Чтиво. Несколько шагов к буддизму. 2. Будда: проблема историчности
cand_orel — 19.11.2025
Я недавно рассказывал, как бесславно закончил свой путь в буддизме, едва начав читать книгу о славном пути и деяниях Будды. Сложность изложения и расплывчатость положений данного трактата не побудили меня закончить его прочтение. Вместе с тем, я обязался почитать что-то попроще (ага – букварь по буддизму) и взялся почитать лекции Андрея Зубова (https://abzubov.com/new_course/lecture_111). Приглашаю и Вас сделать несколько шагов познания Будды, надеюсь, что это будет не религиозные дела, а некий исторический и философский экскурс, а то и дискурс.

Теперь мы перейдём непосредственно к термину Будда, который будем слышать многократно. Слово «Будда» нам знакомо, его корень сохранился в русском языке, лучше, чем в европейских языках. Это слово – однокоренное с глаголом «будить», с существительными «будильник» и «пробуждение». Точно так же и на санскрите buddha (от budh) означает «будить». То есть, будда – это «пробуждённый», «проснувшийся».
В соответствии с индийской традицией, с которой вы уже знакомы, человек, живущий стихиями этого мира, пребывает в состоянии сна. Здесь все индийские школы более или менее согласны друг с другом. И вот, понять истинный смысл мира, понять истинные задачи человека, понять истинное призвание – это и значит пробудиться. Поэтому будда – это «пробуждённый»; иногда это слово переводят как «просветлённый», но «пробуждённый» более точный перевод - пробуждённый от сна незнания, раскрывший свои потенции человека.
Есть ещё одно слово, тоже произошедшее от глагола budh - «будить», это слово buddhi. Буддхи – это «пробуждённые потенции». У каждого из нас есть огромный потенциал, который, с точки зрения буддиста, да и с точки зрения любого верующего человека, спит и не активен. Мы живём в очень плоском, очень примитивном мире физиологических желаний, не отличающих нас от животных. На самом же деле человек намного глубже, а с точки зрения буддиста – и животное намного глубже. В этом смысле буддизм не только гуманен, но и благоговеет перед любой жизнью, и он удивительно соответствует современной зелёной философии. Буддхи – это «пробуждённое сознание», сознание, которое активизировало все свои потенции и актуализировало их.
У Будды есть масса имён, вы встретите их в тех или иных книгах и повествованиях. Это прозвания, эпитеты: его, как многих богов в Индии, называют Бхагаван, «Господь», Джина, «Победитель», так же, как и Вардхаману в джайнизме, и Татхагата – это очень распространённый и довольно сложный термин. Будда сам именовал себя так. Татхагата (Tathāgata) – слово, состоящее из двух: tathā-āgata – «Тот, кто достиг», или «Тот, кто пришёл». Если же разделить это слово на два компонента иначе (не tathā-āgata, а tathā-gata), то получится «Тот, кто ушёл». Если Будда – это «Пробуждённый», то Татхагата – «Достигший». Будду также называют Сугата - «Хорошо идущий», Махапуруша – «Великий человек», Махамуни – «Великий аскет», Махашрамана – «Великий подвижник», Шастри – «Учитель», Архат – «Достойный», что, кроме того, переводится на русский язык и как «Святой».
Что же касается историчности этой фигуры, то долгое время многие учёные в сомневались в историческом существовании Будды, как сомневались и в историчности Христа. Учёные ХIХ - начала ХХ века часто считали, что Будда – это солярное божество, или, если и историческая личность, то от нее ничего не осталось в смысле реального субстрата, а все предания, в которых вплетена личность Будды – это вымысел.
Так думали Эмиль Сенар, интересный французский буддолог, Генрих Керн и Ананда Кумарасвами, индийский учёный, который жил в первой половине ХХ века и умер в 1947-м году. Другие же буддологи, тоже ХIХ- начала ХХ века, такие, как Герман Ольденбург, Томас Уильям Рис-Дэвидс, и его жена Каролина Рис-Дэвидс, тоже известный буддолог, были убеждены, что Будда – это реальная личность. И не просто реальная личность как факт, но – со многими реально-историческими моментами, сохраненными в его традиционных биографиях.
Также среди ученых появлялись идеи, что учение Будды на самом деле мало чем отличалось от учения Упанишад. Их высказывал тот же Т.У.Рис-Дэвидс, хотя он и считал Будду исторической личностью. Но почему тогда Будда стал великим учителем нового? Наоборот, Дженнингс в свой книге с характерным названием «Ведантический буддизм Будды», изданной в Оксфорде в 1947-м году, говорил, что Будда отвергал сансару и учил лишь о влиянии предшествующего поколения на последующие [J.G. Jennings, The vedantic buddhism of the Buddha. Oxford University Press, London. 1947]. Что понятно: и любой абсолютный атеист так же уверен в том, что прошлое поколение так или иначе влияет на поколение будущее.
