Что известно про статую Зевса в Олимпии

Статую Зевса в Олимпии до сих пор считают одним из Семи чудес древнего мира и шедевром Фидия, величайшего скульптора древности. К сожалению, она была уничтожена при неизвестных обстоятельствах в какой-то момент поздней античности.

Однако его тысячелетнюю историю окружают легенды и тайны. Некоторые истории столь же странны, сколь и занимательны, как та, в которой предсказывалось убийство римского императора Калигулы. О том, что из себя представляет творение древнегреческого скульптора и почему оно было столь бесценно.
Одно из Семи чудес света
Когда Александр Македонский испустил свой последний вздох в 323 году до н.э., он оставил после себя огромную империю. Александр создал мир беспрецедентных культурных взаимодействий, поскольку эллинская культура распространилась из Греции в оазис Сива, а оттуда до реки Инд.

Грекоязычные путешественники последующих столетий продолжали писать путевые дневники и делиться своим опытом и инструкциями. Некоторые из них даже составили списки обязательных для посещения памятников, которые они назвали амата (достопримечательности), а позже таумата (чудеса).
Эти списки менялись в зависимости от путешественника и его опыта. Список памятников, которые сегодня известны как Семь чудес Древнего мира, принадлежит Антипатру Сидонскому (около 100 г. до н.э.) и Филону Византийскому (2 век до н.э.). Одним из самых известных чудес была статуя Зевса в Олимпии.

Фидий
Для древних греков не было более великого скульптора, чем Фидий (начало V века – около 430 года до н.э.). Именно он руководил программой строительства Афинского Акрополя и создал большую хризелефантовую статую Афины из слоновой кости и золота в Парфеноне.
На самом деле он был первым скульптором, осмелившимся изобразить богов с помощью драгоценных материалов, таких как золото и слоновая кость.

Сразу после завершения статуи Афины враги обвинили скульптора в растрате средств. Но в конце концов Фидий был освобождён от обвинений, доказав, что он использовал нужное количество золота на статуе.
И всё же ему не удалось отбиться от второй волны обвинений. По-видимому, он изобразил себя и Перикла на щите богини, что было большим высокомерием. На этот раз Фидию пришлось покинуть Афины, чтобы спастись.

Вероятно, именно это несчастье привело скульптора в святилище Зевса в Олимпии. Святилище находилось под защитой города Элис. Увидев такую возможность, элианцы попросили Фидия создать статую Зевса, как никто другой, он так и сделал.

Существует также другая версия, рассказанная Плутархом, в которой Фидий сначала посещает Олимпию, чтобы сделать статую Зевса, а затем отправляется в Афины, где умирает в тюрьме. Однако обе версии сходятся в одном: Фидий посетил Олимпию и создал уникальный образ Зевса.

Скульптура была больше, чем та, которую он сделал в Афинах. Она также была более величественной. В ней был магнетизм, который почти мгновенно сделал образ Зевса знаменитым. Столетия спустя Плиний Старший напишет, что это была работа, «с которой никто никогда не мог сравниться».
Статуя Зевса
Павсаний видел двенадцатиметровую статую своими глазами во II
веке нашей эры и подробно написал о ней. Его описание очень
ценно:
«Бог восседает на троне, и он создан из
слоновой кости и золота. На его голове лежит венок, представляющий
собой копию ветвей оливы. В правой руке он держит Победу, также
созданную из драгоценных материалов, как и сама статуя. А в левой
руке бог держит скипетр, украшенный орлом. Сандалии Зевса выполнены
из золота, как и его одеяние, расшитое фигурками животных и цветами
прекрасных лилий».

Однако то, что, по-видимому, произвело на Павсания большее
впечатление — это трон Зевса. Далее он описывает это в мельчайших
подробностях:
«...Трон украшен золотом и драгоценными
камнями, не говоря уже о чёрном дереве и слоновой кости. На нём
нарисованы фигуры и кованые изображения. Есть четыре Победы,
представленные в виде танцующих женщин, по одной у каждого подножия
трона и две другие у основания каждой
ноги...»

Перед троном элианцы держали бассейн, наполненный маслом. Масло защитило статую от влаги Олимпии и помогло сохранить её в хорошем состоянии.
Точно так же на Афинском Акрополе, где климат был сухим, афиняне использовали бассейн с водой для сохранения хризелефантовой статуи Афины.
Греческий художник Панаэн, племянник Фидия, помогал в создании статуи «в отношении цветов, которыми она была украшена, и особенно драпировки». Он также нарисовал панели, которые покрывали переднюю часть основания статуи.
Заключение
В 391 году до н.э. Феодосий запретил культ языческих богов и закрыл все языческие места. Поскольку Олимпийские игры были запрещены, Олимпия больше не могла быть тем местом, которым она была когда-то.
В 408 году н.э. новое законодательство потребовало удаления культовых статуй из их храмов. Старый мир не умирал, он разрушался.
Статуя Зевса, возможно, пережила эту волну разрушений, но никто на самом деле не знает, что произошло. Большинство учёных утверждают, что она была перенесена в Константинополь, где была утеряна где-то в V или VI веке.

Однако, благодаря своему статусу одного из Семи чудес древнего мира и легендам, которые распространяли древние авторы, статуя Фидия сохранилась в искусстве последующих веков.

Статуя Зевса в Олимпии изменила способ изображения царя богов, в конечном счёте создав визуальный прецедент, которому не преминул бы последовать даже христианский Бог.
Легенда о статуе Зевса, одном из Семи чудес Древнего мира, остаётся живой на протяжении веков по сей день.
|
</> |