Что случилось с Watson от IBM?

топ 100 блогов kvisaz24.02.2025 Что случилось с Watson от IBM? 2025-02-24_233527.png

Это статья с небольшими сокращениями из NewYork Times от 17 июля 2021 г.

Десять лет назад доверие общественности к IBM было несомненным. Ее суперкомпьютер Watson только что разгромил Кена Дженнингса , лучшего игрока в «Jeopardy!» среди людей, продемонстрировав мощь искусственного интеллекта. Это было только начало технологической революции, которая вот-вот охватит общество, пообещала компания.

«Мы уже изучаем способы применения навыков Watson в здравоохранении, финансах, юриспруденции и академической науке», — заявила IBM в рекламе на следующий день после победы Watson.


Однако внутри самой компании был диссидент - один из главных создателей системы.

Дэвид Ферруччи, ученый, объяснил, что Watson был разработан для распознавания словесных шаблонов и прогнозирования правильных ответов для игры в викторину. Он сказал, что это не универсальный ящик для ответов, готовый к коммерческому миру. Он вполне может провалить тест на понимание прочитанного во втором классе.

Его объяснения были вежливо выслушаны коллегами по бизнесу, но не более того. Ферруччи покинул IBM через год.

IBM вложила много миллионов долларов в течение следующих нескольких лет в продвижение Watson как доброжелательного цифрового помощника, который будет помогать больницам и фермам, а также офисам и заводам. Потенциальные возможности использования, как предположила IBM, безграничны: от обнаружения новых рыночных возможностей до борьбы с раком и изменением климата. В отчете IBM это названо «будущим знания».

Телевизионная реклама IBM включала игривые беседы Watson с Сереной Уильямс и Бобом Диланом. Уотсон был показан в программе «60 минут». Для многих людей Watson стал синонимом "искусственного интеллекта".

Внутри IBM Watson считался технологией, которая могла бы сделать для компании то, что когда-то делал мэйнфрейм — обеспечить двигатель роста и прибыли на годы, даже десятилетия.

Watson не изменил ни одну отрасль. И не поднял состояние IBM. Компания отстает от конкурентов, которые стали лидерами в области облачных вычислений и ИИ — Amazon, Microsoft и Google. В то время как акции этих трех компаний выросли в цене во много раз, цена акций IBM упала более чем на 10 процентов с момента триумфа Watson в «Jeopardy!» в 2011 году.


Ошибки компании с Watson начались с ее раннего акцента на крупных и сложных инициативах, призванных генерировать как признание, так и значительный доход для компании, по мнению многих из более чем дюжины нынешних и бывших менеджеров и ученых IBM, опрошенных для этой статьи. Некоторые из этих людей попросили не называть их имен, поскольку они не были уполномочены говорить или все еще имели деловые связи с IBM.

Манодж Саксена, бывший генеральный менеджер компании Watson, сказал, что изначальная цель — делать новаторскую работу, которая будет полезна обществу — была похвальной. Она просто нереалистична.
«Задачи оказались гораздо более сложными и требующими больше времени, чем предполагалось», — сказал г-н Саксена, который сейчас является исполнительным председателем Cognitive Scale, стартапа в области искусственного интеллекта, среди инвесторов которого есть IBM.

Мартин Кон, бывший главный научный сотрудник-медик в IBM Research, вспомнил, как рекомендовал использовать Watson для узких «демонстраций достоверности», например, для более точного прогнозирования того, возникнет ли у человека неблагоприятная реакция на конкретный препарат, а не для рекомендации методов лечения рака.
«Мне сказали, что я не понимаю», — сказал доктор Кон.

Как отметили нынешние и бывшие инсайдеры IBM, до недавнего времени в высшем руководстве компании доминировали руководители с опытом работы в сфере услуг и продаж, а не эксперты по технологическим продуктам. По их словам, специалисты по продуктам могли бы лучше понять, что Watson был специально создан для телевикторины, мощной, но ограниченной технологии.



