Что образует «Вселенскую Церковь»?

Именно в ответе на этот вопрос расходятся многие христианские Церкви друг с другом, а так же многие христианские теологи – внутри одной поместной Церкви. Интересно, что и Римская, и Константинопольская модели в целом исходят из административного универсализма, но римская Экклесиология единство Церкви выстраивает в виде жесткой вертикали с одним епископом во главе. Константинопольская же модель подразумевает некую условную независимость глав отдельных древних патриархатов (в сущности – случайно сохранивших свое положение), но объединенных друг с другом совещательным согласием и общением. В обоих случаях «единство» мыслится не природно, а структурно-административно. На Западе в нач. 2000-х был громкий спор Каспера с Ратцингером о том, из чего образуется единство Церкви Вселенской: из Поместной общины (федерация же этих общин образуют Вселенскую Церковь, как утверждает Каспер). Или из первенствующей Церкви Рима, общение с которой «наделяет» Поместные Церкви правом именоваться Церковью, как утверждает Ратцингер (в сущности, это – Церковь-матрешка: самая «большая» это римская, а все остальные – в ней, хотя каждая меньшая сохраняет видимость такой же матрешки).
Интересно, что Ратцингер в своих возражениях Касперу сослался на один текст Бультмана, смысл которого, как мне кажется, он и сам не понял:
«Церковная организация выросла в основном из понимания того, что община как целое первенствует над отдельными общинами. Признак этого – использование слова ekklesia [Церковь] по отношению, в первую очередь, никоим образом не к отдельной общине, но к "народу Божию"... Идея приоритета Церкви как целого над отдельной общиной видна в приравнивании ekklesia к soma Christou [телу Христову], охватывающему всех верующих» (Бультман, "Богословие Нового Завета", 3-е изд., Тюбинген, 1958, 96).
В самом деле! Не объединение делает Церквами, а сами Церкви стремятся к объединению лишь в силу того, что они друг в друге находят тождество. Организационное единство – не старт, а результат того, что параллельно и независимо друг от друга (потому что трудами разных проповедников и апостолов) возникают по всему миру общины «Народа Божьего». Поначалу они друг о друге ничего не знают, ибо их основатели не отчитывалась друг перед другом «о проделанной работе». Но со временем члены этих общин пересекаются друг с другом и успешно идентифицируют друг у друга то общее, что лежит в основании каждой общины.
Так что же это такое то самое «общее»?
Апостольская проповедь о Христе Воскресшем, крещение во Имя Отца и Сына и Святого Духа, излияние даров Духа, апостольское священство и Евхаристия. Вот это – природа Церкви! Это именно генетическое единство. Представим себе, что несколько посланников взяли с одного Древа каждый по горстке семян. И разошлись в разные места, засеивая все на своем пути, но друг с другом не соотносясь. Потом вырастает посеянное ими (когда сами сеятели уже покинули сей бренный мир), и по сорванным в разных местах плодам можно установить их идентичность с Древом, с которого были взяты семена. Все эти деревья образуют внутреннюю идентичность с Древом, но не в силу того, что их корни как-то переплетены (как раз совсем нет!). Эти посеянные в семенах деревья не имеют никакого отношения друг к другу, но они соотносятся друг с другом просто в силу природного единства, в силу того, что их семена взяты от Одного Древа.
Отметим, что это отнюдь не «невидимое» единство и не «невидимая» Церковь. Ведь где бы вы ни сорвали гроздь винограда сорта «Кокур», вы с легкостью можете узнать, что происходит этот сорт из Крыма. Допустим, вы сорвали эту гроздь на Кипре, но вы понимаете, что она туда занесена с крымского куста. То же самое если вы встретили этот виноград в Молдове – вы сразу поймете, откуда он занесен. Да, саженцы проходят акклиматизацию и могут иметь «местные отличия» во вкусе, времени вызревания, количестве сахара в составе, но все равно можно установить их общий корень и общую генетическую идентичность. Она составляет вполне зримое природное единство.
Точно так и с Церковью. Основанные на керигме апостолов и сохраняющие преемство сакраментальных даров апостольского священства, Церкви по всему миру могут с легкостью идентифицировать себя как принадлежащих единой природе – даже если административно они разделены или и того хуже, из-за своих иерархов, находятся в официальном «разрыве общения / анафематствовании друг друга».
Иными словами, понятие «Единство Церкви» это не просто умозрительное единство в вере (и уж точно – не в вероучительных формулах). Это именно сакраментально-генетическое единство, благодаря их реальному восхождению к общему истоку – к апостольской общине, получившей Духа в день Пятидесятницы!
#экклесиология
|
</> |