуся аморальным.
1) т.е. это никакой не общественный строй, и не форма
правления, и не политическое течение —
фашизм может существовать и вне государств,
партий, и вообще вне любых социальных групп —
потому что он НЕ имеет к ним отношения, вот они
к нему — да.
так, зародившись — в одной единственной голове! — фашизм, запросто,
как раковая клетка, может
распространиться и на соприкасающиеся с ним, вполне здоровые до
этого!, клетки социального организма —
и тогда уже стать — течением, организацией, партией,
строем, формой, страной... — стать после.
но изначально — нет, фашизм — это НЕ
социальное явление, а именно — мысль, теория, идея...
поэтому, не существует фашизма без теоретической базы.
2) фашизм, это всегда — оправдание дискриминации людей,
оправдание насилия над людьми, оправдание уничтожения людей...
и никакой иной цели, кроме собственно этого оправдания —
он и не имеет, чтобы там им самим не декларировалось.
фашизм — это всегда насилие, потому что оно для него — и
желательно, и законно, оправдано и "нормально".
3) фашизм, это всегда — деление людей на "правильных" и
"неправильных".
именно, для выделения этого признака "правильности-неправильности",
в первую очередь, и нужна сама эта теория,
ведь, дальше-то всё итак понятно — мол, "неправильные мешают всем
остальным жить хорошо" и т.д.
сам же признак "правильности-неправильности" может быть — любым!
вообще, любым:
национальным — и этот фашизм именуется
"национализмом", расовым — и это "расизм",
религиозным — и это, тот же, "антисемитизм", гендерным — и это
"феминизм" или "мужской шовинизм",
и т.д. — хоть, по цвету глаз, хоть, по форме черепа,
вон в Древней Спарте даже был фашизм — по здоровью...
однако,
тут нужно сказать и то, что вообще-то любое деление людей на "тех"
и "этих" — это исконное человеческое развлечение,
т.е. само явление это — вполне естественное и нормальное,
и до тех пор, пока его результатом не становится —
насилие против "отделённых",
никакое деление людей само по себе фашизмом считаться не
может...
4) фашизм — это идеология, безусловно попирающая существующую
мораль.
да, мы делим людей — на преступников и всех остальных,
"законопослушных",
и к первым, исходя из такого деления — да — применяем
насилие.
но вряд ли это можно считать фашизмом... потому что, мораль — это
тоже нормально,
поскольку она есть естественный регулятор функционирования
любого социума,
и любая мораль автоматически подразумевает под собой — и
деление, и насилие.
фашизм же всегда, выделяя для себя признак "неправильности",
находит его, исключительно, на территории —
НЕ осуждаемой существующей моралью, т.е. среди того, что в тот
момент — нормально, незапретно и неосуждаемо.
и результатом идеологии фашизма всегда является — деформация
морали, новая мораль, "новый порядок"...
5) и последнее,
как только мы сказали "мораль" — мы сразу ограничили поле
рассмотрения любого вопроса —
рамками неких вполне определённых социальных групп.
потому что не существует никакой — "общей", "одной на всех",
"абсолютной", итд — морали,
мораль, это всегда — атрибут конкретного социума.
ровно также, не существует и — общего, одного на всех, везде и вся,
"просто", итд — фашизма.
фашизм всегда конкретен, т.е. он имеет вполне определённые
человеческие или социальные границы.
т.е. вот тут, среди этих людей (человека),
это — фашизм, а вот за той границей — оно уже не
факт...
так "внутри" самого фашизма всегда есть только "правильные" и
"неправильные",
и кстати, ещё обязательно есть — справедливость и
благо, а самого его — там нет.
и происходит это по той простой причине, что фашизм, как и многое в
человеке — зиждется на вере —
на вере в абсолютную правильность данной конкретной — идеологии,
теории, идеи...
т.е. фашизм — с точки зрения устройства человека — это вера.
такова примерно — моя проекция слов того, что чувствую по
этому вопросу на мои убеждения:
фашизм — это идеология, оправдывающая дискриминацию части
людей, исключительно,
по какому-то общему их признаку, заведомо не являющемуся для
них аморальным.
|
</> |