============== История проекта

Г-н Ферруччи впервые представил идею Watson своим боссам в исследовательских лабораториях IBM в 2006 году. Он считал, что создание компьютера для решения вопросов и ответов может продвинуть науку вперед в области ИИ, известной как обработка естественного языка, в которой ученые программируют компьютеры для распознавания и анализа слов. Другой целью исследования было усовершенствование методов автоматизированного ответа на вопросы.
Преодолев первоначальный скептицизм, г-н Ферруччи собрал команду ученых — в конечном итоге более двух десятков — которые работали в лаборатории компании в Йорктаун-Хайтс, штат Нью-Йорк, примерно в 20 милях к северу от штаб-квартиры IBM в Армонке.


Watson, который они построили, был суперкомпьютером размером с комнату с тысячами процессоров, обрабатывающих миллионы строк кода. Его диски были заполнены оцифрованными справочниками, записями Википедии и электронными книгами.

Целью компании всегда было расширение границ науки и укрепление репутации IBM. IBM сделала похожую — и успешную — ставку со своим шахматным компьютером Deep Blue, который победил чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова в 1997 году. В знак уважения к более раннему проекту ученые изначально назвали свой компьютер с искусственным интеллектом DeepJ! Но вмешались маркетологи и решили назвать машину в честь основателя IBM Томаса Уотсона-старшего.

Когда Watson одержал победу в «Jeopardy!», отклик был ошеломляющим. Клиенты IBM требовали своего собственного. Руководители увидели в этом большую бизнес-возможность.
Очевидно, что рынок для Watson был. Но была проблема.
У IBM было мало товаров на продажу.



==============  «Выстрел мимо» в здравоохранении
(Moonshot в оригинале)

Руководители принялись за работу, пытаясь понять, как превратить бизнес в новую звезду. Одна возможность все время всплывала: здравоохранение.

IBM начала с рака. Она искала медицинские центры, где исследователи работали с огромными массивами данных. Идея заключалась в том, что Watson будет добывать и осмысливать всю эту медицинскую информацию, чтобы улучшить лечение.

Онкологи, увидев выступление Watson  в «Jeopardy!», предположили, что это автоответчик.

Технологи IBM были разочарованы сложностью, беспорядочностью и пробелами в генетических данных в онкологическом центре.


«Мы думали, что это будет легко, но оказалось, что это очень, очень сложно», — сказал доктор Норман Шарплесс, бывший руководитель онкологического центра в University of North Carolina School of Medicine, а теперь директор Национального института рака. «Мы говорили друг с другом около года».

В конце концов, онкологи и технологи нашли подход, который соответствовал сильным сторонам Уотсона — быстрое поглощение и чтение многих тысяч медицинских исследовательских работ. Связывая упоминания о мутациях генов в работах с генетическим профилем пациента, Уотсон иногда мог указать на другие методы лечения, которые врачи могли пропустить. Это был потенциально полезный новый диагностический инструмент.

Но он оказался недостаточно полезным или гибким, чтобы стать выигрышным продуктом.

В конце прошлого года (2020) IBM прекратила выпуск Watson for Genomics, который вырос из совместных исследований с Университетом Северной Каролины. Также IBM отложила еще одно предложение по раку, Watson for Oncology, разработанное совместно с другим ранним партнером, Memorial Sloan Kettering Cancer Center.

Другой проект по борьбе с раком, Oncology Expert Advisor, был заброшен в 2016 году из-за дорогостоящего провала. Это было сотрудничество с онкологическим центром им. М. Д. Андерсона в Хьюстоне. Целью было создание диагностического инструмента у постели больного, который считывал бы электронные медицинские карты пациентов, тома научной литературы по раку, а затем давал бы рекомендации по лечению.

Проблем было много. В ходе сотрудничества MD Anderson перешел на новую электронную систему медицинских карт, и Watson не мог получить доступ к данным пациентов. Watson также с трудом расшифровывал записи врачей и истории болезни пациентов.

