Чтиво


Леонид Шифман, «Ошибка программиста»
Эту книгу написал мой бывший сотрудник – сборник очень симпатичных рассказов, да еще и повесть впридачу, и послал мне ее в рамках обмена «маляками».
Рассказы в основном немного фэнтезийные, но в некоторых я даже узнала реальных людей. Забавно, когда знаешь, что откуда берется.
Элизабет Страут, «Меня зовут Люси Бартон»
Взялась читать Элизабет Страут после «Оливии Киттеридж». Стиль – да, лаконичный, сильный, без особых «архитектурных излишеств», но эта вещь меня как-то не проняла, а почему – не знаю, потому что не смогла понять, чем именно подкупила «Оливия Киттеридж». Но вот какой-то особой магии здесь уже не было. Осталось ощущение чего-то поверхностного и неоконченного.
Элизабет Страут, «Эми и Исабель»
А вот здесь – да, вдобавок к стилю есть крепкий сюжет, тонкий психологизм, неоднозначность суждений...
Здесь – провинциальный городок в американском захолустье, простые тетки, окружающие на фабрике главную героиню, считающую себя выше других, трудная жизнь вдвоем с дочкой, без мужа, одиночество и неприкаянность, взросление дочки, отношения между ними, преданное (в смысле, его предали ))) доверие, прощение, принятие – все как в жизни, неприукрашенное и реалистичное.
Филипп Делерм, «Первый глоток пива и прочие мелкие радости жизни»
Этот сборник рассказов лежал у меня в читалке года три, и как-то никак до него не доходили руки.
Это что-то волшебное! На самом деле это не рассказы даже, а совсем коротенькие заметки. Собраны вместе они по тематическому принципу. Вот как есть иногда в ФБ совсем идиотские посты, призывающие радоваться каждому мгновению жизни, остановиться на секунду и сделать такой мысленный снимок на память. Так вот, и эта книга о том же, о счастье простых человеческих радостей, о необходимости сделать паузу в сумасшедшем ритме жизни, сделать глоток свежего
Но как она написана!
Тонкие нюансы, штрихи, точно схваченные и великолепно описанные мгновенные впечатления, метко, точно попадая в цель, затрагивают именно те струны, которые зазвучат узнаванием...
Короткие эссе , миниатюры, зарисовки передают впечатление, как картины импрессионистов, нежны, как размытые акварельные этюды, лаконичны, как японские гравюры (и, кстати, последняя фраза в каждой зарисовке мне немного напомнила хокку). Это что-то теплое, ностальгичное, эмоциональное, ювелирно, ярко и выпукло написанное...
Правда, прочитав сходу половину книги, я поняла, что мне это бессюжетное мельтешение немного поднадоело. Видимо, это надо читать не запоем, а по несколько зарисовок в день. Помните, как Мэри Поппинс давала детям непонятно что из бутыля с ярлыком: «Принимать по чайной ложке перед сном!»? Каждому – именно то, что ему было нужно. Близнецам – теплое молоко, Майклу – клубничное мороженое, Джейн – лимонный сок с сахаром, а себе – пунш с ромом.
Вот так же надо и принимать эту книгу, как вкусное лекарство, понемногу.
Для иллюстрации:
– Всё!
По этой команде продавщица кладет картонку на бумагу, вмиг сооружает над ней розовую пирамиду и перевязывает коричневой ленточкой. Рассчитываясь, придерживаешь пакет снизу, а за дверями магазина сейчас же берешься за петельку и несешь, держа руку чуть на отлете. Да, как аптечные весы. Воскресные пирожные так и держат. Чутьем угадывая потаенный, незримый ток мельчайших ритуалов, идешь, не строя важный вид, но и без ложной скромности. Смешно – серьезный и торжественный, как волхв с дарами? Ничуть. Моя подвешенная пирамида – такой же элемент прогулочной стати воскресных улиц, как и нередкие в руках прохожих плетеные корзинки с торчащими перьями порея.
Человек с пакетом пирожных на весу, точь-в-точь профессор Турнесоль со своим маятником, прекрасно вписывается в праздничное бурление после мессы, в гомон и дружескую толчею кафе, табачной лавочки и спорт-бара. Милые семейные воскресенья, минувшие и нынешние; время, точно кадило, раскачивается на коричневой бечевке. Над клобуком «монашки» проступило жирное пятнышко от крема.»
Энн Тайлер, «Уроки дыхания»
Прочла по рекомендации

Понравилось, и даже очень. Даже не знаю, чем именно она подкупает – искренностью, отсутствием приукрашенной действительностью, узнаваемыми персонажами? Наверное, всем вместе... В книге описан один-единственный день супружеской пары, но постепенно становится понятной их история, довольно жизненная, и характеры – нескладной недотепы Мэгги, с ее попытками устроить жизнь окружающих ее людей, близких и не очень, по своему разумению, и Айры, более трезвомыслящего и ответственного человека, урезонивающего жену, их теплые отношения, проверенные годами и прочные, несмотря на несходство характеров.

|
</> |