Что посмотреть в Киеве. Караимская кенасса. Взгляд снаружи и изнутри.
ua_travels — 29.10.2019В районе метро «Золотые ворота», на мой, конечно, пристрастный взгляд, сосредоточено всё самое интересное в Киеве. Это и площадь Богдана Хмельницкого с её уникальным Софиевским собором, и самая древняя часть Владимирской улицы, которая в 11 веке была главной улицей города, и Золотоворотский скверик с остатками и реконструкцией старейших ворот Киева.
От Золотоворотского сквера берет свое начало улица Ярославов Вал. Одна из самых элегантных и престижных улиц города когда-то была оборонительным валом, сейчас на ней расположены посольства, отели, театры и множество интереснейших зданий, каждое со своей историей и легендами. Как, например, «замок барона Штейнгеля» в самом начале улицы.
Но сегодня я хочу поговорить о другом, не менее интересном обитателе Ярославого Вала — караимской кенассе, расположенной по этой же левой строне улицы чуть дальше.
Я помню здесь кинотеатр, который как-то незаметно трансформировался в Дом актера в 80-е прошлого века. Помню, что неизменно обращала внимание на затейливое оформление портала и впечатляющую толщину стен, думала о том, что интересно было бы посмотреть интерьер здания, но случая попасть вовнутрь так и не представилось. В те времена мы ходили в кино и на редкие концерты рок-групп во Дворце спорта, иногда в театры, но тратить время и деньги на «чёс» театральных и киноактёров нам и в голову не приходило — ведь в те времена звезду можно было запросто встретить на киевских улицах.
Но, если чего-то сильно хочешь, то рано или поздно оно, всё-таки, случается. Вчерашний вечер я провела в здании бывшей кенассы на великолепном концерте: Даниэль Фрадкин (скрипка) Израиль, Наталья Скорская (клавесин) Украина | Киев 28 октября, 2019. Иоганн Себастьян Бах. Шесть сонат для скрипки и клавира, BWV 1014-1019.
Концерт прекрасный — музыканты, репертуар, помещение, благодарные и внимательные слушатели. В Киеве не часто проводятся концерты барочной музыки да еще в таком исполнении. Короче, от концерта я «в захваті».
А теперь о кенассе.
Построена в 1902 году по инициативе Соломона Когена и по благословению киевского газзана Иосифа Султанского популярным архитектором Владиславом Городецким и инженером Антоном Страусом. Постройка отличается красотой и роскошью отделки в мавританско-арабском стиле. Вот так она выглядела сто лет назад.
Поставленная узким фасадом вдоль линии застройки улицы, между тогда еще часто старосветскими побеленными домиками, кенасса действительно выглядела впечатляющей - и архитектурой, и цветом, и удивительной восточной баней.
Сооружение было украшено чрезвычайной красоты лепными украшениями работы итальянца Элио Саля, выполненными с использованием модного и дорогого по тем временам цемента. Судя по тому, что внешняя отделка здания ( там, где ней не приложились умелые ручки реставраторов) неплохо себя чувствует и поныне, цемент в те времена был несколько другой.
К большому сожалению, в ходе ремонтно-реконструктивных работ 1968 года испорчен декор зала за счет наиболее "угрожающих" сталактитовых деталей потолка. Тогда же уничтожены надписи арабской вязью вокруг портала. Несколько ранее разобрано очень важную и ценную деталь сооружения - уникальный в Киеве гофрированный цинковый купол, венчающий кенассу, придавая ей неповторимый вид и сходство с куполами Средней Азии. Еще позже безжалостно уничтожены и ограждение, и ажурная, тождественного рисунка, калитка, что закрывала вход в углубленный портал.
Что касается оригинального интерьера, то я смогла найти в сети только одно и очень плохого качества фото. Очевидцы описывают, что помещение напоминало пещеру Али Бабы со сказочными сталактитовыми сводами.
А вот так оно выглядит сейчас.
Сложные и утонченно-прихотливые узоры на стенах и балкончике над входом.
Стилизация под кессонный потолок, скорее всего, уже сделана в процессе реставрации 1968 года, но информации об этом я не нашла.
Для полноты картины очень не хватает витражей, которыми было раньше украшено здание. Сейчас окна закрыты аскетичными белыми панелями. Но в целом, на мой дилетантский взгляд, зал выглядит неплохо.
Специалисты утверждают, что зданию требуется немедленная реставрация — на внешних стенах лепка на карнизах над входом затянута сеткой. И да, очень стилистически отличается оформление фойе в Доме Актера, из которого зрители через переход попадают в кенассу. Т.е. стиля там никакого и нет — есть смесь бальной залы 19 века и сельского клуба времен развитого социализма.
Что будет дальше с бывшей кенассой непонятно. Здание принадлежит городу, Дом актера помещение у него арендует. Под предлогом реставрации договор аренды собираются аннулировать. А под этот шумок еврейские организации заявляют свои претензии на кенассу, чему яростно противятся те немногочисленные караимы, которые еще остались в Киеве.
Дело в том, что евреи считают караимов иудеями, а их религию устаревшей отколовшейся ветвью иудаизма, ну, грубо говоря, чем то наподобие русских старообрядцев по отношению к православию. Караимы, же, заявляют, что по антропологическим признакам, языку и традициям они скорее тюрки, чем евреи, а их религия ничего общего с современным иудаизмом не имеет.
Кстати, русские цари и Гитлер тоже не считали караимов евреями - они не подвергались правовым притеснениям при царизме и геноциду во времена Второй мировой. Но Гитлер и русские цари нам и современным евреям, конечно, не указ. И, тем не менее, ситуация складывается вполне узнаваемая, когда влиятельный старший брат пытается «спасти» заблудших младших и при этом еще чего-то поиметь.
Цитаты : Дмитро Малаков. Архітектор Городецький.