Что есть истина?


Итак, что озадачивает:
1. Пилат обращается со своим вопросом к Истине, которую он не сумел распознать. Однако обратите внимание на художественное решение сюжета: прокуратор купается в лучах света, словно просветленный свыше, а Христос "тонет" в тени. А ведь Евангелие сохранило его слова: "Аз есмь свет миру". Т.е. привычная символика света и тени привносит в картину явную двусмыслицу. Случайности здесь нет места. Ге намеренно "высветлил" Пилата и "затушевал" Христа. Что это, собственно, значит? Ответа пока не нашел.
2. Вопросительный жест Пилата распространен именно в нашей культуре — жест обычного образованного русского горожанина. Если вы обратитесь к кому-нибудь с подобным вопросом, ваша рука машинально сложится в этот жест. Не знаю, характерен ли он для европейцев, т.е. воспринимают ли они его так же естественно, как мы? Этот нюанс может влиять на художественную убедительность картины для нероссийского зрителя. Про историчность в данном случае даже не говорю — увы, мы не знаем, каким движением сопроводил Пилат свой знаменитый вопрос.
|
</> |