Врачи разочаровались, борясь с технологией, а не заботясь о пациентах. После четырех лет и затрат в размере 62 миллионов долларов, согласно публичному аудиту, MD Anderson закрыл проект.

«Они выбрали самую высокую планку — диагностику рака в режиме реального времени с незрелой технологией», — сказал Шейн Гринштейн, профессор и соавтор недавнего исследования Гарвардской школы бизнеса по проекту Watson в MD Anderson. «Это был очень рискованный путь».

IBM продолжила инвестировать в сферу здравоохранения, в том числе миллиарды в Watson Health, которая была создана как отдельный бизнес в 2015 году. Это включает более 4 миллиардов долларов на приобретение компаний с медицинскими данными, записями счетов и диагностическими изображениями сотен миллионов пациентов. Очевидно, что большую часть этих денег они никогда не получат обратно.
Теперь IBM сокращает Watson Health и пересматривает будущее бизнеса. Согласно отчету The Wall Street Journal , одним из рассматриваемых вариантов является продажа Watson Health. (на данный момент уже продали - kvisaz)



============== Назад к реальности

 Теперь Watson — это набор программных инструментов, которые компании используют для создания приложений на основе ИИ — тех, которые в основном оптимизируют и автоматизируют базовые задачи в таких областях, как бухгалтерский учет, платежи, технологические операции, маркетинг и обслуживание клиентов.

Основная возможность Watson — обработка естественного языка — та же самая способность, которая помогла победить в «Jeopardy!». Эта технология лежит в основе популярного помощника Watson Assistant от IBM, используемого компаниями для автоматизации запросов на обслуживание клиентов.

IBM заявляет, что у нее 40 000 клиентов Watson в 20 отраслях по всему миру, что более чем вдвое больше, чем четыре года назад. Продукты и услуги Watson используются 140 миллионов раз в месяц, по сравнению с ежемесячным показателем около 10 миллионов два года назад, говорит IBM. Некоторые из крупных клиентов работают в сфере здравоохранения, например Anthem, крупная страховая компания, которая использует Watson Assistant для автоматизации запросов клиентов.

Пять лет назад Уотсон, занудный, бестелесный голос из будущего искусственного интеллекта, болтал и шутил в рекламе с теннисной суперзвездой Сереной Уильямс. Сегодня телевизионная реклама провозглашает потенциал технологии для экономии времени и труда в офисах и на фабриках.
В одной из телевизионных реклам говорится , что Watson помогает компаниям «автоматизировать мелочи, чтобы они могли сосредоточиться на следующем большом деле».

https://www.nytimes.com/2021/07/16/technology/what-happened-ibm-watson.html


PS: kvisaz - это статья 2021 года и я думаю, что преимущество Watson в той сфере, в которой он как-то еще продавался, уже утрачено. Но кто знает, может я найду следующую статью. 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
4 февраля родилась девочка. Мария, Маша или Маруся - любое мне очень нравится. Мы ...
14 мая описывал случай http://spb-auto.livejournal.com/29388880.html , когда пытался восстановить топливную карту ЛУКОЙЛа взамен утерянной. Так вот, через 3 дня пришло письмо из офиса на Финляндском пр., 4А (читают нас, читают!) с извинениями и приглашением прийти в любой день оформить ка ...
Вот такая есть радость у торговца - очередь в магазин. ...
Начну чёнить рассказывать. Долетели славно. В ледяной Москве не задержались. Из Москвы летели греческой авиакомпанией. Они такие котики! ДетЯм мороженое цветные карандаши и раскраски выдали, всем - конфеты, напитки, еду. Стюардессы все красотки, а самая красивая из них оказалась ...
Причем в рецепте он заявлен именно как "Суперборщ". Суперборщ Время приготовления: 30 минут. Ингредиенты: Семечки подсолнуха — 2 ст. л. Масло растительное — 2 ст. л. Кориандр — 0,5 ч. л. Калинджи — 0,5 ч. л. Асафетида — 0,5 ч. л. Вода — 2,5–3 л Помидор — 2 шт. Картофель — 5 шт. ...