Что случится со школами и вузами через 15-30 лет?

топ 100 блогов smapse23.12.2022

Агентство стратегических инициатив (АСИ) несколько лет разрабатывало исследование о школе-2030 и опубликовало форсайт-прогноз о том, какой может быть школа через несколько лет. К каким выводам пришли учёные?

Оригинальный источник данного материала находится по ссылке. По вопросам образования за рубежом в школах, вузах, лагерях, курсах обращайтесь на http://smapse.ru/ или по телефону 8-800-775-54-97.

Форсайт-прогноз о школе-2030

Что случится со школами и вузами через 15-30 лет?

Большие перемены в учебном процессе

Вполне возможно, рождающиеся новые поколения в 2030-х годах окажутся в совершенно другой школе. Между тем образование – одна из самых консервативных сфер жизни, даже больше, чем религия. Ведь обучение строится строго по канонам – уроки по 45 минут, между занятиями перемены, всё обучение проводится под руководством учителя. Простые истины школьного образования передаются из поколения в поколение и живут не одно столетие. 

Сегодня мы применяем идеи массовой школы, которые зародились в XX веке, когда промышленный скачок потребовал большого количества образованных людей. Главная задача школы была в повышении уровня грамотности населения, но сегодня всё эти цели давно утратили актуальность. Главными методами учёбы раньше были заучивание информации и конспектирование – оба метода сегодня не имеют никакой ценности, их победила Википедия и гаджеты.

Что случится со школами и вузами через 15-30 лет?

Новые поколения намного легче усваивают технологии и быстро учатся, поэтому подростки часто лучше разбираются в гаджетах, чем взрослые. По прогнозам экспертов рождённое в 2020-е поколение станет самым образованным и умным в ближайшем будущем. Как учить детей в пору Интернета, Википедии и всё более умных гаджетов? С каждым днём этот вопрос становится всё актуальнее.

На самом деле процесс реформирования традиционного образования уже запущен, и ЕГЭ – лишь мелкая модификация. Школе нужно пересмотреть все свои константы:

  • Учебные заведения постепенно отходят от правила «учитель говорит – ученик слушает», всё сильнее делается акцент на самообразовании. Вместо заучивания детям предлагают проводить собственные исследования и участвовать в проектных работах.
  • Идея о формировании классов по возрастам пересматривается.
  • Деление детей и студентов на классы – ещё одна «священная корова». С 2020 года в университетах вводится программа индивидуально-векторного образования, по которой студенты перестанут учиться в группах, смогут составлять план обучения самостоятельно и каждый день посещать занятия по своему собственному расписанию, встречать новые лица. Чем это полезно? Помогает развивать социальные навыки и находить людей со схожими интересами.
  • Монополия на знания учителя уже сильно подорвана, и такая тенденция только возрастёт. В 2030-е годы педагог должен будет превратиться из рассказчика в проводника к знаниям.

Индивидуальные учебные планы

Что случится со школами и вузами через 15-30 лет?

Павел Лукша, один из составителей прогноза и директор корпоративных образовательных программ Московской школы управления «Сколково», считает, что постоянное, длительное и непрерывное обучение в школе или университете может «стать уделом неудачников». Почему?

  • Новые поколения смогут сами составлять образовательную траекторию без помощи традиционных институтов. Почему это важно? В современной школе, ориентированной на «массовость», очень мало уделяется место индивидуальным запросам детей. Одни дети легко и быстро усваивают информацию и им часто скучно на уроках, другие – более медленные. И педагог, в задачи которого входит дать базовые знания и уложиться в программу, не может уделить внимание как опережающим детям, так отстающим, одинаково.
  • По мнению составителей прогноза в будущем образование будет выглядеть как конструктор, который можно собрать по своим интересам и потребностям. Составить образовательную траекторию помогут психологи и тьюторы, а также родители, прошедшие «курсы повышения квалификации в родительстве».
  • Да и учиться можно будет не по одной книжке, а с помощью учебника с искусственным интеллектом, который будет разрабатывать дайджесты по запросам школьника. Вот такая вариативность во всём!

