рейтинг блогов

Что изменилось за сто лет?.. Deja vu...

топ 100 блогов sergey_mazanov07.12.2010 Что изменилось за сто лет?.. Deja vu... Прошения крестьян к царю и Государственную Думу 1905-1907 гг.

1906 г. июня ранее 4. — Наказ «крестьян Орловской губ., с. Б. Колчевое, М. Колчевое, д. Речица, Крамской мост, Каменский хутор, д. Ожово, д. Б. Драгунской, М. Драгунской, живущих отхожим промыслом в г. Севастополе» в I Государственную думу
Мы ждали думы, верили и надеялись на нее, но правительство и тут обмануло народа….. Учредили государственный совет, состоящий из тех же министров, из купцов, кулаков, помещиков да попов, вечно обманывающих народ, проповедующих по правительственным предписаниям.

1905 г. апреля 22. — «Всеподданнейший доклад» крестьян с. Перелоги Суздальского уезда Владимирской губернии Николаю II
Как мы живем, так жить более нельзя. О нас относятся наши начальники, что мы живем хорошо, а ожидаем лучше, пьем чай, едим кашу и одеваемся в генотки, А мы до того плохо себя чувствуем, что страшно сказать, еще через 5 лет едва ли окажемся хорошими подданными. Тяжесть государственных непорядков так придавила нас, как лист к земле: всюду нужда, голод и холод. А в чем мы живем и что едим? Живем в гнилых, вонючих шалашах, питаемся свинным кормом и то не досыта, а одеваемся в лохмотья. В нашем распоряжении имеем мы только один надел земли, стоющий нам 10 руб. за десятину каждогодно, да и тот расстрелян в 40 и более местах. Доходом с него мы едва оправдываем подати и на церковь; отдаем все без остатка на жалованье господам и священникам. Кто-кто не пользуется нашими трудами, а подумать о нас никому нет дела, умирай с голоду, никто не пожалеет: «лишь были бы желуди, я от них жирею». Неблагодарное правительство так доездило нас, как клячу, и стремятся до конца добить нас.

1905 г. июля 17. — Прошение крестьян Хотебцовской волости Рузского уезда Московской губернии Николаю II
Мы страдаем от необразованности. В земских школах мы едва выучиваемся грамоте, а в церковноприходских — и того меньше; для наших детей не доступны ни гимназии, ни сельскохозяйственные училища, не говоря про университеты. У нас недостаточно больниц и медицинского персонала, что тяжело отражается на нашем здоровье, у нас почти нет ветеринарной помощи, отчего страдает и гибнет наш скот. У нас нет образованных священников, а ведь священник должен служить руководителем народа, а теперешние священники по своей необразованности не удовлетворяют нас, да и высокие поборы за исполнение ими треб тяжелы для нас. Мы страдаем от малоземелья, а господские, кабинетские, монастырские, удельные земли нас окружают и мы должны платить высокую аренду, чтобы ими пользоваться.

1905 г. ноября 2. — «Приговор-наказ» крестьян с. Казакова Арзамасского уезда Нижегородской губернии
Вот и стали думать: принесет-ли нам пользу такая Дума, куда попадут только люди с большим карманом: торговцы крупные, землевладельцы, священники, дворяне, но не мы, бедные люди.
Священники только и живут поборами, берут с нас яйцами, шерстью, коноплями, и норовят, как бы почаще с молебнами походить за деньгами, умер — деньги, берет не сколько дашь, а сколько ему вздумается. А случится год голодный, он не станет ждать до хорошего года, а подавай ему последнее, а у самого 33 десятины земли, и грех бы было — хлебом-то брать, строй ему дом за свой же счет на последние крохи, не построишь и служить не станет.
17-го октября Государь Батюшка дал самую великую милость: назвал нас свободными гражданами, дозволил нам собираться, где угодно и дал свободу совести. И вот стали добрые люди праздновать день великой милости, стали сбираться по городам великой России, а стражники, урядники, становые, исправники и все чиновники, кому не по мысли такая милость, а также духовные отцы и черносотенцы, хулиганы, нанятые толстосумами купцами начали подстрекать темный люд бить тех, кто нам желает добра, кто за нас сидел в тюрьмах, шел на каторгу и на виселицу. И пошла по всем городам резня.
Нужно нам, чтобы наши священники были на жаловании от казны, тогда не будет нам от них притеснения и обиды.

1906 г. апреля 16. — Приговор крестьян с. Сельца и д. Бориковской Ростовского уезда Ярославской губернии в I Государственную думу
А нужды наши таковы:
1. Имея крайне малый земельный надел, необходимо прирезать всю нашу церковную землю, так как оную священноцерковные служители не обрабатывают и сдают нам в аренду. Аренда земли настолько велика, что трудно даже себе представить, например, около 80 руб. за десятину, что годами не оправдывает уплаты аренды, не считая нашего труда, работы.
2. Около себя имеем большие покосные владения и леса, как частных владельцев, так и монастырские и казенные, но свой покос, хотя и есть, но очень недостаточен, накашивается всякого сена около 25 пудов на душу, но и не трудно себе представить, что этого покоса крайне недостаточно и мы принуждены арендовать покосы у других лиц, лесов же сейчас не имеем, дрова же покупаем у лесовладельцев и у казны. А потому желательно наделение нас как покосом, так и лесами, первые можно получить от Белоготского монастыря, а лес — из козловской казенной дачи Велико-Ростовского лесничества. Да и не грешно отдать нам монастырские покосы, так как монахи живут без нужды, ходят с иконами по селениям и собирают у нас товар — лук и картофель.

