Что почитать: премия «Ясная Поляна», шорт-лист
fem_books — 30.07.2022 Книжный сервис Litres открыл свободный доступ к книгам короткого списка ежегодной премии «Ясная Поляна» в номинации «Современная русская проза»: https://www.litres.ru/kollekcii-knig/litres-i-literaturnaya-premiya-yasnaya-polyana/ Правда, произведений женского авторства там всего два из семи: сборник рассказов Анастасии Астафьевой «Для особого случая» и роман с дневником Анны Матвеевой «Каждые сто лет»Рассказы Астафьевой производят смешанное, странное впечатление: как будто вспоминаешь тяжёлые сны. Деревенская проза? Пожалуй, деревенская проза. Место действия -- пожалуй, Нечерноземье, судя по бедности. Но вот читаешь Инну Собакину и чётко понимаешь: о, Новгородская область. А где живут, точнее, существуют, это -- не жизнь, неприкаянные персонажи Астафьевой, непонятно.
Сюжеты? Сын подарил матери дорогое платье, она надела это платье на вручение государственной награды, но платье сидело безобразно. Женщина подозревала мужа в измене, а когда заболела, муж преданно ухаживал за ней. Вздорный дядька вбил себе в голову, что женится на красавице дочери своего приятеля. Переживания действующих лиц подаются как пиковые, наивысшие, открывающие прямо-таки смысл бытия. А посмотреть, ну что тут такого сверхъестественного, что человек заботится о больной жене, что сын дарит маме платье? Нравы описаны, в общем-то, скотские. Показательная цитата: В тринадцать она выкричала матери с отцом, что те лишили её детства, и сбежала из дома. Вернулась через неделю. И сдержанный Павел в ответ на бабий вой и крики, заполнившие их маленький домик до предела, наказывая Наташку, в сердцах, по неосторожности, сломал ей руку. С того дня он окончательно отступился от дочерей. Гм. В сердцах, значит. Сдаётся мне, сдержанность Павла несколько преувеличена. Этот рассказ самый страшный, Павел гибнет такой же смертью, как Лиза Бричкина в повести «А зори здесь тихие». Все вообще действующие лица, как кажется, тонут в болоте, только с различной скоростью. Небо видно, солнце видно... до поры до времени, пока окончательно не засосёт.
Не то Анна Матвеева. Опытной, твёрдой рукой она ведёт несколько ошалевшую читательницу через лабиринт времён, имён, малых человеческих историй и Большой истории. Сюжетно «Каждые сто лет» напоминают любимую книжку моего детства «Катя, Катенька, Катрин» Алены Сантаровой. Внучка нашла бабушкин отроческий дневник. Открываются фамильные тайны, вспоминается давно позабытое и быльём поросшее, выходят на чистую воду даже и преступления... Ксения Лёвшина, Ксеничка, начинает свой дневник в Полтаве, в 1893 году словами Я некрасива и знаю это. Ксения Лесовая, Ксана, начинает свой сбивчивый, страстный монолог в Свердловске, в 1980 году, словами Я беспросветно глупа, да ещё и без памяти.
Показательная цитата: Ксане и её брату Димке с детства внушали, что от стараний человека в его жизни зависит многое, если не всё. Не только в семье так считали, но и в школе, в университете, в газетах, на радио – по всей стране... Будь честным, старательным, трудись – и добьёшься всего, чего желаешь. Никто не предупреждал – в семье, в школе, в университете, на радио и по всей стране, – что усердные люди совсем не обязательно выкуют себе счастье на этой наковальне. Жизнь, как говорила мама впоследствии, любого достанет, каждому доведётся пролить много слёз, весь вопрос только в том, когда это произойдёт: в детстве, юности, зрелости или старости. И от твоих собственных стараний зависит не так уж и много. Другое дело, что привычка к труду избавляет от многих испытаний: когда у тебя есть дело, ты сколько-то защищён от печалей.
|
</> |