Багаж достижений и отказ от оценок

Что случится со школами и вузами через 15-30 лет?

Оценки по пятибалльной школе или университетские «зачёт/незачёт» дают лишь формальное и схематичное представление об успеваемости, они не могут отразить успехи учащихся в творчестве или волонтёрстве. По этим причинам многие страны уже сегодня широко применяют метод сбора портфолио – сертификатов, дипломов и наград, которые детально отражают опыт обучения.

Игра и учёт игровых достижений

Игра станет важным элементом обучения и развития ценных навыков. Например, игра «Цивилизация» способна нагляднее рассказать об устройстве общества, чем все учебники, вместе взятые. Компьютерная игра даёт понимание о вопросах внешней политики, экономики и распределении ресурсов, здесь не придётся зубрить, а нужно будет погружаться. Играющие могут попробовать себя в роли великих правителей мира и построить свою преуспевающую цивилизацию, здесь же можно «прокачать» навыки общения – умение договариваться и находить союзников.

Непрерывное образование

Учёбы выйдет за пределы школ и университетов, а предметов обучения станет намного больше. К примеру, члены одной семьи смогут создавать образовательные пространства, где все друг друга чему-то учат. Главное, семьи смогут перестать жить по старым моделям, учиться разговаривать и взаимодействовать и в результате стать более близкими людьми.

Что случится со школами и вузами через 15-30 лет?

Уход от традиционных институтов образования

Трагедия массового образования — в ориентации на среднестатистических студентов, а не на личности. В будущем появятся самые разные неклассические институты, которые помогут развиваться в более комфортной среде, ориентированной на индивидуальность учащегося. Примером такой организации можно считать «Тотальный диктант».

Профессора для миллионных аудиторий

Подобно тому, как мы слушаем музыку любимых исполнителей, которые физически находятся на другом континенте, в будущем мы сможем слушать лекции выдающихся профессоров Оксфорда или Стэнфорда. Яркий пример – онлайн-платформа Coursera, в котором принимают участие профессора Стэнфорда, Принстона, Калтеха и других университетов.

Эффект двойного горба

По прогнозам в сфере образования будут свои взлёты и падения: сначала инновации достигнут своего пика, а затем нас ждёт кризис образования, сопровождающийся войной стандартов и форматов, после которого появятся новые решения, задающие передовые форматы. 

Сценарий «Взлёт-падение-взлёт-падение» характерен для инновационных секторов. Яркий пример – падение доткомов, когда разом рухнули акции технологических компаний.

«Мы хотим дать ответ на вызов, который стоит перед всем миром!.. К 2025 году мы прогнозируем исчезновение привычных нам форм образования — они будут заменены чем-то другим», – сказал один из составителей проекта «Образование-2030» Павел Лукша.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На даче было хорошо, но как-то..не работалось. Да и с телефоном что-то случилось: он не звонил. Фотографии Korhan çalışkan, Emrah ESEN ...
Есть свет, есть тьма, есть полутьма - сумрак. Тьма не побеждает свет, тьмой свет только подчёркивается. А вот полумрак гасит свет, приглушает. Так и люди. Есть светлые, есть тёмные, а есть "сумрачные". И светлые всегда победят тёмных, но "сумрачных" - не факт, не факт. Но это не повод ...
Вспоминая «зря потраченные» годы или месяцы на человека, который после своего ухода оставил в твоём сердце лишь осколки былой любви, которые больно ранят сердце при каждом «движении души», ты постоянно повторяешь себе: «Какой же я была дурой!..» ...
Международное волонтерское сообщество InformNapalm в ходе проведения OSINT-расследований на тему участия российских военнослужащих в войне на Донбассе зафиксировало интересные изменения в социальном профиле офицера 53-й зенитно-ракетной бригады ВС РФ старшего лейтенанта Константина Мишки ...
Утро началось необычно: в интернете мне попался «Отче наш» на языке Иисуса. Перевод с арамейского потряс меня настолько, что я опоздал на работу, проверяя, не фальшивка ли это. Я нашёл, что лет 15 назад у теологов появилось выражение «примат ...