Что скрывал сгоревший лес?
asabitov — 12.12.2010 Что скрывал сгоревший лес?Какую тайну хранил сгоревший лес на горе Кармель под Хайфой? Кто посадил голую бабу в банку сардин? Что общего между Еврейским Национальным Фондом и радикальными христианами-евангелистами?
Эти и другие секреты раскрывает в своём репортаже из Израиля Макс Блюменталь, - американский журналист, политический обозреватель и кинодокументалист. Репортаж написан по горячим следам (в прямом смысле слова) пожара на Кармеле. Оригинал здесь. Далее - перевод с американского языка.
[more=рид ин рашн...>>]
***
"Когда я вижу из окна растущее здесь дерево, это даёт мне большее ощущение красоты и наслаждения, чем обширные леса в Швейцарии или Скандинавии. Потому что каждое дерево здесь посажено нами."
== Давид Бен-Гурион, "Воспоминания" ==
"Почему здесь так много арабов? Почему вы не преследуете их?"
== Давид Бен-Гурион, во время визита в Назарет, июль 1948 г. ==
Спустя четыре дня после того, как премьер-министр Нетаниягу выдвинул план размещения тысяч мигрантов в тюремном лагере в глубине пустыни Негев, ибо они, как он выразился, "несут угрозу характеру государства", горящий ствол дерева упал на автобус израильского Управления тюрем, убив сорок пассажиров. Это дерево стало одним из сотен тысяч деревьев, испепелённых пожаром на севере Израиля в районе Хайфы. За четыре дня в районе горы Кармель огонь уничтожил более 12,300 гектаров леса, опустошив территорию, равную по площади городу Нью-Джерси.
Этот пожар стал одной из величайших трагедий в Израиле за последние годы. Мой знакомый, выросший в районе Хайфы, рассказал мне, что был поражён картинами разрушений, показанных по ТВ. Брат его друга был одним из многих погибших в том автобусе. Будучи сионистом, из числа тех, кто поддерживал Нетаниягу на выборах-2008, он испытывает гнев по поводу реакции, - вернее, отсутствию таковой, - со стороны правительства. "Наши руководители - полные идиоты, это известно всем", - сказал он мне. Они тратят огромные суммы на безумные военные планы, но не сделали ничего для обеспечения граждан самым необходимым.
3 декабря Нетаниягу заявил: "У нас нет всего, что требуется для тушения пожара, но помощь уже в пути". Чтобы справиться с огнём, Биби обратился за помощью к своему турецкому коллеге Эрдогану, к властям Палестинской Автономии и к израильским покровителям в США и Британии. Израиль - богатая страна, гордящаяся своим новаторским духом; за это американские лоббисты называют его "стартап-нацией", но то, что случилось во время лесного пожара, выявило печальную истину: его правительство, отдавая приоритет развитию военных ресурсов и поддержке оккупации, полностью пренебрегает инфраструктурой государства, подготовкой к чрезвычайным ситуациям, а главное - благосостоянием своих граждан.
Какой позор вызывают турецкие противопожарные самолёты, приземляющиеся в Тель-Авиве спустя всего 6 месяцев после того, как израильские морские пехотинцы убили турецких волонтёров, находившихся в составе турецкой "Флотилии мира" на пути в Газу; бравые парни Нетаниягу и Либерман, признающееся в собственном бессилии; и огонь, обнаживший страшную историю, покрытую слоями официальной мифологии и заваленную грудами опавшего хвороста.
"Фактов нет"
Эйн-Ход оказался в числе городов, эвакуированных из района катастрофы. Город представляет собой богемную колонию художников, скрытую за холмами к северо-востоку от Хайфы. На самом деле город Эйн-Ход эвакуируется уже не впервые. Первый раз это было в 1948 году, когда его коренные жители-палестинцы были вынуждены покинуть свои дома в результате искусственно вызванной катастрофы, известной под названием "Накба".
