Что чекисты сделали с депутатом Госдумы, который принял отречение Николая II


«В России могут наступить еще такие черные дни, какие никому и не снились» — слова, на мой взгляд, пророческие, сказанные в далеком 1980 году ярым монархистом. Этот монархист принял отречение последнего императора России, а потом оказался агентом НКВД и остаток жизни жил, получая советскую пенсию в славном городе Владимире.
Пророк? Нет, просто он видел падение одной империи, и знал, что вторая, пришедшая ей на смену, начинает расшатываться.
Василий Шульгин родился в Киеве в 1878 году. Его отец, историк Виталий Шульгин, умер, когда ребенку не было и года от роду. Чуть позже скончалась и мать, правда, она уже успела выйти замуж во второй раз за Дмитрия Пихно. Этот человек взял на себя опеку над пасынком.
Мальчик рос немного расхлябанным, учился плохо. Однако с помощью отчима и своего дворянского происхождения смог зачислиться в Киевский императорский университет на юридический факультет.
Отчим, сам ярый монархист и националист, воспитал такие же убеждения и в пасынке. Но интеллигенты и студенты в то время предавались веяньям революции, и Шульгин со своими убеждениями не вписывался в их компании. Он упорствовал в своем «беловоронье» и консерватизме и еще стал ненавидеть евреев.
Когда началась первая русская революция 1905 года, Шульгин уже обзавелся собственной семьей, имел свое дело и публиковался в газету «Киевлянин», которую возглавлял сначала его отец, потом отчим.
От участия в монархических организациях Шульгин не отказывался, наоборот, был членом «Союза русского народа», потом состоял в движении Пуришкевича. Но когда избрался в Госдуму, то стал более умеренно высказывать свою позицию. Более того, считал, что России необходимо народное правительство наравне с монархией. Во время Первой мировой Шульгин добровольно отправился на фронт, откуда приезжал на заседания Госдумы в Петрограде. Был тяжело ранен.
В феврале 1917 года Шульгина знали, как человека, недовольного политикой царя, но категорического противника революционных реформ. Однако он стал действовать по принципу – хочешь избежать – стань во главе. Ораторствуя, Шульгин сподвиг гарнизон Петропавловской крепости перейти на сторону большевиков, к примеру. Или же вошел в состав Временного комитета Госдумы, ставшего, по сути, штабом Февральской революции. Он и Александр Гучков приехали в Псков, где из рук императора приняли акт об отречении от престола. Именно этот факт стал камнем преткновения между Шульгиным и другими монархистами.
У Шульгина появилась агентурная сеть «Азбука», которая позволяла собирать сведения буквально везде, в том числе и среди большевиков. Но врагов у этого человека было немало: это и монархисты, и большевики, и даже гетман Скоропадский, объявивший, что Шульгин – это его личный враг. Шульгин метался в те годы то туда, то сюда, но не оставлял своих убеждений.
В 1919 году он сбежал из Киева, когда туда пришла Красная армия, и подался в Одессу. Там он попытался собрать всех, кто был против большевиков, но организацию быстро раскрыли. А Шульгин снова сбежал, на этот раз в Константинополь. За эти годы он потерял близких людей: старший сын погиб, другого поместили в психбольницу.
Сначала, находясь в эмиграции, Шульгин много публиковался, писал, что нужно продолжать борьбу с большевизмом, вел переписку и сотрудничество с РОВС (Российский общевоинский союз). По заданию РОВС Василий Валерьевич нелегалом проник в СССР, чтобы попасть в организацию, которая хотела осуществить переворот. А когда вернулся, то написал книгу «Три столицы», где подробно описывал жизнь в СССР в конце 20-х годов.
Эмигрантам книга не понравилась, так как многое в ней было описано непредвзято и без прикрас – получилось, что она слишком лояльна к власти Советов. А потом выяснилось, что та подпольная организация, в которой Шульгин провел такое долгое время, это и вовсе проект советских спецслужб под названием «Трест» - и вся поездка Шульгина состоялась под плотным наблюдением ГПУ.
Потрясению монархиста не было предела – и он так до самых последних дней не поверил, что чекисты его подцепили на свою удочку. Однако активничать и призывать к борьбе против большевизма после этого скандала Шульгин перестал.
В 1930-е годы Шульгина привлекло возвышение Гитлера – он видел для себя, что именно этот человек поможет освободить Россию от советской власти. Но дальше восхищения монархист не пошел. Войну он провел в Югославии. А когда эту страну освободили от немецких оккупантов, то Шульгина задержали и отправили в СССР.
В 1947 году этого человека приговорили к 25 годам лагерей за участие в белогвардейском «Русском общевоинском союзе». Активист вспоминал, что надеялся на года 3, не больше из-за давности лет и возраста. Посадили его во Владимирский централ, где содержались японские и немецкие генералы, опальные большевики и другие антибольшевистские персонажи.

Вышел Шульгин на свободу в 1956-м по хрущевской амнистии и обосновался во Владимире. К нему приехала супруга. Монархист стал писать книги.
Советская власть отнеслась к этому человеку вполне даже лояльно, потому что он к тому времени поменял свои убеждения. Он писал, что большевики тоже борются за возрождение России, к тому же победа в ВОВ дала понять, что благодаря советской власти влияние России в мире достигло небывалого уровня.
Шульгин стал весьма знаменитым, и в 1964 году даже снялся в документальном фильме «Перед судом истории». Там он смог сцену своего покаяния превратить в политический диспут, в котором не было никакого раскаянья. Но после того фильма власть решила, что «лавочку» Шульгина надо прикрыть. Притеснять не стали, но поток посетителей сократился. Но в целом жил Шульгин неплохо и пережил всех: и красных, и белых, и монархистов, и пламенных большевиков. Он умер в феврале 1976 года, всего 2 года не дожив до своего 100-летнего юбилея.
|
</> |