Что делать дворянину без имения? Жить в гостях
valerongrach — 23.02.2023Говоря о дворянах, мы обычно вспоминаем успешных и известных персонажей из знаменитых родов. Но Строгановых, Шереметевых и Барятинских было немного. А большинство дворян в типичной глубинке вроде Рязанской губернии владело менее чем 150 десятинами, то есть не таким уж и большим имением, с которого совершенно точно шиковать не станешь, а если неурожай, то вообще неизвестно как и прокормишься вместе с немногими своими крестьянами.
Вот, например, помещик Кропотов, у которого по молодости имелось аж целых пять крепостных и чуть более 10 гектаров земли (в пересчете на нынешние единицы измерения) честно называл себя «бедным голяком». Впрочем, Кропотов в дальнейшем своей службой состояние увеличил и даже на писательской почве прославился.
А у многих получалось совсем наоборот. Недаром имение с 10 крепостными в уездной глубинке считалось во второй половине XVIII века вполне приличным владением. Не у всех даже столько крестьян имелось, как у того же Кропотова.
Как поступали те, у кого совсем все было плохо? Например, на крестьянах столько недоимок, что выплатить их нет никакой возможности, а барину отвечать нечем? Пронская дворянка Новикова просто взяла и вторым браком вышла замуж за мастерового, после чего переехала жить на завод. Потому что дворянские привилегии не накормят, когда кормиться не с чего.
Еще одна дворянка по фамилии Денисьева вышла замуж за военного и уехала с ним от своего небольшого поместья «незнаемо куда». Родительское имение, содержать которое было совершенно не на что, да еще и находившееся в залоге, ее не беспокоило. Так и хочется сказать «свалила от всех проблем».
Указ «О вольности дворянской» был, конечно, хорош. Но только беспоместным дворянам от этой вольности веселее не становилось. На службе тоже непросто, но хоть какие-то деньги платят. И это хорошо, когда больше жить не с чего. Поэтому шли либо в государственную службу на любые чины, либо пытались устроиться управляющими имениями к более состоятельным дворянам. Иногда вообще на заводах работали!
Да, дворяне!
На заводах!
Мастеровыми!
В 1785 году в имении Столпцы на игольной фабрике вспыхнули беспорядки. Связаны они были с тем, что свободных мастеров тамошние ретивые приказчики попытались записать в крепостные. В результате появилась жалоба, которую среди прочих подписали четверо мастеров, ранее бывших беспоместными дворянами.
Но мои самые любимые герои среди такого бесприютного дворянства - это те «ловкие ребята», которые оставшись по тем или иным причинам без своего поместья, начинали жить «по гостям». В «Чертах старинной помещичьей жизни» Д.Н Толстого рассказывается, что так, например, устроились пожилые супруги Николай Андреевич и Варвара Андреевна Львовы.
Из имущества у них остались шестиместный рыдван, повозка, фура, вещи, которые помещались в этот транспорт и нужное количество лошадей. Вместе с Львовыми путешествовали кучер, форейтор, лакей, повар и горничная - все пять дворовых крепостных, которые у них остались. Эта компания приезжала в гости к знакомым помещикам. Дворянскую семью селили в барском доме в отдельную комнату, дворню - к дворне хозяев. И так они жили, пока не надоест или пока не поругаются с хозяевами. После чего собирались и ехали к другим родственникам и знакомым. Благо с гостеприимством у нас всегда был полный порядок.
Вы скажете, это единственный случай?
Аналогичного путешественника описал Д.Д. Оболенский в «Набросках из прошлого». У отставного полковника Сокорева осталось из имущества бричка, в которую была запряжена четверка лошадей, да пара крепостных, разъезжавших с хозяином. Так они и катались от одного помещика к другому: то у одного поселятся, то у следующего.
Вот и получается, что кому щи пусты, а кому жемчуг мелок, как говорится.
|
</> |