Город Эйн-Ход существует с XII века и до депортации 1948 года назывался Айн-Хауд. Большинство его коренных жителей было выслано в лагеря беженцев в Иорданию и город Дженин на Западном берегу. Некоторые особо стойкие бежали в горы, где организовали временные лагеря, и наблюдали, как еврейские иностранцы занимают их дома.
В 1953 году румынский скульптор Марсель Янко убедил израильских военных не сносить город Эйн-Ход, подобно другим палестинским городам пятью годами раньше во время этнических чисток. Он предложил организовать там арт-коммуну для развития туризма и сионистской культуры. Сегодня в незатейливых крестьянских домах располагаются эксцентричные студии живописи, а здание деревенской мечети занимает бар под названием "Бонанза". Гостей города встречает скульптура Бенджамина Леви "Скромная пара в банке сардин", изображающая обнажённую женщину и одетого в строгий костюм джентельмена в консервной банке; - скульптура была подарена Шимоном Пересом в 2001 году.
После катастрофы 1948 г. коренные палестинцы из Айн Хауд построили себе деревню в трёх километрах от прежнего места и назвали её Эйд Ход. На протяжении нескольких десятков лет они сопротивлялись попыткам изгнания. В 70-х гг. деревню обнесли забором, чтобы остановить её расширение вследствие естественного прироста населения. Добиться официального признания им удалось лишь в 2005 году. Это означало, что впервые с момента образования Израиля жители получили право на электроснабжение и вывоз мусора. Вместе с тем, более 40 палестинских деревень на территории Израиля продолжают считаться "непризнанными". Около 80 тыс. жителей этих деревень, большая часть которых находится в районе пустыни Негев, являются гражданами и налогоплательщиками Израиля. Однако их права ограничены, они лишены элементарных удобств, их дома регулярно сносят ради строительства еврейских поселений.
В июне я был одновременно в Эйн Ходе и в Айн Хауде. Видя, что я веду съёмку, жители еврейского поселения Эйн Ход реагировали подозрительно и враждебно. "Я знаю, что вы делаете!", - кричала мне пожилая женщина, настаивая на том, чтобы я прекратил снимать. В баре я спросил у хозяев, действительно ли здесь раньше была мечеть. "Да, но так везде в Израиле", - сказала мне пьющая пиво женщина из соседнего кибуца. Вся эта страна построена на арабских деревнях. Поэтому лучше всего всего оставить прошлое в прошлом".
Другую негативную реакцию я вызвал тем, что принялся снимать ивритоговорящую женщину-экскурсовода, сопровождающую группу пожилых израильтян. Показывая им художественные студии, женщина рассказывала туристам о "третьем поколении жителей", забывая о том, что арабы жили здесь на протяжении сотен лет. В одной из студий я заметил, что этот выставленный на продажу иностранцам и стилизованный под иудаику кич воспроизводит сцены давно забытого, далёкого мира, запечатлённого в таких фильмах, как "Скрипач на крыше".
Затем, ведя туристов в городской музей, экскурсовод упомянула о "приёмной комиссии", которая проверяет потенциальных жителей. Видимо, это помогает удерживать надоедливых арабов от возвращения домой. Как и Закон о собственности от 1950 г., передавший "заброшенную" арабами недвижимость в распоряжение Еврейского Национального фонда и Израильского Земельного управления; - именно это изгнанный из Израиля палестинский депутат Кнессета Азми Бишара назвал "Крупнейшим вооружённым грабежом в истории".
Во время паузы экскурсовод отвела меня в сторону и потребовала объяснить, кто я такой. Было ясно, что местные жители привыкли опасаться постороннего любопытства. Она представившись, как Шули Линда Яркон, аспирант Тель-Авивского университета и ведущий специалист по Эйн Ход. Затем она сказала, что я должен позволить ей просмотреть отснятые мною кадры, объяснив своё требование необходимостью избежать неправильного перевода используемых ею слов, таких, как "кибуш", - ивритский термин, означающий "завоеваане", используемый обычно для иносказательного определения оккупации Палестины.
