Что делать, если собак много, а ты один

топ 100 блогов ru_sherlockiana17.01.2023

Поскольку повесть «Собака Баскервилей» является одной из самых экранизируемых в мире, порой трудно запомнить, чем же один фильм отличается от другого. Авторы сценариев соревнуются друг с другом, кто из них сильнее и дальше переплюнет Конан Дойла, и каждый раз пытаются перекроить сюжет по-своему. Чтобы хоть как-то ориентироваться в этом собачьем рагу, я написал себе небольшую памятку по нескольким самым известным экранизациям. Возможно, кому-то пригодится.

Осторожно! Текст состоит из спойлеров чуть более, чем полностью — для того и писалось. И ещё один спойлер: ближе всех к оригиналу по сей день остаётся советская экранизация 1981 года. Некоторые вольности есть и в ней, вроде пьянства сэра Генри или финальной перестрелки на болотах, но в сравнении с фантазией зарубежных киноделов это сущие пустяки.

1939, USA

Holmes — Basil Rathbone, Watson — Nigel Bruce

Красивая ч/б картинка. Рэтбоун хорош. Сэр Генри прямо на океанском пароходе приплывает в Лондон и Мортимер встречает его на пристани. Письмо влетает в экипаж сэра Генри вместе с камнем и каждое слово написано другим шрифтом. Прихожая в доме на Бейкер-стрит гигантских размеров. Мужик в кэбе не просто следил за парочкой, но собирался стрелять из револьвера. Холмс зачем-то оставил Ватсона в отеле Нортумберленд — чтобы прямо оттуда ехал в Девоншир? В первую же ночь в замке Генри с Ватсоном застукали Бэрримора со свечой и пошли ловить каторжника, о котором их никто не предупредил. В первое же утро Генри улизнул от Ватсона на болота. Бэрил сама встретила Генри на болоте и посоветовала уехать. Стэплтон занимается раскопками, но и бабочки у него тоже есть. Жена Мортимера — медиум и устроила спиритический сеанс в доме Стэплтонов, но неудачно. Никакой Лоры Лайонс нет. Бэрил действительно сестра и ничего не знает о собаке и планах брата — тогда становится непонятной история с письмом. Ватсон грубо нарушил свидание Генри и Бэрил. Холмс припёрся туда же в образе старьёвщика, а потом сам пригласил Ватсона на свидание запиской и играл для него на скрипке на болоте. Генри и Бэрил решили пожениться и собрали всех на ужин у Стэплтонов. Фосфором собаку не красили. Холмс и Ватсон немного опоздали и собака изрядно потрепала Генри. Когда нападение сорвалось, Стэплтон явился в Баскервиль-холл и пытался отравить сэра Генри. Последняя фраза Холмса: «Да, Ватсон, шприц!» В титрах не Бэрримор, а Бэрриман.


1959, UK

Holmes — Peter Cushing, Watson — Andre Morell

Целых 10 минут отведено на Легенду о Хьюго. Мортимер немолодой, с бородой, вспыльчивый, выше Холмса, и зовут его Ричард. Никаких следов возле тела Чарльза он не видел. Трости у него нет, спаниеля тоже. Ватсон курит трубку, как и Холмс. Сэр Генри приехал из Йоханнесбурга и он тоже выше Холмса. Никакого письма он не получал, зато на него чуть не напал тарантул. Френкленд — епископ, ездит на велосипеде и увлекается энтомологией и френологией. Стэплтон — мрачный мужлан с изуродованной рукой, ставит капканы. Бэрил — вовсе не Бэрил, а Сесиль, испанка, она дочь Стэплтона, одевается как крестьянка, при первой встрече с Ватсоном бросилась бежать через трясину и Ватсон чуть не утонул. Дикая, сумасшедшая и неразговорчивая. У сэра Генри больное сердце. Никакой Лоры Лайонс в фильме нет. Ватсон отыскал Холмса на болоте уже в середине фильма. Холмс подружился с Селденом и беседовал с ним. Селдена после смерти кто-то порезал на кусочки. Холмс сам заявился к Френкленду и починил его телескоп. Холмс пошёл исследовать шахту с Мортимером и Стэплтоном, и его там засыпало. Портретов Хьюго не один, а два, второй украли из-за изуродованной руки. Сесиль соблазнила сэра Генри, как прежде соблазнила сэра Чарльза, и завлекла в ловушку. Стэплтона загрызла собака, Сесиль утонула в болоте. Лестрейда не было. Последние слова: «Булочку?» — «Благодарю».