1906 г. апреля ранее 30. — Из приговора крестьян Макарьевского уезда Нижегородской губернии в I Государственную думу
Все крестьяне втихомолку обижаются на церковный причт, и об этом никто не хочет заявить. Теперешние священники для крестьян чужды, они не ездят к крестьянам в деревни крестить детей, за венчание берут, сколько хотят, берут деньги себе за праздничные молебны в церкви, а также и за похороны при церкви и за могилы при церквах-же. Все это крестьян — людей темных — возмущает. Церкви строили наши прадеды, а распоряжаются всецело приезжие люди. Надо все это изменить. Если не было-бы крестьян, то не нужно было-бы и церквей. А не было бы церквей, то не было бы и священников. Положить всем священникам жалованье, за которое они и должны преподавать в училищах Закон Божий без особой доплаты. А также установить, чтобы за венчание не брали, крестить ездили бы по деревням бесплатно, за могилы деньги чтобы поступали в доход церкви, а поборов с приходящих инок никаких не делать — допускать бесплатно. От налогов церкви освободить, и священники должны всецело зависеть от прихода. По приговору прихода, они должны быть принимаемы и увольняемы, а также должны иметься в церквах, под наблюдением церковных старост, приходные книги, которые и должны проверяться попечительскими сводами. Расходов, произведенные без приговоров попечительского схода, не принимать.

1906 г. мая 23. — Наказ крестьян Шоптовской волости Вельского уезда Смоленской губернии в I Государственную думу
Потом желали бы отменить грабительство со стороны священства, которое в нашем селе очень распространено; а именно: за венчание берут 10-15 руб., за похороны 7 рублей, а если священник поднимает тело, то — 15 рублей, за крестины 1 руб., за молебен простой 30 коп., с акафистом —- 50 коп. Мы крестьяне на сем сходе решили этой платы не давать по силе возможности хозяина. Нас бедных крестьян и так дерут со всех сторон без «Божьих служителей», которые получают жалованье, пользуются доходом и первейшей землей.

1906 г. июня ранее 23. — Наказ крестьян д. Борвиков Поречского уезда Смоленской губернии в Трудовую группу I Государственной думы
Со всех сторон окружены мы чужой владельческой землей и нет того дня за лето, чтобы кому-нибудь из деревенских не приходилось идти выкупать свою скотину из владельческого хлеба, а не за что выкупить — иди работать.
Посмотришь на пана: что за житье? У одного, у другого по несколько сот, а то и тысяч десятин. Лес, луга, хорошая пашня — все имеется.
А ты работаешь без отдыху до одури на пана или на попа, даже хлебушка вволю не видишь.

1905 г. декабря 20. — Приговор крестьян Торбеевской волости Сычевского уезда Смоленской губернии в Правительствующий Сенат
10. Всякие поборы за разные требы, как-то за погребение, венчание и проч., все должны быть отменены и переведены на окладное жалование. Земля от священно-церковно служителей должна быть отобрана в крестьянское пользование.

1907 г. марта 23. — Наказ крестьян с. Протасовки Лукояновского уезда Нижегородской губернии во II Государственную думу
1) Наделить всех крестьян, обрабатывающих землю своим трудом, в одинаковом размере землею, лугами и лесом бесплатно, для чего в надел должны отойти земли: казенные, удельные, кабинетские, монастырские, церковные и помещичьи и частновладельческие — все вышеуказанные земли должны быть отчуждены крестьянам бесплатно.
2) Отказать духовенству в поборах за требы, назначив им жалованье от казны, постройки и ремонт церквей и домов священнослужителей отнести на счет казны.

1906 г. июня 4. — Приговор крестьян Спасо-Липецкого сельского общества Духовщинского уезда Смоленской губернии в Трудовую группу Государственной думы
Мы, как и все крестьяне великой России, находимся в крайне безвыходном положении. Земли у нас мало и та, какая есть, находится не в одном месте, а в нескольких, по кускам. Обрабатывается она самым устарелым допотопным способом. Улучшений по сельскому хозяйству никаких нет, ссуд не дается, советов для улучшения хозяйства не получаем, Наша земля окружена другими землями: местной помещичьей и церковной. Даже курам и то особенно-негде разгуляться. Не углядел, Так и будет у «батюшки», а не то у помещины.
Источник. ОднаКнопка

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В городе Ретимнон мы поселились совсем рядом с главной достопримечательностью – венецианской крепостью Фортецца. Как же не посмотреть ее, тем более такому любителю крепостей как я? Тем более что Фортецца имеет такую интересную историю и ...
Приветствую вас, дорогие читатели! Как вы относитесь к политике США и к Бараку Обаме? По моему такой человек как он не должен стоять во главе Америке. Вы со мной согласны? Вы когда нибудь задумывались сколько крови на его руках? Ведь этот беспредельщик лезет в дела других государств с ...
Затем Ао усадил на спину крокодила До Дука, заставив его вцепиться ладонями в бронированную шею этой гадины. Дайна сказала что-то так тихо, что он не расслышал наверняка. И если старший Леонфорте открыл сыну дорогу к УНИМО, у того вполне хватало ...
Хорошо в монастыре – каждый день праздник: или общецерковный или личный – день Ангела. Монахинь у нас много, значит, и дней Ангела тоже. Сегодня – у монахини Кириены. Заглянем–ка к ней в келию…   ...
Точнее то, что от него осталось ...