Что читает современная Украина
julija_welboy — 03.07.2024На мой вопрос о современных звёздах украинской литературы мне ответили и дали рекомендацию - Наталка Сняданко «Чабрец в молоке». Итак, что же сейчас читают на Украине? Что востребовано? Давайте посмотрим.
Действие происходит в Союзе. Роман начинается с того, что 12-летняя девочка смотрит с бабушкой фигурное катание. А кстати, чье это было катание? Девочка считала что наше, и фигуристы выступали наши под нашим флагом, а вышло так, что потом они стали не наши… А на самом-то деле были наши! Просто плохие люди присвоили их себе, а заодно украли все победы наших фигуристов, а также наших футболистов и хоккеистов. Так кто теперь наши?
Девочка болела за перемогу наших спортсменов, но поскольку оказалось, что это не наши спортсмены, вернее, наши, которых присвоили не наши, значит перемога - это была зрада! Вот такие терзания накрывают главную героиню на первых страницах. Там было еще про красный флаг, под которым была добыта победа, и рассуждения о том, наша она или не наша, но к тому времени я уже потеряла нить, и не помню, к чему пришла автор.
Тяжелый квест советского образования. Учительница-мучительница и бабушка-фронтовичка, которые, будто сговорясь, переучивали девочку-левшу в правшу. В школе учительница привязывала ее левую руку к парте, а дома бабушка строго следила, какой рукой внучка моет посуду. В конце концов девочка запуталась, где право, где лево, и теперь, будучи уже вполне солидной дамой, не может водить машину.
Убогий советский быт. Ребенок был многого лишен. Например, в семье пили только растворимый кофе, а о заварном не имели понятия. На сладкий стол в дни рождения из года в год ели один и тот же наполеон. Еще в доме были продуктовые дефициты. Я не поняла, на что здесь было сделано ударение: на то, что они были, или на то, что это дефициты. Убогие разговоры за семейным столом, убогое общество гостей.
С одеждой тоже были проблемы. Носить было нечего, поэтому бабушка вязала внучке свитера и юбочки. Девочка их немного стеснялась и мечтала о чем-то импортном. Даже не носить, а просто иметь импортную вещь в шифоньере было престижно. У нее была мечта – купить коньки для катания на льду, но нигде не было ее 35-го размера, даже в других крупных городах.
Она была обманута советскими книгами. Сборник «Русские народные сказки», который насчитывал 500 страниц, содержал на самом деле и украинские сказки! Опять украли, присвоили… 40 лет прошло, а бывшая девочка всё никак не может понять, как выглядит Катигорошек: он черненький, с оселедцем и карими глазами, или светленький, с вьющимся чубом и голубыми глазами? Это очень важно для психики.
Вообще, написано с душой. Правда, больше похоже не на роман, а на мемуары, но я такое люблю. Длинное, немного монотонное чтение, когда жизнь рассматривают под микроскопом, так что видна каждая ворсинка на каждой петельке в вязанном бабушкой свитере. Возможно, кому-то покажется скучноватым, но для меня главное, чтобы текст был плавный и уходил куда-то в бесконечность, как у Маркеса. Правда, не без треша. Кайдашева семья и здесь не подкачала.
Из-за того, что девочке не купили коньки, и она не могла кататься в них по двору, ей пришлось кататься в носках дома по коридору. Не рассчитав инерции движения, она влетела головой в рукомойник, несколько часов пролежала без памяти, пока её не нашла бабушка и не отвезла в больницу. Родители же в этот момент окончательно выяснили свои отношения. Отец решил уйти от матери, а мать решила уйти из жизни. Девочка возвращается из больницы - мамы больше нет.
Не совсем понятно, как все действующие лица смогли уложиться в один день, разыгрывая эту драму в одной квартире, и при этом не мешать друг другу. Автор описывает, что у семьи была большая пятикомнатная квартира в центре города. Наверное, сидели по разным комнатам? А бабушка не успела за всеми проследить.
Суть семейной трагедии состояла в том, что у отца постоянно были любовницы – целая череда женщин – и он уже устал выкручиваться. А мама устала прощать. И когда он хотел объясниться ей насчет очередной любовницы, она сама заявила ему о любовнике. Отец решил, что это уж слишком. Ладно он – но она?
Знаете, какие мысли были у девочки, когда она вернулась из больницы? Первая: как ушла моя мама? Каково ей было на веревке? Тяжело или не очень? Всё произошло медленно или быстро? А вторая мысль: хоть бы помедленнее. И чтобы побольнее. Ведь мать не была со мной в столь важный для меня момент, а это опять зрада!
Я рассказала только начало, впереди еще много страниц.
Мой телеграм
Чат
|
</> |