Что носили и как выглядели самые стильные знаменитые дамы Серебрянного века


При упоминании прекрасных муз Серебряного века неизменно встают в памяти Марина Цветаева с ее четкой линией челки и Анна Ахматова с гордым профилем. А между тем были еще и другие не менее яркие женщины питерской интеллектуальной элиты. Они сочиняли стихи, расписывали театральные декорации, танцевали и создавали скульптуры. Ну и между делом пленяли мужчин, поражая своими смелыми нарядами и нестандартным подходом к жизни и моде в частности.
Зинаида Гиппиус

портрет Зинаиды Гиппиус. Фото
источник:bookmatejournal.livejournal.com
Эту даму трудно было чем-то шокировать. Современники вспоминали
историю, когда Сергей Есенин явился в ее салон в валенках. «Что это
за гетры?» - ничуть не смутилась хозяйка: эпатаж не прошел. Сама же
Зинаида неизменно красила губы в яркий цвет и курила папиросы с
мундштуком - крайне неприличное занятие для женщины. Но
общественное порицание ничуть не смущало поэтессу. К тому же она
любила не только пользоваться мужскими псевдонимами, но и примерять
и мужскую одежду. И в этом ей не занимать элегантности: оцените
цветовой контраст на знаменитом рисунке работы Бакста.
Длинноногая Зинаида в черном мужском костюме, роскошном белом
жабо и с ярко-рыжими волосами - чем не мечта поэта! Кстати, Андрей
Белый называл ее «осой в человеческий рост» за ее тонкую грацию. Ну
а соседи по даче привыкли видеть эту роковую красавицу в коротких
штанах и блузе в матросскую полоску - еще один способ шокировать
деревенских жителей. Даже укладку волос Зинаида изобрела
собственного варианта.
По воспоминаниям критика Сергея Маковского, когда красавице
наскучила коса, она ее с легкостью обрезала, сотворив на голове
«разлетающиеся завитки во все стороны», что придавало ей задорный и
слегка взлохмаченный вид. Однако все же в ее гардеробе
присутствовали платья. Однако и они претерпевали изменения.
Индивидуальный крой позволял ткани струиться вокруг стройного стана
наподобие второй кожи.
Наталия Гончарова

Художница Наталья Гончарова. Фото источник:
gumilev.ru
Для художницы Натальи одежда - это прежде всего удобство. Ведь в
замысловато скроенном платье легко выпачкаться в краски. Поэтому
женщина не особо заморачивалась со своей одеждой. Тем не менее ее
находки имели свой стиль - и, согласитесь, спустя век не потеряли
своей новизны. Как-то Наталья попросила родственницу скроить и
сшить из уже имеющегося великолепного куска ткани ей платье к
предстоящей выставке. Та сослалась на занятость и отказала. Не
долго мудрствуя, художница сложила ткань вдвое, в середине вырезала
горловину и сшила по бокам. Так и родилось платье-рубашка.
Идея настолько понравилась модницам, что яркие с контрастной
отделкой платья такого кроя стали повторять и они. Не секрет, что
руке этой талантливой женщины принадлежат и наброски для русских
Домов мод (предположительно, с ней работала и известный модельер
Надежда Ламанова). Не брезговала Гончарова и занимать вещи из
мужского гардероба. Но и в этом случае двигал ею исключительно
практицизм: ведь огромные театральные декорации гораздо удобнее
было рисовать в брюках.
А вот наносить на лицо узоры было уже делом ее личных взглядов. В 2013 году журнал «Аргус» опубликовал обращение футуристов, которое она подписала в числе других деятелей искусств. Впоследствии она не раз привлекала удивленные взгляды, прогуливаясь по Кузнецкому мосту с боди-артом на лице.
Ольга Глебова-Судейкина

Ольга Глебова Судейкина. Фото источник: fotoload.ru
Талантам этой женщины не было числа: она играла в театре,
танцевала, рисовала и ваяла, входила в список первых русских
манекенщиц, но к тому же оставалась преданной подругой Анны
Ахматовой и супругой художнику Сергею Судейкину. Знаменитая
поэтесса сравнивала ее с яркой цейлонской бабочкой, а композитор
Артур Лурье называл эту женщину воплощением рафинированной эпохи
Петербурга начала 20 века. Ольге повезло с мужем - он не просто
любил, он боготворил ее. И конечно же находил время, чтоб
заниматься дизайном ее нарядов.
Современницы вспоминали, как на одном из праздников она
появилась в платье из легкой розовой ткани, расшитом темно-красными
бабочками с усиками из жемчуга. В следующий раз она поразила дам
своим голубым манто, отсроченным лебяжьим пухом. Также споры модниц
вызвало и платье, которое фиксировалось лишь английскими булавками.
«Не иначе, как муж» - судачили они. А Ольга тем временем продолжала
«нести красоту в мир».
Паллада Богданова-Бельская

Паллада Богданова-Бельская
Эту «демоническую женщину» воспевали и Игорь Северянин, и Михаил
Кузьмин, и другие поэты Серебряного века. Она и сама пробовала
писать стихи, но ей это не слишком удавалось. Зато как хозяйка
салона она показала себя прекрасно. Побывать в гостях у этой
«святой куртизанки» мечтали многие, награждая ее эпитетами и как
«загадочную роковую женщину», и как «оргиастическую поэтессу». В
юности она увлекалась романами Оскара Уайльда и представляла себя
женским воплощением лорда Грея - отсюда и ее стремление казаться
ангелом искушения.
Поэтому в ее жизни всегда было много мужчин, и даже Анна
Ахматова порицала их разнообразие. Тем не менее стиль этой женщины
был запоминающимся: яркий макияж, шелковые наряды кричащих
оттенков, множество украшений, специфический смех и манера подавать
себя. Читая Бальмонта, Паллада вытанцовывала его стихи босыми
ногами, а затем давала «горячие советы» по стилю и красоте в
журнале «Аргус».
Мария Тенишева

Мария Тенишева. Фото источник:shkolazhizni.ru
Эта княгиня не «сидела, сложа руки», просто радуя мир искусства
своей красотой и меценатством. В своем имении Талашкино она создала
целый художественный центр, возродила народные промыслы, да и сама
занималась искусством росписи эмалью. Знаменитая усадьба «Теремок»
близ Смоленска получила европейскую известность. А все началось с
того, что Мария организовала с крестьянами ремесленную мастерскую.
Причем художница отказалась от слепого копирования народного стиля
- в ее работах четко ощущается влияние модерна.
Она предложила обогатить цветовую палитру нитей для вышивания
более мягкими красками, сама создавала эскизы. Во многом ей помогал
художник Сергей Малютин. В итоге стиль «а-ля рус» докатился не
только до столицы, но и до Парижа. Княгиней был открыт магазин
«Родник» в Москве, а в 1907 году на Всемирной выставке в Париже ею
была представлена коллекция из более чем шести тысяч предметов
русской старины. Как вспоминала впоследствии княгиня, спустя
некоторое время она стала замечать на французских модницах наряды и
драгоценности, явно навеянные этой экспозицией. Сама же Мария
Тенишева за вклад в возрождение эмалевого дела была избрана
Действительным членом Общества изящных искусств в Париже.
|
</> |