Что такое — 42 миллиона погибших? Это не цифра. Это одиночество
andrey_che — 08.05.2017Когда сейчас пропутинские ватники защищают огромные расходы на Парад Победы в Москве и пишут, что это НАДО ветеранам они забывают спросить у самих ветеранов. Когда эти же ватники и сталинсты услышали новые официальные данные о погибших во времена Великой Отечественной они вновь завыли о том, что это завышенные цифры.
Давайте просто почитаем о том, что про это думает реальный ветеран, фронтовик, писатель и почетный гражданин Петербурга Даниил Гранин накануне 9 мая 2017 года.
— Недавно были названы новые цифры потерь СССР во Второй мировой войне — 41 миллион 979 тысяч человек. Что вы о них думаете?
— Меня потрясла эта цифра. История этой цифры — тоже характерная. Мы ее боимся. Боялись, во всяком случае. Мы все время уступали правде: 7 млн, 15 млн, 22 млн, 27 млн, 30 млн… И вот мы подошли к 42 млн, и я не знаю, уперлись мы в эту цифру или нет?
Эта война отличается тем, что она сопровождалась сознательной ложью. Ложь считалась — как теперь выяснилось — необходимостью от разочарования, огорчения.
Почему? Мы чувствовали, что потери войны — гораздо больше. Но, мне кажется, сейчас наступил момент, когда можно говорить достаточно откровенно, не боясь никого огорчить: ни народ, ни начальников.
Эта цифра требует другого подхода, другого осмысления.
Начался подсчет с 7 млн и дошел до 42-х. Постепенно. Десятилетие за десятилетием. У Сталина — одно, у Хрущева — другое, у Брежнева — третье, у Ельцина — четвертое. Каждый новый правитель то множко, то немножко прибавлял. И вдруг сейчас открылась цифра ужасающая. Но и это — не всё. Мы не считаем инвалидов, вдов, сирот, безотцовщины. Еще нищету, бедность, разруху, которые преодолевались десятилетиями. Это всё от войны. До сих пор что-то остается.
Что такое — 42 млн? Это не цифра. Для тех, кто остался в живых, — это одиночество. Мне годовщину победы встречать не с кем. У меня никого не осталось от моих школьных и студенческих друзей, от моих однополчан. Не только в силу естественной убыли, но и потому, что они погибли на войне. Это погибла часть моей юности, моей жизни, она ушла вместе с ними.
Полное интервью читайте тут. Там очень много интересного и про роль Сталина, роль пропаганды, и про то почему фронтовики обиделись на всю жизнь на Сталина.