Что делать? Если обуздать терроризм не получается обычными средствами.

топ 100 блогов Rustem Bigeev — 02.01.2014

На вопрос «Что делать?» сразу напрашивается ответ в стиле ЧК — найти и обезвредить. По большому счету, наши компетентные органы так и стараются поступать. Они ищут так, что подметки дымятся, но ищут тогда, когда дым от взрывов уже развеялся и непосредственные организаторы скорее всего уже далеко от места проведения акции. Те, кто попадает под раздачу, как правило, не имеют к произошедшему прямого отношения, но общую статистику раскрываемости органов обычно улучшают.

Второй вариант — предупреждать. Это на порядок сложнее в исполнении, но и результат при этом на порядок более высокий. Но предупреждать можно тоже разными способами. Например внедрить в подполье агентов и ловить террористов с поличным на месте, так сказать, совершения... Или вести сложную системную работу по созданию условий, при которых организация и проведение терактов будут очень сильно затруднены. Здесь самое главное определить — какими должны быть эти условия.

В решении этой задачи выделим четыре принципиальных момента, при которых возможно осуществление террористический акций. Другими словами попытаемся понять, из чего состоит питательная среда, которая служит террористам и не позволяет нашим компетентным органам работать на опережение. Хотелось бы сразу оговорится, что применительно к нашей стране основные мотивы, которые движут террористами имеют заграничное происхождение, которые выливаются на наши улицы в виде крови наших сограждан. Поэтому самым эффективным средством предотвращения терактов было бы устранение этих мотивов, путем ведения международных переговоров и снятия противоречий. Но так как данный процесс имеет много неизвестных, которые мы не в состоянии контролировать, то будем рассматривать меры, которые мы вполне сможем провести внутри страны и при этом получить вполне приемлемый результат.

Итак об условиях, которые питают терроризм в России.

  1. Внешнее финансирование.

  2. Слабый пограничный контроль, особенно по Кавказскому хребту.

  3. Слабый контроль за оружием, ВВ и компонентами (в том числе гражданскими) для их приготовления.

  4. Идеологический вакуум, позволяющий вербовать непосредственных исполнителей терактов.

Если системно подойти к решению проблемы терроризма в России, то придется одновременно решать все эти четыре проблемы. Причем каждая из этих проблем имеет одинаковую важность. То есть было бы неразумно, например, решать только задачи заполнения идеологического вакуума при «дырявой» границе и полновесном потоке внешнего финансирования.

Другими словами, это должен быть не просто комплекс мер, а полноценная политика которая будет проводится планомерно в течение многих лет, чтобы добиться необратимых последствий, выбивающих базу из под террористов.

Как известно, основным «питомником» террористов являются республики Северного Кавказа. Не будем углубляться в анализ причин того, почему именно там ситуация в террористами наиболее напряженная. Скорее всего, это произошло по целому ряду причин, большинство из которых центральное правительство не могло контролировать в самые драматические моменты истории. Но тем не менее лучше поздно чем никогда, но ситуацию необходимо выводить из кризиса. Лучшим способом предотвращения распространения микробов в организме, является как ни странно, не обработка их набором антибиотиков, а развитие иммунитета. Примерно так же должно обстоять дело и с проблемой терроризма в стране. В стране должен быть привит иммунитет к этой заразе. Сделать это вполне возможно, но процесс этот будет долгим и кропотливым.

А теперь посмотрим сквозь призму вышеперечисленных пунктов состояние дел в республиках Северного Кавказа. Судя по сообщениям прессы самая сложная ситуация наблюдается в Дагестане. Не проходит и дня без стрельбы, причем в большинстве случаев с летальным исходом. Кто хотя бы раз бывал в Дагестане и «общался» с местными силовиками, тот поймет, что в большинстве случаев, в убийстве силовиков повинны сами силовики, но это пока цветочки. А теперь собственно по вышеперечисленным пунктам.

Внешнее финансирование террористов.