Преимущества: здесь ни один персонаж не соответствует своему книжному описанию, поэтому если вы хотите быть сбитым с толку, то вам сюда.


1972, USA

Holmes — Stewart Granger, Watson — Bernard Fox

Бейкер-стрит находится на холме, вроде Монмартра, откуда виден весь Лондон. Ватсон сам рассказывает легенду по памяти, откуда он её взял — неизвестно. У Мортимера был терьер, но умер. Чтобы отдать трость Мортимеру, Холмс и Ватсон попёрлись в Музей естественной истории, там и происходит беседа. Сэр Генри получил аж две записки из вырезанных слов. Холмс поехал в Девоншир вместе со всеми. Из тюрьмы убежал не один каторжник, а три. Сэр Чарльз умер не в тисовой аллее, а где-то посреди болот. Мисс Стэплтон объявилась в первый же вечер на месте смерти сэра Чарльза, там и познакомилась со всеми, кроме Ватсона. Письмо Лоры Холмс нашёл сам и Лору тоже нашёл сам. Потом, правда, уехал по срочному делу. У Бэрриморов потайной ход, откуда они сигналят, а Селден — племянник Бэрриморши — машет свечкой под самым окном. Бэрил родом из Гондураса. Деньги на развод Лоры дал Мортимер. Показали его жену, скандальную бабу. Сходство с портретом заметил Ватсон, и он был похож на Мортимера, пока Холмс не почистил его скальпелем. После гибели каторжника Холмс сказал сэру Генри, что записки ему писал Бэрримор. Не до конца пристреленная собака набросилась на хозяина, оба погибли в зыбучем песке.


1982, UK, 4 серии

Holmes — Tom Baker, Watson — Terence Rigby

Мультяшная заставка. Все тараторят. У Холмса глупое лицо. У Ватсона тоже, и ещё глупая поза. Мортимер притащил фотки Баскервиль-холла. Сэр Генри — коротышка, похожий на Шарикова. Письмо составлено из вырезанных букв, а не слов. Обрезки по гостиницам никто не искал. Бэрримор светит в окно вместе с женой. Бэрримор не получил костюм в подарок, а выклянчил. Френкленд сам заявился в Баскервиль-холл рассказать о мальчике. Последнюю фразу произносит Ватсон: «Право, Холмс».


1983, UK

Holmes — Ian Richardson, Watson — Donald Churchill

Музыка местами великолепна (Michael J. Lewis), это лучшая холмсо-музыка после Дашкевича. В советском дубляже Ватсона озвучивает Игорь Ефимов. Сэр Чарльз заперся от собаки в беседке. Дочь фермера удирает верхом. Сэр Генри собирался сразу свалить обратно в Америку. В сэра Генри стреляют на улице из трости. По дороге в Холл Баскервиль знакомится с Лайонсом, мужем Лоры, а везёт их Бэрримор. Лестрейд уже здесь, ловит каторжника. Бэрриморша тоже приняла Ватсона за сэра Генри. Спаниель сбегает сразу же, как только приехали. Бэрримор нашёл письмо в камине в первый вечер и тут же его показал. Лора живёт с мужем, Ватсону так и не удалось с ней поговорить, только вместе с Холмсом. Холмс пристаёт к Ватсону в лесу, предлагает погадать на картах. Бэрил — красивая блондинка, спасает Генри от трясины. В окно светит сама Бэрриморша, отмазалась без проблем. Человека на столбе не было, был просто Холмс, переодетый цыганом. Френкленда нет, Картрайта тоже. Когда каторжник погиб, первым на место прибежал сэр Генри. У Лоры был роман с сэром Чарльзом, а не пустил её на свидание муж. Лайонс с Холмсом показывают друг другу трюк с кочергой. Стэплтон задушил Лору. 


