Что чувствуют насекомые

топ 100 блогов ivanov_petrov27.12.2009 Меня попросил один юзер рассказать об органах чувств насекомых, что они ощущают, как видят и т.п. Это, вообще, целая наука, изучают рецепторы насекомых, смотрят реакции на раздражители, отводят сигналы от отдельных нервных клеток, чтобы убедиться - на что именно идет ответ. Но на таком уровне надо писать книжку - да уже и написаны. Я попробую рассказать иначе.

Мы живем в том мире, о котором нам сообщают органы чувств. Но при этом мы полагаем его "всамделишным", крайне трудно вообразить, что привычный образ мира - это реальность вместе с тем, каким образом мы организованы, то есть вместе слитая реальность внутренняя и внешняя. Мы ее выбрасываем наружу: думаем, что внаружи так оно и есть, между тем это - разрывание единой реальности пополам, когда придумывается, будто в ней отдельно то и это. Иначе говоря: слепой живет не в черноте. Это ослепший зрячий может оказаться в черноте (или - не оказаться), а слепой - совсем нет, с чего бы.

И мир насекомых нам представить очень трудно, не потому, что мы мало знаем их органы чувств - а потому, что мало знать устройство этих органов и "вырезать" ножничками из реальности (нашей) соответствующие фигуры - надо быть насекомым, чтобы это ощущать. Но для начала, чтобы подобраться - конечно, надо представлять органы чувств.

Для очень многих насекомых, как и для нас, большую часть информации о мире приносит зрение. Не для всех - многие нсекомые слепы, у них совсем другая жизнь, но пчелы, мухи, жуки, кузнечики и т.п. обычно зрячие. Глаза у всех фасетчатые, зрачков нет (спрашивают...). По нашим меркам - близорукие. То есть четко и с деталями видят недалеко, на немногие сантиметры или десятки сантиметров. Но это не значит, что они особенно недостаточны по зрению. Стекоза с нескольких метров замечает добычу и кидается в погоню. Муравей видит рисунок древесных крон над головой - это для него один из ориентиров дороги. То есть даже то, что видно не в деталях - очень даже видно. Близорукие поймут: даже без очков вполне можно ориентироваться, коли немного приспособиться.

Зрение от нашего отличается вовсе не только близорукостью. Они видят ультрафиолет, зрение смещено от нашего - цвета распознают, но другие. И потому на цветках для пчел нарисованы "ультрафиолетовой краской" узоры, которых мы не видим - обычно это "взлетно-посадочные полосы" вдоль лепестков. Поскольку фасеточный глаз состоит из множества маленьких глазков, в таком зрительном аппарате (состоящем из точек... впрочем, наши колбочки - тоже такие чувствительные точки) удобно организовывать детекторы движения. Поэтому насекомые не видят неподвижного, и очень чутки к подвижности. Как что начинает смещаться через фасетки, возбуждая один элемент за другим - всё, заметили.

На неподвижное они смотреть все же выучились. Они особенно чутки к движению, но это не значит, что неподвижное не видят вовсе. Например, пчела в полете все дрожит, жужжит, вибрирует - так что предметы перед ней смещаются и она видит неподвижные цели. Муравей не летит - но, даже стоя, смещает голову немножко, качает - и в результате через фасетки проходит движущаяся картина и он видит. Это в каком-то смысле на человека похоже - мы не видим слепого пятна в своем глазу, потому что привыкли и потому что все время смещаем взгляд.

Чувствительность к запахам очень велика - примерно как у позвоночных. И для тех, и для других показана реакция на единственную молекулу вещества. Там все проблемы - эти молекулы отыскать, а сам обонятельный аппарат даже и одну ощущает. Конечно, эта чуткость к запахам - количественно бывает высокой, а какими они чувствуют запахи - трудно сказать, но ясно, что не человеческими. Это легко понять, представив их вкус в питье. Выяснены типы рецепторов, которыми они ощущают вкус, ну там соленое-горькое-сладкое и т.п. В принципе из такого набора можно организовать даже что-то человекоподобное, у нас вкус устроен примерно таким же образом, то есть тоже немногими типами рецепторов - но то, что у нас будет вызывать "физиологическое" отвращение, им вполне безразлично. Бабочка может утолять жажду из чистой дождевой лужицы или из лужи мочи - всё равно. А запах они ощущают обычно антеннами, и поскольку те у многих насекомых длинные и подвижные - у них имеется незнакомое нам стереохимическое чувство, то есть запах они воспринимают не как мы, есть-нет, пахнет-не пахнет, а - объёмно. Они чувствуют форму запахового облака и скорость его смещения. Мы не можем себе представить форму запаха, для них это такая же обыденность, как осязание. Вкусовые рецепторы не связан с ртом - они часто расположены на ногах, так что вкус субстрата определяется при первом же прикосновении: "подошвами ног".

Слух развит очень различно, но может быть весьма хорошо. Органы слуха располагаются на самых разых частях тела - на антеннах, ногах, брюшке. Или на хвостовых придатках, как у таракана. Покрытые волосами гусеницы имеют множество ушей - каждый волосок служит для восприятия вибраций, а у голых гусениц рецепторы звука расположены по всему телу. И сами издают звуки, и слышат их. Многие могут слышать ультразвук, способны к эхолокации. Человека эхолокации надо учить, чтобы он хоть немного начал этим пользоваться, у них способности намного больше. Нейрофизиологические эксперименты показывают просто чудовищную чувствительность к колебаниям - с амплитудой в атом водорода. Значит, насекомое все время живет в гудящем, вибрирующей, колеблющемся и звучащем мире, пронизанном бесчисленными обертонами вибраций - и отмечает эти бесчисленные тональности, реагирует на них. Всё тело насекомого как огромное ухо, благодаря натянутым между частями наружного скелета нитям-рецепторам, и кроме того специализированные органы улавливают эти крошечные колебания сверхмалой амплитуды.