"Значит вы говорили о завоевании?", - спросил я её. - "Почему же вы не рассказали туристам о тех, кто жил в этих домах до 1948 года?" Заметно раздражаясь, Яркон ответила, что "за годы исследований я пришла к выводу, что здесь нет фактов, подлежащих обсуждению. Всё это предвзятые домыслы ("I’ve concluded after years of research that there are really no facts when you discuss this issue. There are only narratives"). Она заверила меня, что еврейское население Эйн Хода поддерживает прекрасные отношения с депортированными жителями: "Идите и спросите их. Они расскажут вам о своих чувствах".
Я так и сделал. Проехав несколько километров по извилистой грунтовой дороге, я оказался в палестинской деревне Айн Хауд. Здесь не было арт-студий, лишь ветхие дома, грунтовые дороги, и множество детей, играющих на улицах. Жители города сразу же вышли из своих домов, чтобы выразить мне приветствие. Абу аль-Хиса Муин, член местного совета и школьный учитель, пригласил меня провести время с его семьёй на внутреннем дворе его дома, который казался новее и представительнее, чем соседние дома. Он рассказал мне, что его предки живут здесь более 700 лет, а пришли они из тех мест, где сейчас находится Ирак. Его родственники, изгнанные в Дженин в 1948 году, были бы очень разгневаны, увидев свои бывшие дома, занятые оккупантами. Когда я упомянул о баре в стенах старой мечети, он с отвращением покачал головой. "Это очень плохо. Это оскорбление", - сказал он.
Муин провёл меня по своему дому, показал просторный чистый салон и окно с живописным видом на долину. Он построил всё это сам, - сказал он с гордостью. Его 13-летняя дочь Ансам сидела на полу своей комнаты, читая роман Джона Ноулза "Сепаратный мир". Она отвлеклась, когда я вошёл и минут десять рассматривал её библиотеку. Когда стало смеркаться, Муин и его семья позвали меня обратно на внутренний двор. Там он развернул карту Палестины времён Британского мандата и пробежал пальцами по названиям десятков палестинских деревень, уничтоженных в районе побережья сионистскими силами в 1948 году. Он отметил такие города, как Кафр-Саба, Куакун, Аль-Тира и Тантура, место ужасающей резни безоружных палестинских заключённых на побережье через месяц после резни в Деир-Ясине. Муин - учитель истории, но Израиль запретил ему рассказывать об этом событии в своей школе под угрозой уголовного преследования.
Когда темнота покрыла холмы, я понял, что потерял счёт времени. Я сказал Муину, что мне пора возвращаться в Тель-Авив. Его жена поспешила в дом и вынесла для меня несколько гроздей винограда, собранного на семейном винограднике. Потом Муин проводил меня к моей машине и обнял на прощание.
Искупление земли
В настоящее время как Эйн Ход, так и Айн Хауд почти полностью пусты. Большая часть жителей бежала в безопасное место, тем временем тысячи хвойных деревьев, посаженных здесь, чтобы обеспечить художников в Эйн Ходе чувством одиночества, превратились в пепел. Когда загорелись деревья, огонь обнажил другую сторону израильской действительности, которую он пытался похоронить.
Хвойные деревья стали частью стратегического плана Еврейского Национального фонда по сокрытию мест, где находились сотни палестинских деревень, разрушенных сионистскими вооружёнными формированиями в 1948 г. Когда на месте бывших домов появился лес, тем, кто когда-то в них жил, стало некуда возвращаться. При взгляде на этот альпийский ландшафт, странным образом переместившийся на север Израиля, постороннему наблюдателю казалось, что палестинцев здесь никогда не существовало. Именно такое впечатление хотели создать в Еврейском фонде. Практика, которую Бен-Гурион и другие известные сионисты называли "искуплением земли", была на самом деле своеобразным зелёным камуфляжем.