1988, UK

Holmes — Jeremy Brett, Watson — Edward Hardwicke

Холмс даже не попытался угадать возраст манускрипта. Он сам читает его и вкратце пересказывает легенду своими словами. Холмс и Ватсон знакомятся с сэром Генри у него в отеле и диалог занял одну минуту. Бородач следил за Генри прямо в ресторане отеля. Обрезки газет по гостиницам никто не искал. Отличный вид бегущего среди холмов поезда и красивая станция Гримпен. Красивые виды болот. Меррипит-хаус и Лефтер-холл сравнимы по размерам с Баскервиль-холлом. На ужин в Баскервиль-холл пригласили жену Мортимера, Френкленда и викария. Бэрримора выследили из ближайшего окна, не ходя за ним. Каторжник машет свечкой возле стен Баскервиль-холла. Объяснение с Бэрриморами состоялось уже после ночной вылазки. Картрайту лет восемь. Ватсон отправился ловить Холмса на болоте вместе с Мортимером. К Лоре Ватсон так и не успел сходить, отправились вместе с Холмсом. Вместо Лестрейда на финальную сцену позвали Мортимера с ружьём. 


2000, Canada

Holmes — Matt Frewer, Watson — Kenneth Welsh

Тисовой аллеи нет, вокруг калитки какие-то джунгли. Огромный Баскервиль-холл окружён огромными стрижеными газонами, даже фонтан есть. Трость Мортимера датирована 1885 годом. Холмс очень высокий и очень живой, но часто скатывается в клоунаду. Он делает длиннющий анализ по забытой трости. Мортимер — немолодой, грузный, лысый, бородатый мужик. Легенду он рассказывает по памяти, рукописи у него нет. После чего они втроём пошли погулять по рынку. Холмс ходит дома в дурацкой шапочке и подыгрывает на скрипке граммофону. Встреча с Генри происходит в отеле, Холмс проспал и опоздал. Анонимное письмо обсуждали, но не показали. Помимо двух Бэрриморов, сэра Генри вышли встречать ещё 5 человек. У миссис Бэрримор лошадиное лицо, и это не метафора. Бэрриморы собираются открыть велосипедный магазин. Поляна из легенды выглядит почти как в нашем Фильме. Гримпенская трясина находится высоко на холме. Стэплтон повёл Генри собирать грибы. Ночью собака поджидает сэра Генри под окном замка. Селден — не убийца, просто безобидный идиот, хотя по лицу не скажешь. Мортимер лично привёл Ватсона к Лоре Лайонс, случайно. Френкленд устроил свой наблюдательный пункт на холмах. Селден погиб на глазах у Ватсона. Ватсон получает телеграмму от Холмса, где тот требует, чтобы Ватсон вместе с Генри вернулись в Лондон. В тот же вечер Бэрил вызвала Генри на свидание за углом дома, где их и застукал Стэплтон и устроил сцену. Когда Генри уходит, он спускает собаку. Ватсон пытается ему помешать и у них начинается драка. Невидимая рука стреляет в собаку, только тут появляется Холмс. Недобитая собака, которая оказалась слепой, бросается на хозяина, и оба тонут. В финале все пялятся на портрет Хьюго, который на Стэплтона не похож ни капли, что и доказывает их родство.