Эта же волосковая чувствительность к колебаниям и нарастающих изгибаниям-напряжениям становится единой формой чувства для очень многого, что как-либо воздействует. Это и осязание, и ощущение влажности, и вибрации. Каждый такой волосок - это и уловитель звуковых волн, и барометр, и гигрометр.

Тело насекомого одето в наружный скелет (внутренний тоже есть, но слабее развитый), и обычно он весь покрыт разными волосками. Отсюда понятно, как утроено осязание - они ощущают смещения этих волосков. Значит, чувствуют всё, что способно их сместить. Например, специальных органов для ощущения электромагнитого поля им не надо - волоски реагируют на напряжение. И специальных органов для ощущения силы тяжести не надо - скажем, грудь сочленена с головой и брюшком, и сочленение отлично чувствует, куда смещается другой сегмент.

Это описание вырезает из мира "полоски" чувств и позволяет нам сравнить - мы видим такие-то цвета, а они еще и этот. Понятно. Но всё это, конечно, сильнейшим образом повязано на биологию. Они не имеют постоянной температуры тела - не мёрзнут, просто впадают в неподвижность. Но в полете разогреваются на тридцать градусов с лишним, и для полета могут греть крыловой мотор - мышцы - и топорщить шерсть, чтобы быстрей согреться.

Они живут очень мало, в среднем - месяца полтора. Во взрослом состоянии. Личинка развивается несколько недель (или годы), а вышедшее взрослое насекомое - от одно вечера до нескольких лет. Но обычно - несколько недель. Так что у них совсем иная "взрослость". Основная "вегетативная" жизнь - на стадии личинки, а взрослое насекомео может даже не питаться - это "орган размножения и расселения". Как если бы в нашей жизни на один возраст приходились сон, еда и работа, а в какие-то две недели отпуска выносились все романтические устремления. Так что, пока работаешь и спишь, даже и мыслей нет этаких, не то что желаний, а в отпуске гудишь трубой и только об этом и думаешь. Так что для многих взрослых насеомых все их недели жизни - это исключительно поиск брачного партнера, после спаривания самцы у многих видов умирают, а самки - после откладки яиц. Так что общий ритм жизни совершенно иной, этот ритм очень накладывается на тот образ, который мы бы представляли идущим от их органов чувств. Мне кажется, некоторые мультфильмы сняты немного с точки зрения насекомого - мешанина цветов, невнятные формы, всё качается, оглушительно верещит, и в этой мешанине вдруг выхватывается сигнал - вот, к нему и устремлено движение, прочее не вызывает ни малейшего интереса. Жизнь ощущений очень сильно завязана на интерес - живописи нет для того, кому это скучно, хоть он и может видеть. Насекомое во взрослом состоянии обычно нацелено - как стрела времени: пробить недели три длительности и спариться. Других целей обычно нет, и все возможности органов чувств направлены на это. А вот у личинок - другое дело, там - питаться и затаиваться, ползти и не сдаваться, жевать и жевать.

Кому интересны не общие рассуждения, а именно характеристики рецепторов - есть книга http://lib.prometey.org/?id=14482 http://nehudlit.ru/books/detail7181.html "Руководство по физиологии органов чувств насекомых"

Что чувствуют насекомые

Что чувствуют насекомые

Что чувствуют насекомые

Что чувствуют насекомые

Что чувствуют насекомые

Что чувствуют насекомые

Что чувствуют насекомые

Что чувствуют насекомые

Что чувствуют насекомые

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Россияне к Новому году стали чаще брать вино и все реже — крепкий алкоголь. К такому выводу пришли аналитики системы сервисов «Контур.Маркет», передает РИА Новости . «Продажи вина выросли на 45% по отношению к прошлому году, а цены остались на уровне 2022 года — в среднем бутылка ...
Я разделяю «просьбы» на три вида: 1. Просьба прямая. «Купи шоколадку, сделай кофе, помой посуду, пожалуйста!» 2. Просьба «на догадливость». «Купи вкусняшку, сделай что-то приятное, порадуй меня». 3. Просьба «психологическая». «Не делай так со мной». «Не ори на меня». «Говори понятно» ...
Все мы знаем, что игрокам World of Tanks также сложно угодить, как и сотрудникам Wargaming - не обосраться. Казалось бы, вертуханы понерфлены, кустодрочеры соснули, пескомрази соснули вдвойне, а мой бульдог нерфа не заметит. Всё вроде круто, а, нет, стоп, КАРТОШКА, ЁБ ТВОЮ МАТЬ, мы же это ...
Я выслал им следующее: - Девушка !!!! Не родишь ты, родит Чужой !!!! И послал им ещё картинку Почему-то не отвечают. Наверно не понравилось..... Или наоборот. От кайфа дар речи потеряли:))) __ ...
На первый взгляд, успех «Коломбо» с трудом поддается объяснению: ни динамичного сюжета, ни красавчика-следователя, ни даже обычного для зрителей вопроса «Кто убил?». Возможно, ...