Как появилась традиция оставлять «на чай» : Кто получил самые большие чаевые, а


Традиция оставлять «на чай» возникла на просторах Англии и со временем распространилась практически по всем странам. Само понятие «чаевые» появилось в Англии в XVI столетии, когда у англичан зародилась полюбившаяся им традиция чаепития. Если же гости оставались с ночевкой в доме хозяина, то они оставляли жалование его прислуге. Сейчас во многих странах чаевые принято оставлять в сфере обслуживания, в основном в кафе и ресторанах. Однако данная традиция до сих пор вызывает противоречивые чувства: кто-то легко оставляет щедрые чаевые, а кто-то не понимает, зачем нужно платить дополнительно. Так для чего это делается, и кому это выгодно?
История традиции оставлять «на чай»
По факту чаевые - это просто способ выразить официанту свою
благодарность за его обслуживание, помимо самой оплаты по счету,
которая идет ресторану. Зачастую этому способствует не только
быстрое и качественное обслуживание, но и приятный интерьер,
хорошая музыка или вкусное блюдо.
Существует несколько версий происхождения английского слова
«tips» (в переводе на русский «чаевые»). Исходя из первой версии,
TIPS - это не слово, а аббревиатура от фразы «to insure prompt
service», что в переводе - «для обеспечения скорости обслуживания».
Существует гипотеза, что раньше в Англии во многих чайных салонах и
постоялых дворах была коробочка, в которую гость мог закинуть
монету, чтобы обратить на себя внимание и получить быстрое
обслуживание от персонала.

Английская традиция оставлять «на чай» возникла еще XVI
веке, закрепившись прочно и по сей день во многих
странах
Вторая версия, более популярная, гласит, что это слово
происходит от тайного уголовного языка, которое использовали в
Англии в конце XVI столетия, когда «to tip» означало «делиться,
отдавать какую-то часть кому-то». А уже в начале XVIII столетия
слово уже использовалось в Англии и в литературном языке, означая
«делиться чем-то, дать что-то небольшое».
Причины, по которым посетители оставляют чаевые
До сих пор феномен чаевых вызывает большую заинтересованность у
многих экономистов. Зачем посетитель должен платить дополнительно к
счету, если он по закону не обязан этого делать? К тому же это идет
в разрез с нашими личными интересами и заставляет делать
дополнительные траты. Британский профессор психологии Ричард Линн
считает, что есть ряд причин, которые заставляют нас оставлять
чаевые. Основная из них - желание соответствовать общепринятым
правилам, чтобы избежать осуждения или же заполучить уважение
окружающих людей. Хотя не стоит забывать о том, что это также
способ мотивировать персонал лучше обслужить, а также благодарность
им за хорошо выполненную работу.

Сейчас очень много различных способов выманивать чаевые: от
традиционных до оригинальных
Для кого-то чаевые - способ подчеркнуть свою статусность.
Зачастую эти люди оставляют их за услуги, за которые редко дают «на
чай». К примеру, за выполненную работу в ветлечебнице или на СТО.
Для кого-то главным мотивом является искреннее желание
поблагодарить работника. Такие люди обычно оставляют чаевые
работникам всех профессий. А для тех, кто оставляет чаевые только
потому что так нужно, обычно делают это лишь в общепринятых
ситуациях. К примеру, за доставку или за парковку
автомобиля.
Для чего нужны чаевые
Государству, в отличие от работников сферы обслуживания, не
выгодны чаевые, так как этот денежный оборот нельзя
проконтролировать и обложить налогами. Многие считают, что из-за
чаевых доход официантов становится неоправданно завышенным. Но,
если посмотреть с точки зрения хозяина ресторана, то чаевые как раз
позволяют уменьшить зарплату персонала заведения, что, кстати,
зачастую помогает снизить цены в меню. Однако у рестораторов нет
доступа к чаевым, чтобы распределять их между всеми сотрудниками,
поэтому зачастую официанты из-за «денежных благодарностей» от
посетителей зарабатывают намного больше, чем повара.

Ученые выяснили, что при помощи кредитной карты посетители
оставляют более щедрые чаевые, нежели наличными
Бывают рестораны, которые изначально указывают в счете сумму чаевых. В основном она не превышает 20%, так как слишком завышенные проценты могут отпугнуть клиентов, либо же посетитель уйдет вообще ничего не оставив лишнего. Согласно исследованию, рестораны с фиксированной политикой чаевых менее популярны, чем заведения, где процент не вписан в счет. Однако в некоторых заведениях без чаевых в счет включена плата за сервис, но в основном все расходы закладываются уже в цены в меню, что делает ресторан дороже и может снизить посещаемос
Такая участь минует лишь элитные рестораны, которые, включая
сервис в цены, абсолютно не страдают от уменьшения потока клиентов.
Да и многих состоятельных гостей элитных ресторанов не волнуют
высокие цены. Ведь в престижных ресторанах обслуживание и так
должно быть на высочайшем уровне, даже без чаевых. К тому же в
ресторанах премиум класса нет большого наплыва гостей, что
позволяет уменьшить штат официантов. Соответственно, из-за этого
руководству удобнее контролировать качественную работу своих
сотрудников.