На самом деле, если говорить коротко, учение Будды входит в ту систему индийских религиозных учений, которые принимают сансару. Как вы помните, сансара – это переход личности или чего-то, связанного с личностью, от рождения к рождению. Сансару индийские религиозные учения воспринимают, если угодно, как физический факт, как научный факт, даже не как факт вероучения. А вот как сансара соотносится с личностью, с богами, с жизнью – по поводу этого они уже разделяются.
Вы помните, что религия Упанишад учила, что есть сансара, есть Атман, и человеческий Атман тождественен Брахману. Вы помните, что адживика учила, что есть сансара, и есть судьба, нияти, и каждый человек – раб своей судьбы, и на протяжении многих, многих перерождений, десятков тысяч перерождений, он разматывает нить судьбы, от которой никуда не уйдёшь. Он не может стать ни лучше, ни хуже; какой он есть, такой он есть. Джайны и их учитель Вардхамана-Махавира считали, что сансара есть, а Бога-творца нет. Атмана тоже нет, а есть душа - джива, и она может перерождаться. А перерождение – это страдание, и задача тут – это выйти из цепи перерождений, воспарить душой - дживой, в высшие области Вселенной, и там пребывать в вечном блаженстве.
И вот, Сиддхартха Гаутама, Будда, был одним из людей, живших в мире, где исповедовался этот круг идей. Он был знаком с Махавирой, но он учил иному, тому, что оказало намного большее влияние, привлекло намного больше людей, чем джайнизм и адживика. И если говорить обо всём мире, то и намного больше, чем упанишадическое индуистское учение, которое осталось только в Индии, и было принято лишь немногими европейцами.
А буддизм распространился повсюду, и стал религией для многих народов, если угодно, космополитичной верой, такой же, как христианство и ислам. В чём же здесь секрет? Об этом мы тоже будем говорить, но не сейчас. Дорогие друзья, эту лекцию мы с вами посвятим жизнеописанию Будды. Мы посвятим её жизнеописанию Будды потому, что нельзя понять, скажем, христианство, не узнав о жизни Христа, нельзя понять ислам, не узнав о жизни Мухаммеда, нельзя понять зороастризм, не поняв жизнь Зороастра. Точно так же и с буддизмом, потому что суть учения всегда отражается не только в словах, но и в самом жизненном пути основателя учения.
Посмотрите: мы видим Иисуса Христа, который выходит на проповедь в возрасте тридцати лет, а через три с половиной года его распинают. Его последние слова, по крайней мере, в двух Евангелиях, это «Элои! Элои! Ламма савахфани?», «Боже! Боже! Зачем ты оставил меня?» [Мф.27:46; Мк.15:34], то есть, это - призыв к Богу. У Мухаммеда, как мы видим, в сорок лет происходит обращение, и сначала он живёт жизнью гонимого, а потом жизнью правителя, ведёт войны, подчиняет исламу не только словом, но и мечом окрестные племена. В отличие от Иисуса, он имеет семью, жён, детей, и умирает, в сущности, пресыщенный жизнью, в объятьях любимой юной супруги Айши.
Я не буду сейчас рассказывать о жизни Зороастра, о зороастризме мы скоро будем говорить. А у Будды была иная судьба, но она также связана с его учением, со спецификой его учения. На настоящий момент большинство учёных согласны не только с тем, что Будда – историческая личность, это практически всеобщее мнение, но и с тем, что в многочисленных поздних житийных текстах сохранились факты реальной биографии Будды.
Мирча Элиаде в своём трёхтомнике «История религиозных идей», в главах, посвящённых Будде, прямо говорит: «Нет никаких причин сомневаться в историчности Будды» [M. Eliade. History of religious ideas. Vol 2. P.72]. Для того, чтобы подробно познакомиться и с жизнью Будды, и с её интерпретацией, можно взять многие книги. Я мог бы рекомендовать старую классическую книгу Эдварда Томаса «Жизнь Будды. История и легенды», которая впервые была издана в 1927 году в Лондоне. [Edward J. Thomas. The Life of Buddha as Legend and History. London, 1927]. Или Фрэнка Рейнольдса – замечательного, умершего в 2019 году буддолога, работавшего в Соединённых Штатах, в Чикаго: его большая статья в сборнике «Биографический процесс» называется «Многие жизни Будды. Изучение священной биографии и традиция Тхеравады» [Frank E. Reynolds The Many Lives of Buddha: A Study of Sacred Biography and Theravada Tradition // The Biographical Process, edited by Reynolds and Donald Capps ("Religion and Reason Series," vol. 11, The Hague, 1976].