Судя по количеству закрытых банков по причине отзыва лицензии, Дагестан абсолютный лидер в России. Как известно банки просто так не закрывают, их закрывают по причине вопиющих нарушений, в том числе касающихся и нелегальных финансовых операций, которые могли бы быть использованы в финансировании террористов. Согласитесь довольно рискованно везти через несколько границ пару чемоданов наличными для террористов, когда можно просто сделать перевод в «свой» банк в Дагестане и получить обналиченную сумму прямо на месте. Логистика становится гораздо более быстрой и менее рискованной. То что делается в настоящий момент в финансовой сфере Дагестана, имеет верное направление, но на мой взгляд недостаточную интенсивность. Недавняя серия терактов в Пятигорске и Волгограде только подтверждают это. Что можно предпринять в этом случае. Самой радикальной, но и самой эффективной мерой видится издание президентского указа об особом, временном режиме проведения финансовых операций в означенном регионе. Что это значит? Это значит, что все финансовые операции в данном регионе придется проводить только через государственные банки, а все остальные должны либо закрыться, либо передать контроль над банком (в виде решающей подписи) на время действия указа, в руки государственных надзорных органов.

Что это даст? Во-первых значительно улучшается ситуация с нелегальными финансовыми транзакциями, сбором налогов, общим финансовым оздоровлением. Во-вторых, из под местной коррупции выбивается основа в виде неучтенного кеша. Что может быть косвенно, но все же усложняет деятельность террористов. И в третьих начинает работать психологический аспект, который показывает работу государства и его заботу о простых людях от действий коррумпированной прослойки. Это в свою очередь вполне может дать синергетический эффект в деле своевременного информирования силовых структур об опасных и требующих реагирования ситуациях. Другими словами, решение проблемы может положить начало, но конечно же не будет решающим фактором, так как спонсоры и организаторы терактов могут найти обходные пути через другие регионы. А переводить всю страну на особый режим финансовых транзакций было бы верхом идиотизма.

Слабый пограничный контроль.

Говоря о слабом пограничном контроле я не имею в виду ситуацию на пограничных переходах. Здесь, вроде бы все оборудовано по последнему слову техники и основные риски здесь имеют под собой человеческий фактор. Решать эти проблемы можно ротацией кадров. Но что касается остальной границы, то здесь, судя по всему ситуация остается напряженной.

Сложный горный рельеф серьезно осложняет работу по осуществлению тотального пограничного контроля и то, что в местных пограничных структурах служат много местных (которые за мзду готовые закрыть глаза на время), также создает «дыры» в контроле. Об этом наглядно свидетельствует то, что довольно часто имеют место сообщения о перемещениях через госграницу бандитов как в ту, так и в обратную сторону.

Здесь скорее всего задачу надо решать полной заменой личного состава в части местного населения, на кадры из центральных регионов. И конечно же значительное повышение технического оснащения в осуществлении функций контроля. Это и оборудованные по последнему слову техники КСП и отряды беспилотников ведущих постоянный контроль за состоянием государственной границы. В общем все нужно организовывать как во времена СССР, чтобы даже мышь не проскочила незамеченной. Да это серьезные затраты, но слабая надежда на возможный перенос ( в стратегической перспективе) основной границы южнее Кавказского хребта в следствии интеграции южнокавказских государств в общее пространство, не должна перевешивать текущие, реально существующие проблемы, к тому же требующие своего оперативного решения.

Особое внимание также стоит уделить и морской границе как со стороны Каспия, так и Черного моря. Что касается контроля региональных внутренних границ, то здесь он не должен быть таким всеобъемлющим. Здесь будет достаточно контроля за позициями из группы риска. Если в результате принятых мер удастся значительно снизить поток контрабандных грузов, то это также значительно усложнит условия для террористов.

Слабый контроль за оружием, взрывчатыми веществами и компонентами для их приготовления.

Во времена чеченской войны количество оружия, которое попало в руки тех, кто не имеет право на его владение, сегодня оценить весьма проблематично. Но работу в этом направлении нужно начинать именно с этого. Первое что нужно сделать, это попытаться оценить количество стволов находящих вне поля зрения силовых структур. Разумеется учитывать нужно как убыль, так и прибыль от изъятия оружия результате проведенных спецопераций. Оценив масштаб угрозы можно планировать и другие меры по снижению уровня вооруженности местного населения. Это необязательно должны быть рейды с обысками и посадками. Скорее всего упор надо делать на то, чтобы убедить население в опасности и бесполезности хранения у себя дома боевого оружия. На сегодня в его опасности можно убедить, зачитав соответствующую статью УК, а вот в условиях разгула бандитизма в его бесполезности убедить непросто. Поэтому и задачу снижения криминогенности надо решать самым тщательным образом. На сегодня решение этой задачи облегчается тем фактом, что основная масса нелегального оружия находится на руках у сельских жителей. Оно и понятно, уровень защищенности именно сельского жителя в республиках Северного Кавказа значительно ниже чем городского. Так вот в этом направлении и надо проводить работу. Тогда гораздо легче будет убедить людей в бесполезности хранения у себя дома боевого оружия, особенно если предложить обменять его на нужную в хозяйстве сельхозтехнику, разумеется без привлечения к ответственности за его хранение.