Высокие фиксированные чаевые помогают снизить цены в меню,
но вместе с тем уменьшают и посещаемость
Сейчас некоторые заведения стараются вовсе уйти от чаевых. Как,
например, сеть ресторанов Нью-Йорка «Union Square Hospitality
Group». Это было сделано с целью увеличения заработной платы
персоналу, который не участвует в непосредственном обслуживании
посетителей, а также созданию правильной системы карьерного роста.
Несмотря на то, что ресторан столкнулся со многими сложностями и
недопониманиями, вскоре началась положительная динамика: гости
ресторанов приняли изменения в системе чаевых, а в кадрах снизилась
текучесть.
Мировая практика
В каждой стране на счет чаевых существуют свои правила. Исходя
из исследований, нации, которые получили высокую оценку по шкале
экстраверсии, более щедры на чаевые. Также огромную роль играют
социальные нормы, разница в доходах, и, конечно же, сама традиция
платить чаевые. Также влияние оказывает практика других культур. В
2016 году ученые выяснили, что после возвращения из поездок в
Америку люди начинали оставлять более значительные дополнительные
суммы за обслуживание.
Сейчас в мире отношение к чаевым очень разное. Например, в
Японии их вообще не оставляют. Если посетитель, уходя, оставит
деньги на столе, то есть большая вероятность, что официант побежит
вслед, чтобы вернуть «забытое». А есть шанс этим даже оскорбить
официанта, так как такой жест у них подразумевает намек на плохое
обслуживание.

В США оставляют самые большие чаевые, а в Японии их вообще
не принято оставлять, чтобы не оскорбить официанта
А вот в США все наоборот, там чаевые являются фактически
обязанностью клиента. Кстати, в США оставляют самые большие чаевые,
15 - 25 % от суммы счета. К сравнению, в Бразилии - 10 %, а в
Швеции - 5 - 10 %. Если взять нашу страну, то в России в основном
чаевые невысоки. Возможно, они у нас прочно не укоренились из-за
нашей истории: в СССР чаевые не поощрялись, так как считались
буржуазными замашками. Однако все же в России нормальным считается
оставить официанту около 5 - 10 % от размера счета, если в
заведении нет фиксированной суммы.
Самые большие чаевые
Наверное, многие видели фильм «Счастливый случай» (1994) с
Николасом Кейджем и Рози Перес в главных ролях. Вот он как раз и
был основан на истории, когда официантка Филлис Пензо, по
счастливой случайности, получила самые большие чаевые за всю
историю. Это произошло в марте 1984 года в Нью-Йорке, когда офицер
полиции Роберт Каннингем, как обычно, зашел в «Sal’s
Pizzeria».
Следует отметить, что в этой пиццерии он был постоянным
посетителем, и именно официантка Филлис Пензо почти всегда его
обслуживала. Так что Роберт и Филлис, проработавшая здесь более
двадцати лет, поддерживали приятельские отношения. В тот день
полицейский в шутку предложил любимой официантке вместо чаевых
отдать выигрыш с лотерейного билета. Для этого нужно было выбрать
шесть чисел: три из которых отметил Роберт, а три выбрала
Филлис.

Фильм «Счастливый случай» (1994) основан на реальных
событиях, когда официантка получила 3 миллиона долларов
чаевых
По воле судьбы, все числа совпали с выигравшей комбинацией. Так
что в результате этот лотерейный билет принес шесть миллионов
долларов. Ранним первоапрельским утром Роберт разбудил звонком
Филлис, огорошив ее радостной новостью. Ему пришлось долго
доказывать, что это не шутка, и они действительно сорвали джекпот.
Лотерея на протяжении двадцати одного года выплачивала им по 285
715 долларов ежегодно.
Стоит отметить, что в отличие от фильма, жена Роберта не была
против того, чтобы поделить выигрыш с официанткой. Она считала, раз
половину номеров выбрала Филлис, значит ей положена и половина
выигрыша. Да и Роберт заявил, что всегда жил обычной жизнью,
поэтому надеется, что миллионы его не изменят.
Кстати, так и вышло. Получив деньги, полицейский не стал
бездумно тратить их, а купил небольшой домик. Единственная роскошь,
которую себе позволял Роберт — каждые три года покупал новый
Cadillac. Филлис Пензо также купила себе дом. Что интересно, она
еще около двух лет работала официанткой в пиццерии. Посетители
удивлялись такой преданности своей работе и постоянно напоминали ей
про выигрыш, советуя уволиться и открыть свой ресторан. Однако
после двадцати с лишним лет работы официанткой, она больше не
хотела ввязываться в этот бизнес.
|
</> |