2002, UK

Holmes — Richard Roxburgh, Watson — Ian Hart

Фильм начинается с коронерского следствия по делу сэра Чарльза. Случилось это зимой, как и в нашем фильме, когда лежал снег. Есть и альтернативное начало, где сэр Чарльз лежит на прозекторском столе с искажённым лицом. Далее мы видим побег Селдена. Попав в болото, он чуть не утонул, а вот два полисмена, что бежали за ним — утонули. Далее мы видим Холмса и Ватсона, выходящих из парилки. Холмс мало похож на Холмса — невысок ростом, ничем не примечательный череп, и даже трубку не курит, а курит папиросы. Ватсон — молодой, не слишком приятный тип с оттопыренными ушами. Мортимеру не дали прочесть легенду, пришлось ему рассказывать своими словами. Манускрипт — книжка с картинками. Не было никакой девушки-соседки, была жена Хьюго, которая сбежала от него на болота, а он её догнал и убил. А преданный пёс жены догнал его и перегрыз ему горло. Сэр Генри приезжает на Юстонский вокзал. Анонимное письмо целиком вырезано из газеты, включая последнее слово. Холмс и Ватсон показывают чудеса спринта, пытаясь догнать кэб 2704. Холмс разыскал этот кэб уже после отъезда Ватсона в Девоншир, тщательно обыскал его, а кэбмену накостылял, чтобы рассказывал подробнее. В Девоншире идёт дождь, а ближайший зонт —  в замке у Бэрримора. Ворота Баскервиль-холла действительно украшают кабаньи головы. Первое, что мы видим внутри замка — человек в джинсах на переднем плане. Миссис Бэрримор на полголовы выше мужа. Стэплтон не интересуется бабочками, а занимается раскопками, дома у него целая коллекция черепов. Когда Бэрримора поймали у окна со свечой, они с женой разыграли спектакль: будто бы он подавал сигнал любовнице, и потому жена плакала ночью. Жена Мортимера — медиум (привет 1939 году), и после ужина устраивает спиритический сеанс, во время которого в окно чуть не вламывается собака. Сэр Генри встречает на кухне Селдена, тот нападает на него и убегает. Лоры Лайонс и Френкленда не существует. Холмс появляется в Баскервиль-холле как раз перед Рождеством, а на само Рождество сэр Генри приглашает целую толпу гостей, где Стэплтон интересуется черепом Холмса, а гости устраивают костюмированный спектакль с собакой. Пока все веселятся, Холмс обшаривает дом Стэплтонов. Фамильный портрет похож на Стэплтона разве что глазами. Собака большая и страшная, хоть и не светящаяся. Ватсон относит раненного сэра Генри домой, в то время как Холмс и Лестрейд беседуют по душам со Стэплтоном в Меррипит-хаусе. Ватсон находит повешенную Бэрил и пытается застрелить Стэплтона, в итоге сам получает пулю, Лестрейд получает в морду, а Стэплтон сбегает. Холмс преследует его в одиночку и увязает в трясине. Внезапно появляется Ватсон, убивает Стэплтона и спасает Холмса. В финале Холмс и Ватсон фоткаются с дохлой собакой. 


Мораль здесь такова: остерегайтесь смотреть зарубежные экранизации (в любое время), где фантазия сценаристов буйствует безраздельно.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Девочки, обладатели шилопопов, а сколько раз в день ваши дети падают и бьются башкой ? А то я боюсь, что это у моей отклонение такое - она падает из положения сидя, стоя и лежа раз 5 в день. И все время на голову. А? ...
14:41:35 DSC_2964 Taken on May 23, 2014 Nikon D60 ,18.0-55.0 mm f/3.5-5.6 ƒ/14.0 55.0 mm 1/50 200 Vecrīga, Rīga, Latvia Riga. signs of summer. ...
Jun. 21st, 2009 Макс записал нам «Империю чувств», и пока Е. сегодня шастала с подружками, мы с М. в очередной раз посмотрели. Очень качественная запись, ну прямо как в кино. Конечно, уже не производит того впечатления, как когда-то, но все равно здорово... И быт этот японский – ...
Вчерашний визит Уиткоффа подтвердился, официально он летал не на переговоры, а забрать Марка Фогеля. https://www.razumei.ru/news/2025/02/12/5928/osvobozhdenie-fogelya Освобождение Фогеля | Мировоззрение Русской ...
.. агаааа... потеряли меня ??? .. да, сбилась я с графика (сейчас объясню почему, у меня уважительная причина) .. дело в том что я вчера на работе отсутствовала, и к компу не подходила даже.. в общем-то.. в понедельник вечером я направила свои стопы, ...