Что касается контроля за ВВ и компонентами для их приготовления, то здесь также работу надо начинать с оценки количества ВВ находящихся на нелегальном положении.

Также не помешает оценить количество компонентов из которых можно приготовить ВВ, в том числе и гражданского назначения. И разумеется установить контроль за ними, включив их в группу риска. Оценив потенциальное количество ВВ находящегося на нелегальном положении, следующим шагом, нужно организовать подразделения оснащенные самым современным контрольным оборудованием и кинологическими службами, которые будут ездить по всему региону с целью выявления мест хранения ВВ с последующей их конфискацией. Даже если от этой работы и не будет ощутимого практического результата, то сами действия в этом направлении могут создать весьма не комфортную атмосферу для организаторов терактов.

Идеологический вакуум, позволяющий вербовать непосредственных исполнителей терактов.

Что является основной движущей идеей для жителей Северного Кавказа на текущий момент? Первое что приходит на ум — это ислам. Да, именно религиозная идея является основным заполнителем умов и чаяний большей массы людей. Ничего не имея против нее, все же придется сказать и о том, что ислам является приемлемым далеко не для всех граждан нашей многонациональной... Это означает, что страна в целом очень остро нуждается в некоей универсальной системе ценностей, которая могла бы стать базисом, и на которой можно было бы выстраивать местные надстройки в том числе имеющие религиозный окрас. Но при этом надо четко осознавать, что религия не может быть базисом. Ибо религиозный базис будет выполнять скорее разъединяющую функцию, а не объединяющую. И разработка этой универсальной системы ценностей на ситуации Северного Кавказа могла бы стать неким пилотным проектом и для страны в целом. Ибо решение самой сложной проблемы значительно облегчает решение остальных.

Как ни странно, но наибольших успехов в этом направлении достиг лидер Чеченской республики, Рамзан Кадыров. Да, там строятся мечети в которых проповедуется ислам, служащий порой идеологическим прикрытием для вербовки исполнителей. Но своевременные действия лидера региона, в которых он резко и публично осуждает любую террористическую деятельность, или даже не совсем адекватное поведение своих земляков, заслуживает самой высокой оценки. Да и сама статистика напряженности говорит в пользу именно такой политики региональных руководителей. Безусловно, во главу угла должны ставиться универсальные человеческие ценности, но при этом не стоит забывать и о местных обычаях, особенно тех, которые не противоречат базисным утверждениям. Другими словами должна вестись самая жесткая пропаганда против любого проявления экстремизма и терроризма. Но основным моментом, о котором не стоит забывать, что ведя пропаганду против, нужно вести ее за...

Подводя итог пространным рассуждениям, можно сделать следующий вывод. Решение проблемы терроризма нельзя осуществить быстрыми хирургическими методами. Можно удалить одну метастазу, но на ее месте появится другая, если остаются условия для ее появления. Другими словами, задача решается путем создания условий, неприемлемых для самого существования террористов и экстремистов всех мастей. И здесь должны быть задействованы не только силовые методы, но и сугубо гражданские. Ведь именно определенная часть гражданского общества служит питательной средой терроризма и чем она малочисленней, тем меньше благоприятных условий для осуществления коварных и подлых акций против ни в чем ни повинных людей.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вот где я только ни работала, и в крупных компаниях, и в мелких частных конторах, и в госструктурах, везде были проблемы с мотивацией сотрудников. Вот, казалось бы, все очень просто - чем лучше результат - тем больше должно быть материальное вознаграждение. Это самый действенный способ, ...
В двух словах. Карантин продолжается. Пошла третья неделя. Хотя я искренне считаю, что здоровые дети гораздо лучше, чем дети болеющие гриппом, но становится страшно - как же они все успеют до конца года... Шел второй месяц зимних каникул, второклассники стали забывать буквы... В общем, ка ...
...
Я не знаю, что должно произойти, сколько украинских самолетов и вертолетов нужно сбить и сколько украинцев должно погибнуть, чтобы украинское правительство осознало, что против Украины Путиным начата война. Траур нужно было объявлять после того, как с потерей одного человека был сдан Кр ...
Неужели Михаил Ходорковский поверил в то, что его популярность в простом народе и вера ему простого народа равны его популярности в либеральной московской тусовке? Вроде бы раньше он таким наивным не был. ...