Можно также рекомендовать книгу Альфреда Фуше «Жизнь Будды в соответствии с древними текстами и памятниками монументального искусства Индии», переведённую с французского, изданную в Мидлтауне, в Коннектикуте, в 1963 году. Или недавнее двухтомное исследование многих учёных под редакцией Харенса Бекерта «Датировка исторического Будды» в переводе с немецкого, первоначально издана в Гёттингене [Bechert, Heinz, ed. The Dating of the Historical Buddha. Die Datierung des historischen Buddha. 3 bds. Göttingen, 1991–1997], или книгу Джона Стронга «Будда. Краткая биография», Оксфорд, 2001-й год [John S. Strong. The Buddha: A Short Biography. Oxford, 2001].
Один из крупных историков, католический священник Этьен Ламотт, профессор университета Лёвена сказал, «Буддизм останется необъяснимым, если мы не поставим в его истоке сильную личность его основателя» [Étienne Lamotte. Histoire du bouddhisme indien. Louvain, 1958, - p. 70)].
Для историков религии, историчность личности Будды интересна, но нам гораздо важнее понять, как именно верили в него люди, и что они в его жизни выделяли. Когда мы исследуем жизнь Христа, то видим, если исходить из канонических Евангелий, что огромный период жизни Христа – от Его рождения до выхода на проповедь, – практически не освещён в Евангелии. Для первых христиан это было неинтересно. А то, что было интересно и важно, в Евангелиях рассказано. Но что значимо для буддистов в жизни Будды? По мнению современных учёных, самые первые биографии Будды появляются примерно через сто лет после его смерти, ещё до царствования Ашоки. Это Скандхака из Виная-питаки - «Корзины дисциплины», одной из корзин закона Трипитаки. Это «Жизнь Будды» - «Буддачарита» - Ашвагхоши, которая появляется в I веке. Он была мастерски переведена на русский язык Константином Бальмонтом и регулярно у нас переиздаётся, мы будем читать из неё фрагменты.
Фрэнк Рейнольдс пишет в своей статье в «Энциклопедии религии»: «Есть несколько моментов, которые, вряд ли добавлены в биографию, и они указывают, что имеется определенная историческая подоснова дальнейшей биографической традиции. Эти моменты присутствуют практически в идентичном виде в писаниях различных школ Буддизма, и это является убедительным указанием, что они уже были до 4-3 веков до Р.Х., когда независимые и отличные одна от другой традиции стали развиваться. Некоторые из этих деталей столь своеобразны, двусмысленны и неожиданны, что кажется маловероятным, что они просто выдуманы. Среди них - то, что Гаутама был кшатрием; что он родился в народе шакьев (можно было придумать более знатное происхождение); что он был женат и имел ребенка; что он стал вести жизнь аскета без согласия своего отца; что его первые попытки поделиться своим аскетическим опытом просветления закончились неудачей; что его руководство общиной встретило серьезный вызов со стороны его более аскетичного двоюродного брата; и то, что умер он в глухой провинции, поев сгнившего мяса» [Encyclopedia of Religion. Vol. II. - P.1062].
Насчёт испорченного мяса мы ещё поговорим, но в целом это верный подход. Если в жизнеописании героя представлены как важнейшие структурные моменты вовсе не героические вещи, то именно этим они похожи на правду. Тот же принцип можно применить и к жизнеописанию Христа или Мухаммеда, кстати говоря. Оба эти описания содержат в себе целый ряд моментов, которые, казалось бы, не добавляют славы основателю вероучения, но они-то и говорят о достоверности предания. Потому что в полностью выдуманном тексте будет только сплошной панегирик.
Продолжение следует…
|
|
</> |
Курсы повышения квалификации педагогов: новые подходы и цифровые технологии
Три пса Апокалипсиса
Люди еще в далеком 16ом году все знали!
Поразительное фото
Ежедневный дайджест марафона #осеньмоеймечты — 24 октября
Сезон летних салатов закончен, пора готовить другое
Торжественный банкет в Пекине в честь государственного визита королевской четы
Когда осень превращается в лето: Мертвое море в ноябре
Небольшая тематическая подборка: котики, еда и ЗОЖ