Первым директором ЕНФ был Иосеф Вейц, идеолог изуверской концепции изгнания палестинцев в 1948 году, охарактеризованный израильским историком Иланом Паппе, как "типичный сионистский колонизатор".
Вейц публично заявил: "Должно быть ясно, что в одной стране нет места для двух народов. Если арабы уйдут, нам достанется широкая и просторная страна. Единственное решение - это Земля Израиля ... без арабов. Нет иного пути, кроме трансфера арабов в соседние страны, всех, кроме, возможно, жителей Вифлеема, Назарета и старого Иерусалима. Не оставлять ни одной деревни, ни одного племени.”
После того, как поджелание Вейца было выполнено, на местах только что разрушенных арабских деревень, таких, как аль-Тира, ЕНФ посадил сотни тысяч деревьев. На южном склоне горы "Кармель", прозванном из-за сходства с ландшафтом швейцарских Альп "маленькой Швейцарией", был основан Национальный парк. Привезённые из других мест деревья, конечно же, плохо приживаются в Палестине. Большая часть саженцев, посаженных ЕНФ в районе Иерусалима, болеет и нуждается в постоянной пересадке. Кроме того, иглы хвойных деревьев убивают местную флору и вносят хаос в экосистему.
Но видимо, ничто не может остановить натиск ЕНФ по "озеленению" земли. Даже в засушливом районе пустыни "Негев" ЕНФ разрабатывает план посадки одного миллиона деревьев в рамках проекта "God TV Forest". Роди совершения сомнительного подвига разведения леса в пустыне израильское Земельное управление распорядилось снести с лица земли незаконное бедуинское поселение "аль-Аракиб", существующее более 100 лет, где живут сотни граждан Израиля, в том числе ветераны израильской армии, служившие в разведывательных частях.
Израильское правительство регулярно пытается вынудить жителей "аль-Аракиб" перейти на поселение в "город развития", по типу американо-индейской резервации, но жители отказываются. Восемь раз поселение уничтожалось бульдозерами, но каждый раз жители заново отстраивали свои дома, в надежде пережить человеконенавистническую кампанию, разрушающую их образ жизни.
А как вам нравится странное название будущего леса? Оно происходит от названия организации "GOD TV", праворадикальной христианской евангелической организации и сети интернет-вещания, управляемой проходимцами от религии, как Крефио Доллар и готовыми на всё восторженными фанатиками, как Рори и Венди Алек.
Почему же ЕНФ нанял "GOD TV" для этнических чисток в районе Негева? Согласно информации на их сайте, "GOD TV" планирует посадить один миллион деревьев в Святой Земле, как чудесное знамение Израилю и Миру о скором пришествии Иисуса Христа".
В фантастическом рассказе израильского писателя А. Иеошуа "Лик леса" ("Facing the Forest, 1970), есть образ немого палестинского сторожа, поджигающего лес ЕНФ, чтобы увидеть руины своей бывшей деревни. Спустя 40 лет, когда загорелся лес ЕНФ на горе Кармель, праворадикальные израильские законодатели потребовали найти араба, виновного в поджоге, несмотря не отсутствие убедительных доказательств о причинах пожара. Экстремист Михаэль Бен-Ари, депутат Кнессета от партии "Национальный Союз", призвал “Шин-Бет", - израильскую внутреннюю разведку, - к расследованию инцидента, названного ультраправым "Седьмым Каналом" "самым худшим терактом в истории Израиля".
Горящий дом в Эйн Ходе
Житель Эйн Хода тушит тлеющие развалины дома
Эйн Ход во время пожара
84-летний Нисан Коэн осматривает свой обгоревший музей музыкальных шкатулок в Эйн Ходе
фото bigpicture.ru, haaretz.co.il
http://www.liveinternet.ru/users/blognavigator/post143717660/
|
</> |